Напоминание

программа "Культура Здоровья"


Автор: Карстен Марина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа "Культура Здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи»
для

младшего школьного возраста

Автор-составитель: методист,

Карстен Марина Николаевна

МБОУДО "Дворец творчества»
г. Ленинск-Кузнецкий 2017

Программа учебного курса «Культура здоровья»

Для младшего школьного возраста.

Пояснительная записка
Негативные явления в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявившиеся в последние годы, поставили перед системой образования задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение в учебный план пролонгированного курса валеологии, начиная с первого года обучения. Культура здоровья как учебная дисциплина формирует у учащихся знания о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на заботу о собственном здоровье, навыки и привычки здорового образа жизни. Настоящая программа написана методистом МБОУ «Дворец творчества» Карстен Мариной Николаевной, г. Ленинска-Кузнецкого. При разработке программы использовались методические материалы и материалы образовательных программ по валеологии Г. Н. Зайцева, В. В. Колбанова, И. И. Соковня-Семенова, В. М. Мельничук, Э. М. Казина.
Целью
данного курса является укрепление и формирование здоровья учащихся через обучение знаниям о здоровье и путях его сохранения.
Учебные задачи:
1. Сформировать у учащихся первоначальные знания о строении организма человека, здоровье, мерах обеспечения безопасности. 2. Обучить учащихся навыкам здорового образа жизни.
Воспитательные задачи:
1. Сформировать у учащихся установку на заботу о собственном здоровье и навыки здорового образа жизни. Программа курса рассчитана на 32 часа в учебном году (1 час в неделю). Занятия проводятся преимущественно в игровой, активной и творческой деятельности с использованием подражания, практических действий, одарения и других форм продуктивного поведения. В свободной игровой форме у учащихся формируются навыки и умения личной гигиены, закаливания, оздоровительной физической культуры, безопасной жизнедеятельности и пр. На уроках педагог использует разнообразные педагогические методы, такие как развивающие игры, беседы, тренинги, уроки-сказки, видеофильмы. Во время занятий дети обучаются традиционным и нетрадиционным методам оздоровления и профилактики заболеваний (дыхательная гимнастика, пальцевые упражнения, самомассаж и точечный массаж) В результате изучения данного курса учащиеся должны иметь:
- первоначальные сведения о строении организма человека и функциях отдельных органов; - представление о понятии «здоровье» и факторах, его формирующих; - представление о здоровом и нездоровом образах жизни, а также следующие навыки: - уметь оценивать свое самочувствие; - быть осторожным; - уметь строить правильный режим дня; - уметь поддерживать правильную осанку; - знать правила личной гигиены, ухода за ротовой полостью, волосами, кожей, телом и т. д.; - уметь определять недоброкачественность пищи; - уметь воздействовать на некоторые органы при помощи пальцевых упражнений и тренингов; - обладать навыками самомассажа.
Тематический план курса «Культура здоровья»

