Автор: Петрова Маргарита Степановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Павловский детский сад комбинированного вида "Лена" Населённый пункт: с.Павловск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: Оздоровительная работа в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Оздоровительная работа в ДОУ
(из опыта работы МБДОУ Павловский детский сад «Лена» МР Мегино-
Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия))
В МБДОУ «Павловский детский сад комбинированного типа «Лена» с
целью качественного улучшения физического состояния, развития и здоровья
детей за последние годы активно проводится оздоровительная работа по
следующим основным направлениям:
- оздоровление часто болеющих детей,
-
профилактическая
работа
с
детьми в
период
адаптации
в
ДОУ
и
в
восстановительном периоде после перенесенных заболеваний,
- психолого-педагогическая работа.
В
ДОУ
разработана
система
мероприятий
для
оздоровления
часто
болеющих
детей,
детей
с
нарушениями
осанки,
плоскостопием.
Широко
используются фиточаи, ультразвуковые ингаляции, аэрофитотерапия, бег по
"дорожке
здоровья",
точечный
массаж,
дыхательная
и
корригирующая
гимнастика, гимнастика после дневного сна.
Оздоровление
часто
болеющих
детей
проводится
по
следующим
направлениям:
•
рациональный режим дня;
•
фитотерапия;
•
витаминотерапия;
•
закаливание;
•
дыхательная гимнастика;
•
валеологическое воспитание детей;
•
сотрудничество с родителями;
•
вакцинопрофилактика ОРВИ.
Профилактическая работа в ДОУ проводится по проекту «Здоровый
дошкольник», научным консультантом является Захарова Н.М. – кандидат
медицинских
наук,
доцент
кафедры
пропедевтики
детских
болезней
Медицинского института СВФУ. Проект внедряется в ДОУ с 2008 года с
целью: профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в условиях
детского сада.
Основные направления оздоровительной работы:
• профилактика гриппа и ОРВИ;
• профилактика острых кишечных заболеваний;
• профилактика паразитарных инвазий;
• профилактика йоддефицитного состояния;
• профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• коррекция питания детей;
• валеологическое воспитание детей;
• проведение мероприятий, направленных на снижение адаптационного
стресса.
Адаптационно-оздоровительная работа проводится с детьми в период
адаптации
в
ДОУ
и
в
восстановительном
периоде
после
перенесенных
заболеваний, назначается:
•
тубус-кварц на 3 дня.
В течение месяца:
•
ревит по 1 драже 2 раза в день.
Всем детям осенью, для улучшения адаптации, назначается экстракт
элеутерококка после завтрака со сладким чаем, по 1 капле на каждый год
жизни в течение 10 дней. Экстракт элеутерококка оказывает стимулирующее
действие
на
центральную
нервную
систему,
тонизирующее
и
общеукрепля ющее
действие
на
организм,
повышает
общ ую
неспецефическую
сопротивляемость
организма,
способствует
улучшению
аппетита, повышению физической и умственной работоспособности.
А весной всем детям назначается экстракт из пантов северного оленя –
Эпсорин, БАД к пище – дополнительный источник органических веществ,
ж и р о в
и
м и н е р а л ь н ы х
в е щ е с т в ,
о б л а д а е т
т о н и з и р у ю щ и м ,
биостимулирующим,
профилактическим
и
оздоровительным
действием,
способствует восстановлению организма после перенесённых заболеваний.
Также проводится процедура «Барьер»:
•
смазывание
носика
детей
детским
мылом
для
создания
пленочной
мембраны, препятствующей проникновению вирусов,
•
очищение
носовых
ходов
каплями
физ.раствора
для
улучшения
дыхания ребёнка с начинающим насморком,
•
обработка носовых ходов Оксолиновой мазью 2 раза в день во время
гриппозного сезона.
Под наблюдением воспитателей и медицинского работника проводится:
• массаж точечный;
• гимнастика (утренняя, дыхательная, для глаз);
• закаливающие процедуры (воздушное, водное, хождение по дорожкам
здоровья,
хождение
босиком,
полоскание
горла
и
рта,
максимальное
пребывание на свежем воздухе);
Также проводится анкетирование родителей для выявления патологии у
ребенка.
В детском саду в течение нескольких лет успешно работает проект
«Току-току ньээм - ньээм». Руководителем проекта является фитотерапевт
Слепцова Л. В., с целью использования местных лекарственных трав для
укрепления здоровья детей, в течение года с перерывами проводится фито-
ароматерапия:
•
фиточаи (общеукрепляющие) – из сбора лекарственных трав нашего
наслега;
•
фиточаи (по индивидуальным назначениям для часто болеющих детей,
для детей с патологией пищеварительной системы);
•
чистая вода «Мэнэ уу»;
•
«волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок);
•
в комнате релаксации аромаматрацы, аромаподушки;
•
«оздоровительный сон» ароматизация спальных комнат травами.
Для
улучшения
функции
дыхательной
системы,
углубления
и
правильной
постановки
ритма
дыхания
с
этого
года
внедряется
игра
на
хомусе
и
чтение
якутских
национальных
скороговорок
–
чабыргах.
Руководитель – воспитатель Скрябина М.А
Психолого-педагогическая
работа
проводится
воспитателями
совместно с медицинским работником детского сада. Так, в течение дня
проводятся следующие занятия:
•
валеоминутки «Здоровей-ка»;
•
валеологические развлечения;
•
чтение художественной литературы по ЗОЖ;
•
физкультурные занятия, праздники, развлечения, посвященные ЗОЖ;
•
художественное творчество;
•
подвижные игры;
•
окотерапия (добрый взгляд);
•
проектная деятельность детей и родителей по лекарственным травам;
•
после дневного сна для пробуждения детей применяются элементы
хатхи – йоги.
В течение года проводится игровая гимнастика для души и тела «Прыг
– скок, команда!»
•
«Мы едем, едем…»;
•
«Профессии»;
•
«Доброе утро!»;
•
«Забавные зверюшки»;
•
«Мы любим спорт!».
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа
жизни
реализуется
через
все
виды
деятельности
детей
в
детском
саду:
занятия,
режимные
моменты,
игры,
развлечения.
Для
систематизации
образовательной работы нами была разработана программа образовательного
учреждения по формированию представлений и приобщению дошкольников
к здоровому образу жизни: она включает работу ДОУ, взаимодействие с
семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа
жизни.
В
ДОУ
выполняются
принципы
рационального
здорового
питания
детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима
питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального
подхода к детям во время приема пищи.
Таким
образом,
совместное
(педагогов
и
медицинских
работников)
комплексное
осуществление
профилактических,
оздоровительных
мероприятий
позволяет
снизить
общее
число
заболеваний
у
детей,
посещающих
ДОУ.
Положительные
эмоции,
сопровож даю щие
оздоровительные
процедуры,
оказывают
благотворное
влияние
на
психофизическое состояние детей.