Автор: Карстен Марина Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества" Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий Наименование материала: методическая разработка Тема: программа "Культура Здоровья" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Дворец творчества детей и учащейся молодёжи»
для
младшего школьного возраста
Автор-составитель: методист,
Карстен Марина Николаевна
МБОУДО "Дворец творчества»
г. Ленинск-Кузнецкий
2017
Программа учебного курса «Культура здоровья»
Для младшего школьного возраста.
Пояснительная записка
Негативные явления в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявившиеся
в последние годы, поставили перед системой образования задачу сохранения и укрепления
здоровья учащихся и воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Одним
из
путей
решения
этой
проблемы
является
внедрение
в
учебный
план
пролонгированного курса валеологии, начиная с первого года обучения. Культура здоровья как
учебная дисциплина формирует у учащихся знания о здоровье и здоровом образе жизни,
мотивации на заботу о собственном здоровье, навыки и привычки здорового образа жизни.
Настоящая программа написана методистом МБОУ «Дворец творчества» Карстен Мариной
Николаевной,
г.
Ленинска-Кузнецкого.
При
разработке
программы
использовались
методические материалы и материалы образовательных программ по валеологии Г. Н. Зайцева,
В. В. Колбанова, И. И. Соковня-Семенова, В. М. Мельничук, Э. М. Казина.
Целью данного курса является укрепление и формирование здоровья учащихся через
обучение знаниям о здоровье и путях его сохранения.
Учебные задачи:
1. Сформировать у учащихся первоначальные знания о строении организма человека,
здоровье, мерах обеспечения безопасности.
2. Обучить учащихся навыкам здорового образа жизни.
Воспитательные задачи:
1. Сформировать у учащихся установку на заботу о собственном здоровье и навыки
здорового образа жизни.
Программа курса рассчитана на 32 часа в учебном году (1 час в неделю). Занятия
проводятся преимущественно в игровой, активной и творческой деятельности с использованием
подражания, практических действий, одарения и других форм продуктивного поведения. В
свободной игровой форме у учащихся формируются навыки и умения личной гигиены,
закаливания, оздоровительной физической культуры, безопасной жизнедеятельности и пр.
На
уроках
педагог
использует
разнообразные
педагогические
методы,
такие
как
развивающие игры, беседы, тренинги, уроки-сказки, видеофильмы. Во время занятий дети
обучаются
традиционным
и
нетрадиционным
методам
оздоровления
и
профилактики
заболеваний (дыхательная гимнастика, пальцевые упражнения, самомассаж и точечный
массаж)
В результате изучения данного курса учащиеся должны иметь:
- первоначальные сведения о строении организма человека и функциях отдельных органов;
- представление о понятии «здоровье» и факторах, его формирующих;
- представление о здоровом и нездоровом образах жизни, а также следующие навыки:
- уметь оценивать свое самочувствие;
- быть осторожным;
- уметь строить правильный режим дня;
- уметь поддерживать правильную осанку;
- знать правила личной гигиены, ухода за ротовой полостью, волосами, кожей, телом и т. д.;
- уметь определять недоброкачественность пищи;
- уметь воздействовать на некоторые органы при помощи пальцевых упражнений и
тренингов;
- обладать навыками самомассажа.
Тематический план курса «Культура здоровья»
для 1года обучения
№
Содержание
Часы
1
Знакомство
2
1.1 Давайте познакомимся Цель: помочь учащимся ближе познакомиться друг с
другом. - игра в кругу «Давайте познакомимся» - игра «Ласковушки»
1
1.2 Моя семья Цель: показать значение семьи в жизни человека - игра на развитие
мышления «Помоги малышу найти папу и маму» - игра «Хорошо-плохо» -
психогимнастика (каждый ребенок ласково называет любимого члена семьи)
1
2
Ты и твое тело
11
2.1 Пуговица на животе Цель: показать, как связан будущий младенец со своей
мамой через пупочный канат - игра «В доме младенец» - психогимнастика
«Космонавт»
1
2.2 Что умеют делать новорожденные Цель: дать понятие о врожденных
инстинктах у новорожденных - психогимнастика (самооценка, тренинг для
снятия усталости и сравнений своих умений с умениями новорожденных,
«Массаж лица», «Пальчики»)
1
2.3 Каким я был Цель: на примерах показать, что все живое изменяется –
психогимнастика (самооценка: когда я стану большим, я буду...)