для 1года обучения
№ Содержание Часы 1 Знакомство 2 1.1 Давайте познакомимся Цель: помочь учащимся ближе познакомиться друг с другом. - игра в кругу «Давайте познакомимся» - игра «Ласковушки» 1 1.2 Моя семья Цель: показать значение семьи в жизни человека - игра на развитие мышления «Помоги малышу найти папу и маму» - игра «Хорошо-плохо» - психогимнастика (каждый ребенок ласково называет любимого члена семьи) 1 2 Ты и твое тело 11 2.1 Пуговица на животе Цель: показать, как связан будущий младенец со своей мамой через пупочный канат - игра «В доме младенец» - психогимнастика «Космонавт» 1 2.2 Что умеют делать новорожденные Цель: дать понятие о врожденных инстинктах у новорожденных - психогимнастика (самооценка, тренинг для снятия усталости и сравнений своих умений с умениями новорожденных, «Массаж лица», «Пальчики») 1 2.3 Каким я был Цель: на примерах показать, что все живое изменяется – психогимнастика (самооценка: когда я стану большим, я буду...) 1 2.4 Какой я есть Цель: продолжить наблюдение за изменениями человека – психогимнастика (у меня хорошее настроение и мне это дает ...) 1 2.5 Чем я отличаюсь от взрослого человека Цель: показать отличия ребенка от взрослого человека - психогимнастика (сценки «В транспорте», «Дома») - игра «Ручеек» 1 2.6 Из чего я сделан Цель: дать понятие о химической природе человека - игра «Хорошо-плохо» - психогимнастика (гости в вашем доме) 1 2.7 Какой я внутри Цель: дать понятие о клеточном строении человека – психогимнастика (с помощью жестов и мимики изобразить слова «цветок», «нежность», «мужество») 1 2.8 Почему я не падаю Цель: дать понятие о скелете человека - игра «Восковая палочка» 1 2.9 Моя красивая осанка Цель: показать важность правильной осанки для человека – игра «Чего не хватает» - психогимнастика «Осанка и мое настроение» 1 2.10 Как стать Геркулесом Цель: показать, что занятия спортом укрепляют организм - игра «Книга рекордов Гиннеса» - психогимнастика «На кого мы похожи?» 1 2.11 Мое настроение Цель: дать понятие о четырех типах темперамента – 1
психогимнастика (изображение характера с помощью движений и мимики) - игра «Угадай настроение» 3 Влияние пищи на организм 4 3.1 Зачем человек ест Цель: показать роль пищи в жизни человека - игра «Хорошо – плохо» - психогимнастика (придумать вкус, запах, цвет солнечного света) 1 3.2 Полезная пища, вредная пища Цель: показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи - игра «Хозяин дома» 1 3.3 Овощи. Блюда из овощей Цель: показать многообразие блюд из овощей – игра «Чиполлино» - психогимнастика (пантомима) 1 3.4 Фрукты. Мой любимый сок Цель: показать роль фруктов и соков для здоровья - игра «Фрукты» 1 4 Органы пищеварения 8 4.1 Кто охраняет мой рот Цель: рассказать о функциях языка в ротовой полости - психогимнастика («Улыбка», упражнения на развитие логического мышления: распределить слова по группам) 1 4.2 Красивые зубы - красивая улыбка Цель: рассказать о строении зубов - игра «Зубик здоровый и зубик больной» 1 4.3 Как я чищу зубы Цель: научить правильно, чистить зубы, рассказать о разнообразии зубных паст - игра «Что изменилось» 1 4.4 Почему нельзя ошибаться моему начальнику станции Цель: познакомить с функцией глотки - игры «Хорошо-плохо», «Муха» 1 4.5 Пещера-скороварка с привратником