Напоминание

Развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения в классе аккордеон (баян).


Автор: Колотеева Ольга Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Заинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Заинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения в классе аккордеон (баян).
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения

в классе аккордеон (баян).
Давайте начнем с вопроса, которым задавался любой педагог, с опытом или без него: - С какой категорией учащихся труднее и кропотливее идет обучение? Вы сами себе ответите, конечно с младшими учащимися. Они идут в ДМШ и в первый класс СОШ, многие не умеют читать, стесняются преподавателей, по-разному воспринимают свои успехи и неудачи. Но у них есть неподдельный интерес к занятиям, огромное желание учиться, свобода мышления и откровенное, открытое общение. Дети подсознательно чувствуют настроение преподавателя, его сильные и слабые стороны. И очень много зависит от того, сможете ли вы найти общие точки соприкосновения с каждым из первоклашек. Музыкальная педагогика непосредственно связана с социальной педагогикой и детской возрастной педагогикой, особенно на начальном этапе обучения. Мы вводим младших школьников в мир музыки и пытаемся раскрыть в них все возможные таланты и способности. Проблема музыкального развития на начальном этапе обучения в ДМШ, ДШИ остаётся превалирующей. С ней сталкиваются практически все преподаватели младших классов. Мы должны привить любовь к музыке в целом, заинтересовать ученика, добиться свободной игры, которая приносит удовольствие ребенку. Но любовь к музыке не может быть без умения ее понимать, знать основные закономерности ее развития, историю существования. На начальном этапе музыкальной школы у преподавателя по классу аккордеона возникает много достаточно не простых задач. Механика инструмента и его постановка вынуждают педагога с первого класса вырабатывать хорошую координацию обеих рук, развивать слух, мелкую моторику пальцев, музыкальное мышление, подключать все виды музыкальной памяти, воспитывать точное чувство ритма. Не секрет, что в ДМШ обучение игре на аккордеоне и баяне часто сводится к технической работе, исполнению текста и динамики без ошибок. Все дети без исключения приходят в музыкальную школу с радостью и большим желанием. Однако после первого года обучения у некоторых вдруг пропадает всякий интерес к занятиям музыкой. Во многом это зависит от преподавателя, его подхода к методике, форме ведения урока, правильному психологическому подходу к ребенку и к его родителям. Способность переживать музыку – главная форма восприятия, которой можно воспользоваться и заинтересовать ребенка. Прослушивание музыки на уроке, качественное исполнение доступного для учащегося материала самим преподавателем и в дальнейшем совместно с учеником вызывает эмоциональный отклик и творческую взаимосвязь. Все это поднимает авторитет преподавателя в глазах учащегося, уважение и желание научиться так же владеть инструментом. При многообразии возможностей интернета можно найти примеры хорошего музыкального исполнения различных произведений, познакомить учащегося с известными аккордеонистами как классического, так и эстрадного направления. На начальном этапе обучения мы не только прививаем правильное техническое исполнение, но и обучаем воспроизводить звучание и ритмы, входя в определенное эмоциональное состояние, которое диктует содержание произведения. Ученик должен стремиться
фиксировать, осознавать и формулировать свои переживания. Это большая и кропотливая совместная работа учащегося и преподавателя. Существует два вида прослушивания музыки –
пассивное
и
активное
. При
пассивном
прослушивании классической или эстрадной музыки ученик не углубляется в закономерности музыкального развития, но глубоко воспринимает её внутренним миром собственных чувств. Формируется эмоциональное отношение к тому или иному произведению. Необходимо обязательно обсуждать прослушанное, чтобы укрепить мотивацию и интерес к занятиям.
Активное
прослушивание включает в себя изучение изобразительных моментов, формы и кульминации произведения. Это осуществляется на каждом уроке. На начальном этапе необходимо обязательно объяснять логику развития мелодической линии и музыкального построения, в целом. Важную роль здесь играет собственный показ произведения преподавателем. При словесном объяснении следует точно подбирать определяющие слова, чтобы направить воображение ученика. Можно использовать яркие сравнения, сочинять сказки, использовать изобразительные моменты. Задача преподавателя при работе с учащимися младших классов развить поэтическую фантазию и воображение, обучить владению различных эмоциональных состояний. Учащийся, при исполнении на сцене даже небольшого произведения, должен адресовать слушателю свои эмоциональные высказывания путём ярких звуковых образов. Сам процесс исполнения является работой воображения, которая направляет и подчиняет двигательную моторику. Нельзя исполнять на сцене слишком сложное произведение, недопонятое учеником. Важно чтобы ребёнок играл с удовольствием, почувствовал себя на сцене комфортно. На начальном этапе обучения любое публичное выступление должно доставлять радость, положительные эмоции. Другой важной особенностью маленького музыканта является умение пользоваться внутренним слухом. Чтобы развить внутренний слух учащегося, необходима постоянная работа над чтением с листа. Даже с маленьким ребёнком можно заниматься подбором по слуху, начиная с донотного периода и, используя основные аккорды, играть простые импровизации. Это позволяет быстрее освоить клавиатуру инструмента, развивает свободу творчества и мышление. При чтении нот с листа нужно добиваться выразительного исполнения, стараться улавливать кульминацию, обращать внимание на фразировочные построения, периоды, эпизоды. У человека существует внутренний и внешний слух.
Внутренний