1
2.4 Какой я есть Цель: продолжить наблюдение за изменениями человека –
психогимнастика (у меня хорошее настроение и мне это дает ...)
1
2.5 Чем я отличаюсь от взрослого человека Цель: показать отличия ребенка от
взрослого человека - психогимнастика (сценки «В транспорте», «Дома») - игра
«Ручеек»
1
2.6 Из чего я сделан Цель: дать понятие о химической природе человека - игра
«Хорошо-плохо» - психогимнастика (гости в вашем доме)
1
2.7 Какой я внутри Цель: дать понятие о клеточном строении человека –
психогимнастика (с помощью жестов и мимики изобразить слова «цветок»,
«нежность», «мужество»)
1
2.8 Почему я не падаю Цель: дать понятие о скелете человека - игра «Восковая
палочка»
1
2.9 Моя красивая осанка Цель: показать важность правильной осанки для человека
– игра «Чего не хватает» - психогимнастика «Осанка и мое настроение»
1
2.10 Как стать Геркулесом Цель: показать, что занятия спортом укрепляют организм
- игра «Книга рекордов Гиннеса» - психогимнастика «На кого мы похожи?»
1
2.11
Мое настроение Цель: дать понятие о четырех типах темперамента –
1
психогимнастика (изображение характера с помощью движений и мимики) -
игра «Угадай настроение»
3
Влияние пищи на организм
4
3.1
Зачем человек ест Цель: показать роль пищи в жизни человека - игра
«Хорошо – плохо» - психогимнастика (придумать вкус, запах, цвет солнечного
света)
1
3.2
Полезная пища, вредная пища Цель: показать разнообразие пищи, рассказать о
составе полезной пищи - игра «Хозяин дома»
1
3.3
Овощи. Блюда из овощей Цель: показать многообразие блюд из овощей – игра
«Чиполлино» - психогимнастика (пантомима)
1
3.4
Фрукты. Мой любимый сок Цель: показать роль фруктов и соков для здоровья
- игра «Фрукты»
1
4
Органы пищеварения
8
4.1
Кто охраняет мой рот Цель: рассказать о функциях языка в ротовой полости
- психогимнастика («Улыбка», упражнения на развитие логического
мышления: распределить слова по группам)
1
4.2
Красивые зубы - красивая улыбка Цель: рассказать о строении зубов - игра
«Зубик здоровый и зубик больной»
1
4.3
Как я чищу зубы Цель: научить правильно, чистить зубы, рассказать о
разнообразии зубных паст - игра «Что изменилось»
1
4.4
Почему нельзя ошибаться моему начальнику станции Цель: познакомить с
функцией глотки - игры «Хорошо-плохо», «Муха»
1
4.5
Пещера-скороварка с привратником у входа Цель: рассказать о работе
желудка - игра «Я умный»
1
4.6
Где находится мой желудок Цель: дать представления о форме и размере
желудка, его местонахождении в организме - психогимнастика (уверенно и
смело сказать слова: «Я на свете всех умней»)
1
4.7
Зачем мне толстая и тонкая кишка Цель: познакомить с функциями толстой и
тонкой кишки в организме человека - игра «Каждый спит» - отгадывание
загадок
1
4.8
Путешествие морковки по пищеварительному тракту Цель: закрепить
знания о работе пищеварительного тракта - игра «Слушай звуки»
1
5
Органы слуха и зрения
3
5.1
Как устроен мой глаз Цель: дать представления об органе зрения, о его
строении - психогимнастика (тренировка по укреплению мышц глаза, тренинг
для глаз)
1
5.2
Очки - мои помощники Цель: объяснить назначение очков, помочь детям,
которые носят очки, избавиться от комплекса неполноценности –
психогимнастика «Кому какие очки идут»
1
5.3
Мои уши Цель: дать представления об органе слуха, о его строении - игра
«Хвастушки»
1
6
Сердце
2
6.1
Мое сердечко Цель: показать значение сердца для всего организма –
психогимнастика «День святого Валентина»
1
6.2
Мое здоровье - моя программа Проведение КВН
1
7
Обобщающий урок
- проводится тест «Куда ты идешь?» для подведения итогов за год
1
2 год обучения
№
Содержание
Часы
1
Повторение
2
1.1 Резким дня Цель: повторить с учащимися важность выполнения режима дня -
психогимнастика (с помощью мимики и движений изобразить человека,
выполняющего и невыполняющего режим)