у входа Цель: рассказать о работе желудка - игра «Я умный» 1 4.6 Где находится мой желудок Цель: дать представления о форме и размере желудка, его местонахождении в организме - психогимнастика (уверенно и смело сказать слова: «Я на свете всех умней») 1 4.7 Зачем мне толстая и тонкая кишка Цель: познакомить с функциями толстой и тонкой кишки в организме человека - игра «Каждый спит» - отгадывание загадок 1 4.8 Путешествие морковки по пищеварительному тракту Цель: закрепить знания о работе пищеварительного тракта - игра «Слушай звуки» 1 5 Органы слуха и зрения 3 5.1 Как устроен мой глаз Цель: дать представления об органе зрения, о его строении - психогимнастика (тренировка по укреплению мышц глаза, тренинг для глаз) 1 5.2 Очки - мои помощники Цель: объяснить назначение очков, помочь детям, которые носят очки, избавиться от комплекса неполноценности – психогимнастика «Кому какие очки идут» 1 5.3 Мои уши Цель: дать представления об органе слуха, о его строении - игра «Хвастушки» 1 6 Сердце 2 6.1 Мое сердечко Цель: показать значение сердца для всего организма – психогимнастика «День святого Валентина» 1 6.2 Мое здоровье - моя программа Проведение КВН 1 7 Обобщающий урок - проводится тест «Куда ты идешь?» для подведения итогов за год 1
2 год обучения
№ Содержание Часы 1 Повторение 2 1.1 Резким дня Цель: повторить с учащимися важность выполнения режима дня - психогимнастика (с помощью мимики и движений изобразить человека, выполняющего и невыполняющего режим) 1
1.2 Я здоровье берегу, сам себе я помогу Цель: повторить с учащимися, что значит здоровый образ жизни 1 2 Для самых любознательных 4 2.1 Как возникла жизнь на Земле Цель: познакомить учащихся с описанием сотворения мира в Священной книге - Библии - игра «Холодно-жарко» 1 2.2 Ученые о возникновении жизни на Земле. Клетка Цель: раскрыть точку зрения ученых о возникновении жизни на Земле, закрепить представление о клетке как основе развития всего живого - игра «Четыре стихии» 1 2.3 Питание клеток Цель: закрепить знания о химической природе человека – игра «Доска не кусается» 1 2.4 Почему с возрастом изнашивается организм человека Цель: показать причины старения человека - психогимнастика «Учусь поддерживать разговор» 1 3 Тайны человеческого сердца 6 3.1 Строение сердца Цель: дать представление о строении сердца - психогимнастика «Необитаемый остров» 1 3.2 Почему кровь красная Цель: объяснить, почему кровь имеет красный цвет, ввести понятие «гемоглобин», показать зависимость состава крови от умения правильно питаться и отдыхать - психогимнастика «Контакт» 1 3.3 Реки Вены и Артерии. Два круга кровообращения Цель: показать роль вен и артерий в работе сердечно-сосудистой системы, дать понятие о большом и малом кругах кровообращения - игра «Тропинка» 1 3.4 Путешествие по рекам Цель: дать понятие о функции крови - игра «Сыщики» 1 3.5 Как работает сердце ребенка, взрослого, пожилого человека Цель: показать возрастные изменения в сердце – психогимнастика «Встреча с врачом» 1 3.6 Какое сердце у меня Цель: обобщить знания о строении сердца - игра «Найти пару» 1 4 Мой главнокомандующий 7 4.1 Кто всему голова Цель: познакомить с функциями мозга, рассказать о том, как помочь при обмороке - психогимнастика «Это про меня» 1 4.2 Что еще мы знаем о