Организация НОД для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Скрябина Марфа Афанасьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Павловский детский сад комбинированного вида "Лена" Населённый пункт: с.Павловск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Организация НОД для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Организация НОД для формирования основ безопасности жизнедеятельности у
детей
старшего дошкольного возраста
Скрябина Марфа Афанасьевна- воспитатель, 1 кк
МБДОУ Павловский детский сад «Лена»
Безопасность
жизнедеятельности
в
современном
мире
является
одной
из
центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой
момент
может
оказаться
в
чрезвычайной
ситуации,
столкнуться
с
опасностью.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты,
рост
преступности,
социальная
и
экономическая
нестабильность
особенно
остро
сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость,
открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации
и способствуют его уязвимости.
В нашей старше-подготовительной группе посещают 23 воспитанника, из них 10
детей старшего дошкольного возраста. Свою работу по формированию основ безопасного
поведения у детей мы начали с выявления уровня сформированности ОБЖ их знаний и
интересов, которая проводилось в форме наблюдений, игр, рассматривании и беседы
сюжетных
картин.
Результаты
диагностирования
занесены
в
индивидуальных
диагностических
картах,
разработанный
нашим
педколлективом.
В
этом
дневнике
показатели развития отобраны из программы по которой работает детский сад, программа
«От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
По итогам изучения сформированности ОБЖ выявлены следующие результаты.
У большинства обследованных старших дошкольников не сформирован достаточный
уровень знаний и умений безопасного поведения:
в основном дети затрудняются в ответах по правилам дорожного движения;
большинство старших дошкольников не знают об опасных насекомых, ядовитых
растениях;
Не знают точный домашний адрес, телефон.
По
результатам
диагностики
планируется
дальнейшая
индивидуальная,
подгрупповая и групповая работа.
Для детей старшего дошкольного возраста работа по ОБЖ носит систематический,
целенаправленный характер, в форме организованной непосредственной образовательной
деятельности.
Целью образовательной деятельности является: формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира).
Данная работа ведется через разнообразные формы проведения: игры, развлечения,
наблюдения,
беседы,
педагогические
ситуации,
чтение
художественной
литературы,
художественное творчество, проектную деятельность и экскурсии.
Образовательная деятельность
проводится во 2 половине дня как приоритетное
направление ДОУ, 2 раза в неделю по 15 минут. Опираясь на уже имеющиеся у детей
знания и представления, мы смогли выделить те направления, по которым необходимо
провести специальное обучение.
По выявленным результатам составила перспективный план НОД по ОБЖ в старшей
группе.
Месяц
Раздел
Тема ООД
Программные задачи
Октябрь
Ребёнок и
другие люди
«Если чужой
приходит в дом»
Научить детей правильно себя вести в
случае, если в дом приходит незнакомец
Ноябрь
Ребёнок дома «Чтобы не
случилось беды»
Познакомить с историей создания
пожарной службы, показать её
значимость для людей. Познакомить с
номером телефона «01». Формировать
представление о профессии пожарного,
воспитывать уважение к их труду.
Ноябрь
«Скорая помощь»
Познакомить детей с номером Телефона
«03». Научить вызывать скорую
медицинскую помощь. Формировать
представление о профессии врача скорой
помощи, воспитывать уважение к их
труду.
Декабрь
«Бытовые
предметы
– друзья или враги?»
Учить детей правильно пользоваться
бытовыми предметами, понимать, что
некоторыми из них пользоваться
необходимо осторожно и только в
присутствии взрослых, а некоторыми-
запрещено, закреплять знания
литературных произведений.
Декабрь
Ребёнок на
улице
«В городском
транспорте»
Познакомить детей с правилами этичного
и безопасного поведения в городском
транспорте.
Январь
«Дорожные знаки»
Научить детей различать и понимать, что
обозначают некоторые дорожные знаки.
Формировать навыки безопасного
поведения на дороге.
Февраль
«Опасные участки
на пешеходной части
улицы»
Познакомить детей с опасными
ситуациями, которые могут возникнуть на
отдельных участках пешеходной части
улицы, и соответствующими мерами
предосторожности, различными
способами ограждения опасных зон
тротуара.
Февраль
«Если ты
потерялся»
Повести детей к пониманию, что если они
потерялись на улице, то обращаться за
помощью можно не к любому взрослому,
а только к милиционеру, военному,
продавцу. Помочь детям осознать
важность знания своего домашнего
адреса и телефона
Март
Ребёнок и
природа
«Будем беречь и
охранять природу»
Воспитывать у детей природоохранное
поведение; развивать представления о
том, какие действия вредят природе,
портят её, а какие способствуют её
восстановлению.
Март
«Съедобные ягоды
и ядовитые
растения»
Познакомить детей со съедобными
ягодами и ядовитыми растениями.
Научить различать их и правильно
называть
Апрель
«Правила поведения
во время грозы,
грома, молнии»
Познакомить детей с правилами
поведения во время грозы
Апрель
«Лекарственные
растения Якутии»
Познакомить детей с лекарственными
растениями, дать знания о простейших
способах использования некоторых
лекарственных растений для лечения.