1
1.2 Я здоровье берегу, сам себе я помогу Цель: повторить с учащимися, что значит
здоровый образ жизни
1
2
Для самых любознательных
4
2.1 Как возникла жизнь на Земле Цель: познакомить учащихся с описанием
сотворения мира в Священной книге - Библии - игра «Холодно-жарко»
1
2.2 Ученые о возникновении жизни на Земле. Клетка Цель: раскрыть точку зрения
ученых о возникновении жизни на Земле, закрепить представление о клетке
как основе развития всего живого - игра «Четыре стихии»
1
2.3 Питание клеток Цель: закрепить знания о химической природе человека –
игра «Доска не кусается»
1
2.4 Почему с возрастом изнашивается организм человека Цель: показать причины
старения человека - психогимнастика «Учусь поддерживать разговор»
1
3
Тайны человеческого сердца
6
3.1 Строение сердца Цель: дать представление о строении сердца -
психогимнастика «Необитаемый остров»
1
3.2 Почему кровь красная Цель: объяснить, почему кровь имеет красный цвет,
ввести понятие «гемоглобин», показать зависимость состава крови от умения
правильно питаться и отдыхать - психогимнастика «Контакт»
1
3.3 Реки Вены и Артерии. Два круга кровообращения Цель: показать роль вен и
артерий в работе сердечно-сосудистой системы, дать понятие о большом и
малом кругах кровообращения - игра «Тропинка»
1
3.4 Путешествие по рекам Цель: дать понятие о функции крови - игра
«Сыщики»
1
3.5 Как работает сердце ребенка, взрослого, пожилого человека Цель: показать
возрастные изменения в сердце – психогимнастика «Встреча с врачом»
1
3.6 Какое сердце у меня Цель: обобщить знания о строении сердца - игра «Найти
пару»
1
4
Мой главнокомандующий
7
4.1 Кто всему голова Цель: познакомить с функциями мозга, рассказать о том, как
помочь при обмороке - психогимнастика «Это про меня»
1
4.2 Что еще мы знаем о мозге? Цель: расширить знания о работе мозга - игра
«Зернышки»
1
4.3 Камера хранения для памяти Цель: дать представление о сером и белом
веществе мозга, показать роль памяти в жизни человека - игра «Полслова за
вами»
1
4.4 Как устроен глаз Цель: расширить знания о строении глаза, дать советы по
уходу за глазами - психогимнастика «Чайки»
1
4.5 Как устроено ухо Цель: закрепить знания о строении уха, о механизмах
восприятия звука - психогимнастика «Осенние ласточки»
1
4.6 Наш сон Цель: показать роль сна в жизни человека - психогимнастика
«Котенок»
1
4.7 Цветные проводочки для разных сообщений - наши нервы Цель: дать
представление о строении нервной системы - игра «Хорошо-плохо» -
психогимнастика «Звери»
1
5
Хорошее самочувствие
2
5.1 Скелет человека Цель: показать функции скелета, сформировать установку на
бережное отношение к позвоночнику – психогимнастика (изображение
действий в стихотворении «Стрекоза» с помощью мимики и жестов)
1
5.2 Нагрузки, которые может выдержать человек Цель: показать возможности
скелета человека - психогимнастика (инсценировка стихотворения)
1
6
Работа печени
2
6.1 Пограничная застава - печень Цель: познакомить с функциями печени,
показать важность этого органа в организме - игры на развитие активного
1
внимания «Плакучая ива», «Тополь»
6.2 Как беречь печень Цель: показать необходимость бережного отношения к
печени - игра с мячом «Знакомство»
1
7
Наши легкие
3
7.1 Зачем мы дышим Цель: раскрыть функции легких - психогимнастика
(произнести скороговорку-считалочку)
1
7.2 Бой с микробами Цель: показать вредное воздействие микробов на организм -
психогимнастика «Микробы»
1
7.3 Мое здоровье Цель: обобщить знания учащихся о своем здоровье - игра
«Доктор Айболит»
1
8
Ослепительная улыбка на всю жизнь
3
8.1 Процесс разрушения зубов Цель: разъяснить учащимся процесс разрушения
зубов - игра «Зубик»
1
8.2 Чистка зубов Цель: научить правильно чистить зубы, рассказать о
разнообразии зубных паст - игра «Что изменилось?»