мозге? Цель: расширить знания о работе мозга - игра «Зернышки» 1 4.3 Камера хранения для памяти Цель: дать представление о сером и белом веществе мозга, показать роль памяти в жизни человека - игра «Полслова за вами» 1 4.4 Как устроен глаз Цель: расширить знания о строении глаза, дать советы по уходу за глазами - психогимнастика «Чайки» 1 4.5 Как устроено ухо Цель: закрепить знания о строении уха, о механизмах восприятия звука - психогимнастика «Осенние ласточки» 1 4.6 Наш сон Цель: показать роль сна в жизни человека - психогимнастика «Котенок» 1 4.7 Цветные проводочки для разных сообщений - наши нервы Цель: дать представление о строении нервной системы - игра «Хорошо-плохо» - психогимнастика «Звери» 1 5 Хорошее самочувствие 2 5.1 Скелет человека Цель: показать функции скелета, сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику – психогимнастика (изображение действий в стихотворении «Стрекоза» с помощью мимики и жестов) 1 5.2 Нагрузки, которые может выдержать человек Цель: показать возможности скелета человека - психогимнастика (инсценировка стихотворения) 1 6 Работа печени 2 6.1 Пограничная застава - печень Цель: познакомить с функциями печени, показать важность этого органа в организме - игры на развитие активного 1
внимания «Плакучая ива», «Тополь» 6.2 Как беречь печень Цель: показать необходимость бережного отношения к печени - игра с мячом «Знакомство» 1 7 Наши легкие 3 7.1 Зачем мы дышим Цель: раскрыть функции легких - психогимнастика (произнести скороговорку-считалочку) 1 7.2 Бой с микробами Цель: показать вредное воздействие микробов на организм - психогимнастика «Микробы» 1 7.3 Мое здоровье Цель: обобщить знания учащихся о своем здоровье - игра «Доктор Айболит» 1 8 Ослепительная улыбка на всю жизнь 3 8.1 Процесс разрушения зубов Цель: разъяснить учащимся процесс разрушения зубов - игра «Зубик» 1 8.2 Чистка зубов Цель: научить правильно чистить зубы, рассказать о разнообразии зубных паст - игра «Что изменилось?» 1 8.3 Строение зуба Цель: показать строение зуба - психогимнастика «Посещение зубного врача» 1 9 Школа здорового питания 4 9.1 Ешь полезную для здоровья пищу Цель: показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи - психогимнастика (инсценировка «Я - хозяин дома») 1 9.2 Сладкие продукты Цель: рассказать о пользе и вреде сладких продуктов - игра «Конфетка» 1 9.3 Жирные продукты Цель: рассказать о пользе и вреде жирных продуктов - игра «Хорошо-плохо» 1 9.4 Выбирай полезную для сердца пищу Цель: рассказать о составе полезной для сердца пищи - игра «Хорошо-плохо» 1 10 Мое здоровье - моя программа Цель: подвести итоги проделанной работы 1
3 год обучения
№ Содержание Часы 1 Повторение 3 1.1 Что изучает Культура здоровья Цель: познакомить с предметом «Культура здоровья» - игра «Слушай команду» 1 1.2 Воспоминания о стране Леор Цель: развитие памяти - японская пальчиковая гимнастика 1 1.3 Для чего нужно знать свое тело Цель: показать необходимость знаний о своем теле - тренинг «Разотрем ладони» 1 2 Здоровье прежде всего 5 2.1 Полезные и вредные привычки Цель: научить узнавать полезные и вредные привычки - тренинг «Обижался поросенок» 1 2.2 Что значит заботиться о себе Цель: воспитать в ребенке потребность следить за своим здоровьем - тренинг «Пальчик – друг» 1 