Май
«Опасные
насекомые»
Дать знания о правилах поведения при
встрече с разными насекомыми,
формировать представления о
разнообразых насекомых.
Содержание раздела «Ребенок и другие люди». В этом разделе основным средством
является чтение русских народных сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»,
«Снежная
королева»
Г.Х.Андерсена.
Эффективными
также
являются
поговорки
и
пословицы.
Содержание раздела «Ребенок дома». Важно, чтобы родители осознали, что нельзя
требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда
ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома
было
как
можно
меньше
опасных
ситуаций.
Необходимо
направлять
деятельность
родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в
группе.
Это
осуществляется
на
родительском
собрании
с
целью
информирования
о
совместной
работе
и
стимулирования
их
активного
участия
в
ней,
в
ходе
бесед,
консультаций, с помощью информации в «уголках родителей».
По
разделу
«Ребенок
дома»
помимо
ОД
предлагаем
детям
назвать
предметы,
которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор, газовая
плита,
электрические
приборы,
бытовая
техника).
Использовали
детскую
литературу
(«Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского). Обсудили с детьми опасные
ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало
правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев. Загадали загадки о бытовой
технике, об электроприборах. Предлагали детям нарисовать языки пламени на свече,
печке,
телевизоре,
электроплитке.
Провели
игру
«Если
возник
пожар»
(надо
быстро
сказать последнее слово стихотворной строки).
Содержание
раздела
«Ребенок
на
улице».
Обучение
дошкольников
культуре
поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
Каждый
педагог
должен
знать:
правила
дорожного
движения
для
пешеходов
и
воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и
взрослых.
Поэтому
главная
задача
воспитателей
и
родителей
–
доступно
разъяснить
правила
ребёнку,
а
при
выборе
форм
обучения
донести
до
детей
смысл,
опасность
несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Полученные в учебной
деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности:
рисование, лепке, аппликации, конструировании.
Во время режимных моментах, в самостоятельной деятельности педагог предлагает
детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного
поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает
какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего
обсуждения.
Содержание
раздела
«Ребенок
и
природа».
Чтение
художественной
литературы
«Сымайалыан,
бэйэ5эр
куьу5аны
оностуон»
С.Омоллоон,
«Хайаны
таннары
хатыыскалыы» Н.Тарабукин.
Учитывая
важность
игры
для
формирования
знаний
и
умений
безопасного
поведения, используем игровые приемы в разных видах деятельности детей. Игровые
приемы
повышают
качество
усвоения
познавательного
материала
и
способствуют
закреплению
чувств.
Одним
из
приемов
может
быть
воображаемая
ситуация:
воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.
Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не
было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били
одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы
добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
Игровой персонаж – также очень эффективный воспитательный прием. «К нам в
гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома».
Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает
этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город
приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой
комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной
активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после
прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Проигрывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от
пожара…о
доме,
где
я
живу
и
где
много
электрических
приборов…».
Повышению
активности
детей
помогают
игры-драматизации,
которые
можно
включать
в
занятия
(после
прочтения
художественного
произведения
«Кошкин
дом»,
при
подготовке
развлечения).
Сильное
воздействие
на
чувства
оказывает
сочетание
разнообразных
средств
на
одном
занятии.
Например:
чтение
художественного
произведения
с
последующим
рассматриванием
иллюстраций
или
картин;
чтение
и
последующая
изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей
детей
воспитатель
отбирает
художественные
средства
и
продумывает
приемы,
усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Готовясь к проведению ОД, педагог должен учитывать опыт детей, имеющийся
материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное
активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние
развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость,
самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому
усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии,
доброжелательного отношения к людям.
Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в
рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания
безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь
инспекторами
ГИБДД
и
ПЧ.
При
организации
методической
работы
с
педагогами
использовались такие формы работы, как педсоветы, деловые игры.
Таким образом, дети усвоили, что безопасность – это не просто сумма усвоенных
знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут
оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать
развитие у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим уделяем больше
внимания
организации
различных
видов
игровой
деятельности,
направленных
на
приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учит детей
игра, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Проблему, связанную с формированием безопасного поведения ребёнка, невозможно
решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в
вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. С
родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинаров,
открытых просмотров, вечеров-развлечений и выставок художественно- продуктивной
деятельности детей и взрослых.
Таким
образом,
воспитателю
в
работе
по
формированию
знаний
и
умений
безопасного поведения старших дошкольников важно постоянно вести наблюдения за
поступками
детей,
понимать,
что
волнует
детей,
что,
может
быть,
они
неправильно
понимают.
Именно
здесь
воспитатель
отмечает,
как
воздействовали
на
ребенка
предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д. Для дальнейшего
проведения игр воспитатель может включить в план именно ту информацию, которую
дети усвоили недостаточно хорошо.