1
8.3 Строение зуба Цель: показать строение зуба - психогимнастика «Посещение
зубного врача»
1
9
Школа здорового питания
4
9.1 Ешь полезную для здоровья пищу Цель: показать разнообразие пищи, рассказать
о составе полезной пищи - психогимнастика (инсценировка «Я - хозяин
дома»)
1
9.2 Сладкие продукты Цель: рассказать о пользе и вреде сладких продуктов - игра
«Конфетка»
1
9.3 Жирные продукты Цель: рассказать о пользе и вреде жирных продуктов -
игра «Хорошо-плохо»
1
9.4 Выбирай полезную для сердца пищу Цель: рассказать о составе полезной для
сердца пищи - игра «Хорошо-плохо»
1
10
Мое здоровье - моя программа
Цель: подвести итоги проделанной работы
1
3 год обучения
№ Содержание
Часы
1
Повторение
3
1.1 Что изучает Культура здоровья Цель: познакомить с предметом «Культура
здоровья» - игра «Слушай команду»
1
1.2 Воспоминания о стране Леор Цель: развитие памяти - японская пальчиковая
гимнастика
1
1.3 Для чего нужно знать свое тело Цель: показать необходимость знаний о
своем теле - тренинг «Разотрем ладони»
1
2
Здоровье прежде всего
5
2.1 Полезные и вредные привычки Цель: научить узнавать полезные и вредные
привычки - тренинг «Обижался поросенок»
1
2.2 Что значит заботиться о себе Цель: воспитать в ребенке потребность
следить за своим здоровьем - тренинг «Пальчик – друг»
1
2.3 Как правильно разговаривать с врачом Цель: научить ребенка вести беседу с
врачом - практическое занятие
1
2.4 Мышечное расслабление и глубокое дыхание - средства от стрессов Цель:
развить навыки снятия напряженности, невротических состояний, страхов -
игра «Дракон кусает свой хвост»
1
2.5 Обобщающий урок Цель: уточнить и систематизировать полученные знания -
инсценирование песни «Знай свое тело»
1
3
Работа сердца
5
3.1 Из чего состоит наше сердце Цель: показать строение сердца - тренинг
«Точилка»
1
3.2 Аэробные упражнения как важный фактор тренировки сердца Цель: показать
роль упражнений в укреплении сердца – тренинг «Зайка Пиф»
1
3.3 Разучивание аэробных упражнений Цель: научить упражнениям для
тренировки сердца - практическое занятие
1
3.4 Виды спорта, тренирующие сердце Цель: показать влияние спорта на работу
сердца - тренинг «Ушко горит»
1
3.5 Обобщающий урок Цель: систематизировать и закрепить полученные знания –
инсценировка песни «Закаляйся»
1
4
Полезная для здоровья пища
6
4.1 Ешь полезную для здоровья пищу Цель: выработать навыки правильного
питания - тренинг «Зайка на пригорочке»
1
4.2 Продукты красной, желтой и зеленой улиц Цель: показать значение
саморегуляции организма - тренинг «Солдатики»
1
4.3 Незнакомая еда со всего света Цель: показать разнообразие пищи - тренинг
«Цветочки»
1
4.4 Продукты, полезные для сердца Цель: показать значение пищи для состояния
сердца - тренинг «Хозяюшка»
1
4.5 Распознавание полезных и неполезных продуктов Цель: научить распознавать
продукты - практическое занятие
1
4.6 Обобщающий урок Цель: обобщить полученные знания - инсценирование
песни «Эта вредная еда»
1
5
Знай и будь осторожным
7
5.1 Опасные ситуации Цель: научить распознавать ситуации, которые могут быть
опасными - игра «Скучно, скучно так сидеть»
1
5.2 Взрослый, вызывающий доверие Цель: развить навыки общения со взрослыми
– игра «Ну-ка, угадай!»