2.3 Как правильно разговаривать с врачом Цель: научить ребенка вести беседу с врачом - практическое занятие 1 2.4 Мышечное расслабление и глубокое дыхание - средства от стрессов Цель: развить навыки снятия напряженности, невротических состояний, страхов - игра «Дракон кусает свой хвост» 1 2.5 Обобщающий урок Цель: уточнить и систематизировать полученные знания - инсценирование песни «Знай свое тело» 1 3 Работа сердца 5 3.1 Из чего состоит наше сердце Цель: показать строение сердца - тренинг «Точилка» 1
3.2 Аэробные упражнения как важный фактор тренировки сердца Цель: показать роль упражнений в укреплении сердца – тренинг «Зайка Пиф» 1 3.3 Разучивание аэробных упражнений Цель: научить упражнениям для тренировки сердца - практическое занятие 1 3.4 Виды спорта, тренирующие сердце Цель: показать влияние спорта на работу сердца - тренинг «Ушко горит» 1 3.5 Обобщающий урок Цель: систематизировать и закрепить полученные знания – инсценировка песни «Закаляйся» 1 4 Полезная для здоровья пища 6 4.1 Ешь полезную для здоровья пищу Цель: выработать навыки правильного питания - тренинг «Зайка на пригорочке» 1 4.2 Продукты красной, желтой и зеленой улиц Цель: показать значение саморегуляции организма - тренинг «Солдатики» 1 4.3 Незнакомая еда со всего света Цель: показать разнообразие пищи - тренинг «Цветочки» 1 4.4 Продукты, полезные для сердца Цель: показать значение пищи для состояния сердца - тренинг «Хозяюшка» 1 4.5 Распознавание полезных и неполезных продуктов Цель: научить распознавать продукты - практическое занятие 1 4.6 Обобщающий урок Цель: обобщить полученные знания - инсценирование песни «Эта вредная еда» 1 5 Знай и будь осторожным 7 5.1 Опасные ситуации Цель: научить распознавать ситуации, которые могут быть опасными - игра «Скучно, скучно так сидеть» 1 5.2 Взрослый, вызывающий доверие Цель: развить навыки общения со взрослыми – игра «Ну-ка, угадай!» 1 5.3 Насилие со стороны взрослых Цель: выработать модели поведения в ситуациях насилия со стороны взрослых - тренинг «Сочинение историй» 1 5.4 Когда ты дома один Цель: выработать навыки самостоятельности, самоконтроля - игра «Слушай команду» 1 5.5 Осторожно - огонь Цель: привить навыки обращения с огнеопасными предметами - просмотр и обсуждение диафильма 1 5.6 Играй в безопасных местах Цель: научить оценивать безопасность окружающих условий - игра «Разведчик» 1 5.7 Обобщающий урок Цель: закрепить полученные знания 1 6 Я умею выбирать 8 6.1 Воздействие табачного дыма на организм Цель: рассказать о вреде курения, научить обращаться ко взрослым с просьбой не курить в общественных местах - самомассаж «Волны» 1 6.2 Влияние алкоголя на организм Цель: рассказать о вреде алкоголя - тренинг «Братец-палец» 1 6.3 Наркотики - враги здоровья Цель: рассказать о вредном влиянии наркотиков на организм - самомассаж «Лодочка» 1 6.4 Умей сказать «НЕТ» Цель: научить детей отвергать настойчивые предложения курить, пить, пробовать наркотики – самомассаж «Умный котик» 1 6.5 Это злое царство Цель: обучить навыкам самомассажа глазных яблок – самомассаж «Глазки» 1 6.6 Я рисую рекламу - практическое занятие 1 6.7 Обобщающий урок 1 7 Итоговое занятие Цель: подвести итоги проделанной за год работы - составление индивидуальной «программы здоровья» 1
4 год обучения

