Освоение средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом
Автор: Наумова Лариса Витальевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МУДО "ДШИ" Казачинско-Ленского района Населённый пункт: пос. Магистральный,Иркутская область Наименование материала: Конспект открытого урока Тема: Освоение средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом Раздел: дополнительное образование
«РАМЕНСКИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Раменский дорожно-
строительный техникум»
______________/ А.С.Мшецян
«_____»_____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01 Математика
(код по учебному плану, название дисциплины/предмета по учебному плану)
в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом по программам подготовки специалистов среднего звена и
квалифицированных рабочих, служащих
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
(код, название программы)
Составитель: Будникова М.Д.
преподаватель
ПРИНЯТО:
методической комиссией
Протокол № _____
«____»_____________2016 года
Раменское, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Математика»
предназначена
для
изучения математики в ГБОУ СПО МО «Раменский дорожно-строительный техникум».
Математика изучается как профильный учебный предмет
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование
представлений
о
математике
как
универсальном
языке
науки,
средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
р а з в и т и е логического
мышления,
пространственного
воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для
будущей
профессиональной
деятельности,
для
продолжения
образования
и
самообразования;
овладение
математическими
знаниями
и
умениями,
необходимыми
в
повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на
базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования
в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами
математики
культуры
личности,
понимания
значимости
математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части
общечеловеческой
культуры
через
знакомство
с
историей
развития
математики,
эволюцией математических идей.
Основу
примерной
программы
составляет
содержание,
согласованное
с
требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования базового уровня.
Рабочая
программа
составлена
в
соответствии
с
примерной
программой
учебной
дисциплины математика для профессий начального профессионального образования и
специальностей среднего профессионального образования. Авторы: Башмаков М.И.и др.
ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
В
программе
учебный
материал
представлен
в
форме
чередующегося
развертывания основных содержательных линий:
алгебраическая
линия,
включающая
систематизацию
сведений
о
числах;
изучение
новых
и
обобщение
ранее
изученных
операций
(возведение
в
степень,
извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к
ним);
изучение
новых
видов
числовых
выражений
и
формул;
совершенствование
практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование
алгебраического
аппарата,
сформированного
в
основной
школе,
и
его
применение
к
решению математических и прикладных задач;
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение
сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными
идеями
и
методами
математического
анализа
в
объеме,
позволяющем
исследовать
элементарные
функции
и
решать
простейшие
геометрические,
физические
и
другие
прикладные задачи;
линия
уравнений
и
неравенств, основанная на построении и исследовании
математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной
линиями
и
включающая
развитие
и
совершенствование
техники
алгебраических
преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности
строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных
задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая
линия,
включающая
наглядные
представления
о
пространственных
фигурах
и
изучение
их
свойств,
формирование
и
развитие
пространственного
воображения,
развитие
способов
геометрических
измерений,
координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
Развитие
содержательных
линий
сопровождается
совершенствованием
интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития
логического мышления.
Математика
является
фундаментальной
общеобразовательной
дисциплиной
со
сложившимся
устойчивым
содержанием
и
общими
требованиями
к
подготовке
обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в
четырех
направлениях
–
методическое
(общее
представление
об
идеях
и
методах
математики),
интеллектуальное
развитие,
утилитарно-прагматическое
направление
(овладение
необходимыми
конкретными
знаниями
и
умениями)
и
воспитательное
воздействие.
Изучение математики обеспечивается концентрической системой преподавания:
– выбором различных подходов к введению основных понятий;
–
формированием
системы
учебных
заданий,
обеспечивающих
эффективное
осуществление выбранных целевых установок;
–
обогащением
спектра
стилей
учебной
деятельности
за
счет
согласования
с
ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в
части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических
идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального
учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и
проектных работ.
Программа
ориентирует
на
приоритетную
роль
процессуальных
характеристик
учебной
работы,
зависящих
от
профиля
профессиональной
подготовки,
акцентирует
значение
получения
опыта
использования
математики
в
содержательных
и
профессионально
значимых
ситуациях
по
сравнению
с
формально-уровневыми
результативными характеристиками обучения.
№
№
п/п
Наименование раздела,
темы
дисциплины
Содержательные
линии
Для групп СПО
Максима
льная
Самостояте
льная
работа
(конкретизи
ровать
форму)
Обязательная аудиторная
всего
заняти
й
в т. ч.
Лекци
й,
уроков
Лаб. и
практ.
Заняти
й
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
11
10
1
1
1.
Развитие понятия о
числе
Алгебраическая
17
6
11
11
2.
Корни, степени и
логарифмы
Алгебраическая,
теоретико-
функциональная,
уравнений и
неравенств
41
8
33
33
3.
Степенные,
показательные,
логарифмические и
тригонометрические
функции
Теоретико-
функциональная
33
10
23
23
4.
Основы тригонометрии
Алгебраическая,
теоретико-
функциональная,
уравнений и
неравенств
39
15
24
24
5.
Прямые и плоскости в
пространстве
Геометрическая
27
7
20
20
6.
Многогранники
Геометрическая
31
11
21
21
7.
Тела и поверхности
вращения
Геометрическая
28
10
18
18
8.
Измерения в геометрии
Геометрическая,
теоретико-
функциональная
27
6
21
21
9.
Координаты и векторы
Геометрическая
30
10
20
20
10.
Начала математического
анализа
Теоретико-
функциональная
62
30
32
32
11.
Уравнения и неравенства
Уравнений и
неравенств
44
10
34
34
12.
Элементы
комбинаторики.
Элементы теории
вероятностей.
Элементы
математической
статистики
Стохастическая
44
12
32
32
13.