1
5.3 Насилие со стороны взрослых Цель: выработать модели поведения в
ситуациях насилия со стороны взрослых - тренинг «Сочинение историй»
1
5.4 Когда ты дома один Цель: выработать навыки самостоятельности,
самоконтроля - игра «Слушай команду»
1
5.5 Осторожно - огонь Цель: привить навыки обращения с огнеопасными
предметами - просмотр и обсуждение диафильма
1
5.6 Играй в безопасных местах Цель: научить оценивать безопасность
окружающих условий - игра «Разведчик»
1
5.7 Обобщающий урок Цель: закрепить полученные знания
1
6
Я умею выбирать
8
6.1 Воздействие табачного дыма на организм Цель: рассказать о вреде курения,
научить обращаться ко взрослым с просьбой не курить в общественных
местах - самомассаж «Волны»
1
6.2 Влияние алкоголя на организм Цель: рассказать о вреде алкоголя - тренинг
«Братец-палец»
1
6.3 Наркотики - враги здоровья Цель: рассказать о вредном влиянии наркотиков
на организм - самомассаж «Лодочка»
1
6.4 Умей сказать «НЕТ» Цель: научить детей отвергать настойчивые предложения
курить, пить, пробовать наркотики – самомассаж «Умный котик»
1
6.5 Это злое царство Цель: обучить навыкам самомассажа глазных яблок –
самомассаж «Глазки»
1
6.6 Я рисую рекламу - практическое занятие
1
6.7 Обобщающий урок
1
7
Итоговое занятие
Цель: подвести итоги проделанной за год работы - составление
индивидуальной «программы здоровья»
1
4 год обучения
№
Содержание
Часы
1
Повторение
3
1.1 Почему школьнику нужен режим? Цель: научить правильно распределять свое
время, вырабатывать для себя рациональный режим дня - игра «Канон»
1
1.2 Помоги себе сам Цель: научить самостоятельно снимать утомление, быстро
включаться в работу - тренинга «Пила», «Разотри ладони», «Барабан», «Ушко
горит», «Словесная говорилка», «Зайка»
1
1.3 Я здоровье берегу - сам себе я помогу Цель: обучить навыкам оказания
самопомощи - игра «Вот так позы»
1
2
Личное здоровье и его зависимость от образа жизни
7
2.1 Что такое осанка и от чего она зависит Цель: дать понятие правильной
осанки и необходимости контроля за осанкой - игра «Стой» - развитие
самоконтроля и произвольных движений
1
2.2 Воспитание правильной осанки Цель: привить навыки правильной осанки –
разучивание комплекса упражнений
1
2.3 Мышечное расслабление и глубокое дыхание - средство от стрессов Цель:
познакомить с приемами расслабления мышц лица, рук, ног - игра «Нарисуй
свой страх»
1
2.4 Простудные заболевания и их профилактика Цель: научить основным мерам
профилактики простудных заболеваний - игра «Ребята, давайте учиться от
гриппа лечиться!»
1
2.5 Гигиена сна. Утренняя гимнастика Цель: показать роль сна в жизни человека,
необходимость гимнастики – тренинг
1
2.6 Здоровье и болезнь Цель: научить различать состояния здоровья и болезни,
показать действия, направленные на укрепление здоровья - тренинг «Кошки-
мышки»
1
2.7 Здоровье и образ жизни Цель: показать влияние образа жизни на здоровье
человека - игра «Флажок» - преодоление гиперактивности, развитие
самоконтроля
1
3
Основы правильного питания
7
3.1 Правильное питание - залог здоровья и красоты Цель: сформировать
представление о правильном питании - игра «Возьми и передай другому»
1
3.2 Как правильно питаться Цель: привить навыки рационального питания:
состав пищи, режим питания - игра «Скучно, скучно так сидеть»
1
3.3 Роль витаминов в обеспечении здоровья Цель: показать, как влияет на
организм недостаток витаминов - тренинга с использованием языка
2
3.4 Калорийность питания. Переедание Цель: показать энергетическую ценность
разной пищи, последствия переедания калорийной пищи - игра «Сова»
2
3.5 Гигиена питания и приготовления пищи Цель: привить гигиенические навыки
питания и приготовления пищи - игра «Вот так позы»
1
4
Пути распространения инфекции
4
4.1 Чистота - залог здоровья Цель: привить навыки личной гигиены - игра
«Зеркала»
2
4.2 Причины болезней. Инфекционные заболевания Цель: дать понятие об
инфекции и о мерах ее лечения и предохранения от инфекции - тренинг
«Разотри ладони»
1
4.3 Посещение врача или вызов врача на дом Цель: показать способы, снимающие
тревогу перед посещением врача - игра «Сочинение историй»
1
5
Твои родители и твое здоровье
3
5.1 Семья, взаимоотношения между ее членами Цель: показать роль каждого
члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье - игра «Кто что
сделал?»