№ Содержание Часы
1 Повторение 3 1.1 Почему школьнику нужен режим? Цель: научить правильно распределять свое время, вырабатывать для себя рациональный режим дня - игра «Канон» 1 1.2 Помоги себе сам Цель: научить самостоятельно снимать утомление, быстро включаться в работу - тренинга «Пила», «Разотри ладони», «Барабан», «Ушко горит», «Словесная говорилка», «Зайка» 1 1.3 Я здоровье берегу - сам себе я помогу Цель: обучить навыкам оказания самопомощи - игра «Вот так позы» 1 2 Личное здоровье и его зависимость от образа жизни 7 2.1 Что такое осанка и от чего она зависит Цель: дать понятие правильной осанки и необходимости контроля за осанкой - игра «Стой» - развитие самоконтроля и произвольных движений 1 2.2 Воспитание правильной осанки Цель: привить навыки правильной осанки – разучивание комплекса упражнений 1 2.3 Мышечное расслабление и глубокое дыхание - средство от стрессов Цель: познакомить с приемами расслабления мышц лица, рук, ног - игра «Нарисуй свой страх» 1 2.4 Простудные заболевания и их профилактика Цель: научить основным мерам профилактики простудных заболеваний - игра «Ребята, давайте учиться от гриппа лечиться!» 1 2.5 Гигиена сна. Утренняя гимнастика Цель: показать роль сна в жизни человека, необходимость гимнастики – тренинг 1 2.6 Здоровье и болезнь Цель: научить различать состояния здоровья и болезни, показать действия, направленные на укрепление здоровья - тренинг «Кошки- мышки» 1 2.7 Здоровье и образ жизни Цель: показать влияние образа жизни на здоровье человека - игра «Флажок» - преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля 1 3 Основы правильного питания 7 3.1 Правильное питание - залог здоровья и красоты Цель: сформировать представление о правильном питании - игра «Возьми и передай другому» 1 3.2 Как правильно питаться Цель: привить навыки рационального питания: состав пищи, режим питания - игра «Скучно, скучно так сидеть» 1 3.3 Роль витаминов в обеспечении здоровья Цель: показать, как влияет на организм недостаток витаминов - тренинга с использованием языка 2 3.4 Калорийность питания. Переедание Цель: показать энергетическую ценность разной пищи, последствия переедания калорийной пищи - игра «Сова» 2 3.5 Гигиена питания и приготовления пищи Цель: привить гигиенические навыки питания и приготовления пищи - игра «Вот так позы» 1 4 Пути распространения инфекции 4 4.1 Чистота - залог здоровья Цель: привить навыки личной гигиены - игра «Зеркала» 2 4.2 Причины болезней. Инфекционные заболевания Цель: дать понятие об инфекции и о мерах ее лечения и предохранения от инфекции - тренинг «Разотри ладони» 1 4.3 Посещение врача или вызов врача на дом Цель: показать способы, снимающие тревогу перед посещением врача - игра «Сочинение историй» 1 5 Твои родители и твое здоровье 3 5.1 Семья, взаимоотношения между ее членами Цель: показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье - игра «Кто что сделал?» 1 5.2 Будущие папы и мамы Цель: разъяснить необходимость бережного отношения к себе и друг к другу - игра «Где мы побывали, что мы повидали?» 1
5.3 Ночное «плавание» Цель: объяснить причины ночного недержания мочи, научить преодолевать свои комплексы - игра «Нарисуй свой страх» 1 6 Окружающая среда и здоровье 4 6.1 Безопасность на дорогах Цель: показать необходимость соблюдения правил дорожного движения - игра «Тень» 1 6.2 Безопасность при общении с животными Цель: познакомить с правилами поведения при общении с животными - тренинг «Организм наш очень сложный» 1 6.3 Оказание первой помощи Цель: научить навыкам первой помощи при ожоге, обморожении, ударе электрическим током - игра «Любопытный» 1 6.4 Безопасность на природе Цель: показать модели поведения при лесном пожаре, грозе в лесу - игра «Слушай и исполняй» 1 7 Организм человека 5 7.1 Из чего состоит человек? Цель: дать понятие о строении человеческого организма - игра «Волшебное слово» 1 7.2 Профилактика утомления глаз Цель: расширить знания о строении глаза, научить гимнастике для глаз - разучивание упражнений для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения 1 7.3 Дыхательная система Цель: рассказать о функции легких, научить упражнениям, укрепляющим эту функцию – разучивание скороговорок 1 7.4 Работа сердца ребенка, взрослого, пожилого Цель: расширить знания о строении сердца, рассказать о возрастных изменениях в сердце - игра «Слушай хлопки» 1 7.5 Нагрузки, которые может выдержать человек Цель: рассказать о возможностях скелета человека - тренинг «Резинка» 1 8 Итоговое занятие Цель: подвести итоги проделанной за год работы - составление индивидуальной «программы здоровья» 1 Список 1. Ананьев, Н.И., Блинова, Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников [Текст] / Н.И. Ананьев, Е.Г. Блинова. //Актуальные проблемы адаптации человека: сб. статей. – Сургут, 2002. - 26-27 с.
2. Аносова, М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения [Текст] / М.В. Амосова. // Педагогика и психология здоровья. – М.:, 2003.-69 с. 3. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе [Текст] / В.А. Вишневский.– М.:, 2002. – 270 с. 4. Галева, Н.Л. Каждая школа – это школа здоровья [Текст] / Н.Л. Галеева // Директор школы. - 2010. –№ 9. - С. 98-104. 4. Гладышева О.С. Системная модель здоровьесберегающей школы [Текст] / О.С. Гладышева // Директор школы. - № 6, 2010. – С. 98-104. 6. Зюзина, Т.Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. Т.Н. Зюзина [Текст] - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с. 5. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности [Текст] / Ю.В. Науменко. – М.: Планета, 2011. – 208 с. 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник образования России. – 2010. – № 4. – С. 62-71. 7. Уланова, С.А.Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: учебно-методический комплект для слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» [Текст] / С.А. Уланова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 72 с.


В раздел образования