Итого
435
145
290
290
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Математика
в
науке,
технике,
экономике,
информационных
технологиях
и
практической
деятельности.
Цели
и
задачи
изучения
математики
в
учреждениях
начального и среднего профессионального образования.
АЛГЕБРА
Развитие понятия о числе
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления.
Приближенное значение величины и погрешности приближений.
Корни, степени и логарифмы
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с
рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями.
Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм.Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и
натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование
алгебраических
выражений .
Преобразование
рациональных,
иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.
Основы тригонометрии
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс
числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и
тангенс
суммы
и
разности
двух
углов.
Синус
и
косинус
двойного
угла.
Формулы
половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и
произведения
в
сумму.
Выражение
тригонометрических
функций
через
тангенс
половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие
тригонометрические
уравнения.
Решение
тригонометрических
уравнений. Простейшие
тригонометрические
и
неравенства.
Арксинус,
арккосинус,
арктангенс числа.
Функции, их свойства и графики
Функции.
Область
определения
и
множество
значений;
график
функции,
построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства
функции:
монотонность,
четность,
нечетность,
ограниченность,
периодичность.
Промежутки
возрастания
и
убывания,
наибольшее
и
наименьшее
значения,
точки
экстремума.
Графическая
интерпретация. Примеры функциональных
зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции.
График обратной функции.
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция).
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
Определения функций, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей
координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой
y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей.
Понятие
о
пределе
последовательности.
Существование
предела
монотонной
ограниченной
последовательности. Суммирование
последовательностей.
Бесконечно
убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический
смысл.
Уравнение
касательной
к
графику
функции.
Производные
суммы,
разности,
произведения,
частного.
Производные
основных
элементарных
функций.
Применение
производной к исследованию функций и построению графиков.
Производные обратной
функции и композиции функции.
Примеры
использования
производной
для
нахождения
наилучшего
решения
в
прикладных
задачах.
Вторая
производная,
ее
геометрический
и
физический
смысл.
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение
скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл.Применение определенного интеграла для нахождения
площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения
интеграла в физике и геометрии.
Уравнения и неравенства
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и
системы.
Основные
приемы
их
решения
(разложение
на множители, введение новых
неизвестных, подстановка, графический метод).
Рациональные,
иррациональные,
показательные
и тригонометрические
неравенства.Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций
при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной
плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение
математических
методов
для
решения
содержательных
задач
из
различных
областей
науки
и
практики.
Интерпретация
результата,
учет
реальных
ограничений.
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и
плоскости.
Параллельность
плоскостей.
Перпендикулярность
прямой
и
плоскости.
Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол
между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия
относительно плоскости.
Параллельное
проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение
пространственных фигур.
Многогранники
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка.
Многогранные углы. Выпуклые
многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр и тп.).
Тела и поверхности вращения
Цилиндр
и
конус. Усеченный
конус.
Основание,
высота,
боковая
поверхность,
образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Измерения в геометрии
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы
объема
куба,
прямоугольного
параллелепипеда,
призмы,
цилиндра.
Формулы
объема
пирамиды
и
конуса.
Формулы
площади
поверхностей
цилиндра
и
конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен
знать/понимать :
*
значение
математической
науки
для
решения
задач,
возникающих
в
теории
и
практике; широту и в то же время ограниченность применения математических
методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования
и
развития
математической
науки;
историю
развития
понятия
числа,
создания
математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный
характер
законов
логики
математических
рассуждений,
их
применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь :
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные
приемы;
находить
приближенные
значения
величин
и
погрешности
вычислений
(абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на
основе
определения,
используя
при
необходимости
инструментальные
средства;
пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами
степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени,
радикалы,
логарифмы
и
тригонометрические
функции,
используя
при
необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь :
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных
способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить
графики
изученных
функций,
иллюстрировать
по
графику
свойства
элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни :
для
описания
с
помощью
функций
различных
зависимостей,
представления
их
графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
*
*
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки
включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
уметь:
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи
прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять
в
простейших
случаях
площади
и
объемы
с
использованием
определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для
решения
прикладных
задач,
в
том
числе
социально-экономических
и
физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и
ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
решать
рациональные,
показательные,
логарифмические,
тригонометрические
уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства
и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с
двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины
в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
распознавать
на
чертежах
и
моделях
пространственные
формы;
соотносить
трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать
взаимное
расположение
прямых
и
плоскостей
в
пространстве,
аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать
в
простейших
случаях
взаимное
расположение
объектов
в
пространстве;
изображать
основные
многогранники
и
круглые
тела;
выполнять
чертежи
по
условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение
геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и
методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни :
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе
изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении
практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные
устройства.
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл. – М., 2006.
Погорелов А.В. Геометрия 10-11, -М, Просвещение, 2006
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М.,
2005.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М.,
2005.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.
Луканкин
Г.Л.,
Луканкин
А.Г.
Математика.
Ч.
1:
учебное
пособие
для
учреждений
начального профессионального образования. – М., 2004.
Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.
Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.
Для преподавателей
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни).
10—11 кл. 2005.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный
уровни). 10-11. – М., 2005.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и
начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2005.
Никольский
С.М.,
Потапов
М.К.,
Решетников
Н.Н.
и
др.
Алгебра
и
начала
математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2006.
Никольский
С.М.,
Потапов
М.К.,
Решетников
Н.Н.
и
др.
Алгебра
и
начала
математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2006.
Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2005.
Электронные пособия
Диск Образование-Медиа\Алгебра 10 - 11 класс
Диск TeachPro Математика 7-11
Диск Алгебра не для отличников
ЦОР Математика
Материалы сети Интернет