1
5.2 Будущие папы и мамы Цель: разъяснить необходимость бережного отношения
к себе и друг к другу - игра «Где мы побывали, что мы повидали?»
1
5.3 Ночное «плавание» Цель: объяснить причины ночного недержания мочи,
научить преодолевать свои комплексы - игра «Нарисуй свой страх»
1
6
Окружающая среда и здоровье
4
6.1 Безопасность на дорогах Цель: показать необходимость соблюдения правил
дорожного движения - игра «Тень»
1
6.2 Безопасность при общении с животными Цель: познакомить с правилами
поведения при общении с животными - тренинг «Организм наш очень
сложный»
1
6.3 Оказание первой помощи Цель: научить навыкам первой помощи при ожоге,
обморожении, ударе электрическим током - игра «Любопытный»
1
6.4 Безопасность на природе Цель: показать модели поведения при лесном
пожаре, грозе в лесу - игра «Слушай и исполняй»
1
7
Организм человека
5
7.1 Из чего состоит человек? Цель: дать понятие о строении человеческого
организма - игра «Волшебное слово»
1
7.2 Профилактика утомления глаз Цель: расширить знания о строении глаза,
научить гимнастике для глаз - разучивание упражнений для снятия утомления
глаз и профилактики нарушений зрения
1
7.3 Дыхательная система Цель: рассказать о функции легких, научить
упражнениям, укрепляющим эту функцию – разучивание скороговорок
1
7.4 Работа сердца ребенка, взрослого, пожилого Цель: расширить знания о
строении сердца, рассказать о возрастных изменениях в сердце - игра
«Слушай хлопки»
1
7.5 Нагрузки, которые может выдержать человек Цель: рассказать о
возможностях скелета человека - тренинг «Резинка»
1
8
Итоговое занятие
Цель: подвести итоги проделанной за год работы - составление
индивидуальной «программы здоровья»
1
Список
1.
Ананьев,
Н.И.,
Блинова,
Е.Г.
Модернизация
обучения,
здоровье
и
некоторые
вопросы
адаптации
школьников
[Текст]
/
Н.И.
Ананьев,
Е.Г.
Блинова.
//Актуальные
проблемы адаптации человека: сб. статей. – Сургут, 2002. - 26-27 с.
2.
Аносова,
М.В.
Анализ
урока
с
позиции
здоровьесбережения
[Текст]
/
М.В.
Амосова. // Педагогика и психология здоровья. – М.:, 2003.-69 с.
3.
Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе [Текст] / В.А. Вишневский.– М.:,
2002. – 270 с.
4. Галева, Н.Л. Каждая школа – это школа здоровья [Текст] / Н.Л. Галеева // Директор
школы. - 2010. –№ 9. - С. 98-104.
4.
Гладышева О.С. Системная модель здоровьесберегающей школы [Текст] / О.С.
Гладышева // Директор школы. - № 6, 2010. – С. 98-104.
6. Зюзина, Т.Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. Т.Н. Зюзина
[Текст] - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.
5.
Науменко,
Ю.В.
Здоровьесберегающая
деятельность
школы:
мониторинг
эффективности [Текст] / Ю.В. Науменко. – М.: Планета, 2011. – 208 с.
6.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник
образования России. – 2010. – № 4. – С. 62-71.
7.
Уланова,
С.А.Управление
развитием
здоровьесберегающей
среды
в
образовательном учреждении: учебно-методический комплект для слушателей программы
профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» [Текст] / С.А. Уланова;
Коми
республиканский
институт
развития
образования
и
переподготовки
кадров.
–
Сыктывкар, 2009. – 72 с.