Напоминание

Оздоровительная работа в ДОУ


Автор: Петрова Маргарита Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Павловский детский сад комбинированного вида "Лена"
Населённый пункт: с.Павловск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Оздоровительная работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Маргарита Петрова – старший воспитатель

Оздоровительная работа в ДОУ
(из опыта работы МБДОУ Павловский детский сад «Лена» МР Мегино- Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия)) В МБДОУ «Павловский детский сад комбинированного типа «Лена» с целью качественного улучшения физического состояния, развития и здоровья детей за последние годы активно проводится оздоровительная работа по следующим основным направлениям: - оздоровление часто болеющих детей, - профилактическая работа с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, - психолого-педагогическая работа. В ДОУ разработана система мероприятий для оздоровления часто болеющих детей, детей с нарушениями осанки, плоскостопием. Широко используются фиточаи, ультразвуковые ингаляции, аэрофитотерапия, бег по "дорожке здоровья", точечный массаж, дыхательная и корригирующая гимнастика, гимнастика после дневного сна. Оздоровление часто болеющих детей проводится по следующим направлениям:

рациональный режим дня;

фитотерапия;

витаминотерапия;

закаливание;

дыхательная гимнастика;

валеологическое воспитание детей;

сотрудничество с родителями;

вакцинопрофилактика ОРВИ. Профилактическая работа в ДОУ проводится по проекту «Здоровый дошкольник», научным консультантом является Захарова Н.М. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ. Проект внедряется в ДОУ с 2008 года с
целью: профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в условиях детского сада. Основные направления оздоровительной работы: • профилактика гриппа и ОРВИ; • профилактика острых кишечных заболеваний; • профилактика паразитарных инвазий; • профилактика йоддефицитного состояния; • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; • коррекция питания детей; • валеологическое воспитание детей; • проведение мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса. Адаптационно-оздоровительная работа проводится с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, назначается:

тубус-кварц на 3 дня. В течение месяца:

ревит по 1 драже 2 раза в день. Всем детям осенью, для улучшения адаптации, назначается экстракт элеутерококка после завтрака со сладким чаем, по 1 капле на каждый год жизни в течение 10 дней. Экстракт элеутерококка оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, тонизирующее и общеукрепля ющее действие на организм, повышает общ ую неспецефическую сопротивляемость организма, способствует улучшению аппетита, повышению физической и умственной работоспособности. А весной всем детям назначается экстракт из пантов северного оленя – Эпсорин, БАД к пище – дополнительный источник органических веществ, ж и р о в и м и н е р а л ь н ы х в е щ е с т в , о б л а д а е т т о н и з и р у ю щ и м , биостимулирующим, профилактическим и оздоровительным действием, способствует восстановлению организма после перенесённых заболеваний. Также проводится процедура «Барьер»:


смазывание носика детей детским мылом для создания пленочной мембраны, препятствующей проникновению вирусов,

очищение носовых ходов каплями физ.раствора для улучшения дыхания ребёнка с начинающим насморком,

обработка носовых ходов Оксолиновой мазью 2 раза в день во время гриппозного сезона. Под наблюдением воспитателей и медицинского работника проводится: • массаж точечный; • гимнастика (утренняя, дыхательная, для глаз); • закаливающие процедуры (воздушное, водное, хождение по дорожкам здоровья, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание на свежем воздухе); Также проводится анкетирование родителей для выявления патологии у ребенка. В детском саду в течение нескольких лет успешно работает проект «Току-току ньээм - ньээм». Руководителем проекта является фитотерапевт Слепцова Л. В., с целью использования местных лекарственных трав для укрепления здоровья детей, в течение года с перерывами проводится фито- ароматерапия:

фиточаи (общеукрепляющие) – из сбора лекарственных трав нашего наслега;

фиточаи (по индивидуальным назначениям для часто болеющих детей, для детей с патологией пищеварительной системы);

чистая вода «Мэнэ уу»;

«волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок);

в комнате релаксации аромаматрацы, аромаподушки;

«оздоровительный сон» ароматизация спальных комнат травами. Для улучшения функции дыхательной системы, углубления и правильной постановки ритма дыхания с этого года внедряется игра на хомусе и чтение якутских национальных скороговорок – чабыргах. Руководитель – воспитатель Скрябина М.А Психолого-педагогическая работа проводится воспитателями совместно с медицинским работником детского сада. Так, в течение дня проводятся следующие занятия: • валеоминутки «Здоровей-ка»; • валеологические развлечения;
• чтение художественной литературы по ЗОЖ; • физкультурные занятия, праздники, развлечения, посвященные ЗОЖ; • художественное творчество; • подвижные игры; • окотерапия (добрый взгляд); • проектная деятельность детей и родителей по лекарственным травам; • после дневного сна для пробуждения детей применяются элементы хатхи – йоги. В течение года проводится игровая гимнастика для души и тела «Прыг – скок, команда!» • «Мы едем, едем…»; • «Профессии»; • «Доброе утро!»; • «Забавные зверюшки»; • «Мы любим спорт!». Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: занятия, режимные моменты, игры, развлечения. Для систематизации образовательной работы нами была разработана программа образовательного учреждения по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: она включает работу ДОУ, взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Таким образом, совместное (педагогов и медицинских работников) комплексное осуществление профилактических, оздоровительных мероприятий позволяет снизить общее число заболеваний у детей, посещающих ДОУ. Положительные эмоции, сопровож даю щие оздоровительные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.


В раздел образования