слух
– это слуховое воображение, имеющее следующие функции: - конкретное припоминание музыки, слышанной в чьём-то исполнении; -припоминание хотя бы последнего собственного исполнения пьесы. На начальном этапе обучения необходимо возвращаться к пройденному ранее репертуару, проигрывать старые пьесы по памяти; - формирование звуковых представлений на основе мысленного прочтения нотного текста. С первого класса нужно развивать эту способность путём интонирования мелодии, анализа её движения, анализа гармонических построений и мелодических оборотов;
- формирование конкретного исполнительского замысла. Ученик должен точно знать как играть то или иное произведение, сформулировать, совместно с педагогом, исполнительскую тактику; - способность предвосхищать развёртывание музыки во время исполнения. Прежде чем начать играть, ученик должен предслышать пьесу, настроить своё эмоциональное состояние. Подумать про взятие первых нот, вычислить темп, вспомнить некоторые узловые моменты, динамику и кульминацию. Во время игры предвосхищающее воображение работает одновременно в тесном единстве с реальным восприятием звукового потока. На начальном этапе обучения ученик слышит себя, но не думает вперед, играет неуверенно, ошибается. Некоторые места могут быть очень выразительными, колоритными. Чаще всего ученик пытается думать вперёд, но не слушает себя. Он играет уверенно, прямолинейно, но мало уделяет внимание деталям. Очень часто в музыкальной школе при натаскивании ученика игра бывает бессодержательной и автоматичной. Значит ученик плохо слушает и не думает во время игры.
Внешний слух
музыканта имеет две функции: - восприятие музыки, слышимой в данный момент. Чем больше ребёнок слышит хорошее, качественное исполнение произведения, тем больше музыкальных образов и эмоциональных состояний остаётся в памяти; - отчетливое восприятие своей собственной игры. Чтобы ученик «слушал себя» во время исполнения должна быть сделана техническая сторона пьесы. Это качество требует непрерывной и кропотливой работы, которую необходимо проводить с начальных классов обучения. Если у ребёнка яркий темперамент и желание сыграть пьесу быстро и громко лучше просить ученика играть «красиво», нежно и медленно. Нужно направить его слух на собственное исполнение: ровное ведение меха, досушивание фразы при смене меха, дыханиях вначале мелодических построений. Научить «думать вперед». После проигрывания пьесы, попросить оценить исполненное им. В беседе с учеником необходимо выяснить соответствует ли его исполнение представлениям о пьесе. Конечно, для этого ученик должен обладать хотя бы минимальным творческим опытом и музыкальным кругозором. Задача преподавателя, в этом случае, направить ученика прослушать несколько вариантов исполнения произведения, помочь воспользоваться интернетом, посоветовать сайты. Развитие чувства ритма и музыкальной памяти начинается с самых первых уроков специальности. Мы поем детские песенки по нотам, затем по памяти, простукиваем ритм, используя шумовые ударные инструменты, танцуем и маршируем под музыку. На начальном этапе обучения, точное метроритмическое исполнение происходит при постоянной помощи педагога. Каждый ребенок индивидуально ощущает метроритм, это особенности физиологии и психики, темперамента человека. Один ученик всегда стремиться вперед, торопиться, ошибается, суетиться. Другой наоборот играет очень статично, медленно, не выразительно. Торопливую и ускоренную игру достаточно трудно выравнивать. Необходимо работать тактично и уверенно. Можно предложить ребенку спеть мелодию со спокойным дыханием, При игре замедлять окончания фраз и логических частей. Использовать различные метроритмические упражнения,
подставлять слова или даже стихи. Так ученик четко ощущает ударения и сильную долю. Дети с ускоренной метроритмикой не любят долго сидеть и повторять одно и тоже, поэтому работа ведется сосредоточенно, интересно, меняются формы подачи материала. Если ученик играет только медленно и неуверенно, ему приходиться объяснять стремление движения вперед, просить играть быстрее, развивать моторику различными техническими упражнениями. Возможно, стоит пробудить учащегося, поднять самооценку, поддерживать уверенность в себе. Такие детки быстрее «просыпаются» играя в ансамбле с преподавателем. Музыкальная память напрямую связана с развитием слуха, чувства ритма, эмоциональной подвижности и технической подкованности учащегося. На начальном этапе обучения необходимо уделять много времени развитию музыкальной памяти. Здесь ведется комплексная работа со всеми видами памяти – зрительной, двигательной и слуховой. Я давно заметила, что если не смотреть на клавиши, а контролировать свои движения и ощущения слухом, запоминать музыкальную ткань и мышечные ощущения, то играть на аккордеоне гораздо проще. На уроках специальности, чтобы добиться свободного исполнения пьес и тренировать музыкальную память, необходимо играть много произведений. Некоторые наизусть, другие по нотам, но в концертном варианте. Бывают пьесы для эскизного изучения, ознакомления, обязательно для читки с листа и подбора по слуху. В младших классах пьесы не большие, поэтому можно просто играть их подряд, для закрепления всех навыков. Понравившиеся песенки учить наизусть. Главное, чтобы даже маленькая пьеска игралась выразительно, эмоционально и с удовольствием. Если музыкальная память хорошо развита, то учащийся быстро заучивает произведения, легко восстанавливает уже изученные, забытые пьесы, имеет концертный репертуар и непринужденно играет на сцене. Занятия музыкой в младших классах ДМШ способствуют социальному воспитанию и развитию ребенка, становлению личности, умению правильно организовать свой труд и досуг. Список использованной литературы: 1.Ф Липс. Искусство игры на баяне. – М. «Музыка», 1985 г. 2.В.Мыксимов. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне.- С-Пб., - издательство «Композитор» 2003 г. 3.А.П.Щапов Фортепианная педагогика. - М., 1960 г. 4. Проблемы школьного воспитания.- Н.Новгород, центр ГОУ ДПО НИРО, Нижегородский институт развития образования.,/вып.3, 2008 г.


В раздел образования