Задачи:
Образовательные:
Чёткое произнесение звука. Знакомство с моделью звука У.
Выделение начального ударного гласного.
Договаривание предложений по картинкам (употребление
существительныхв именительном и винительном падежах единственного
числа).
Определение места звука У в словах.
Знакомство с буквой У .
Составление описательных рассказов по теме: овощи, фрукты.
Развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
Оборудование: предметные картинки на звук У (утюг, улитка, утка, ухо);
демонстрационная карточка с буквой У , модель артикуляции звука У , настенное
панно «Касса букв», предметные картинки по теме: овощи и фрукты; схемы
составления описательных рассказов.
Раздаточный материал: схемы на определение места звука в слове, тетради,
карандаши (простой и красный)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Оргмомент . (Сядет тот, кого я назову ласково).
2.
Знакомство с темой – выделение на слух звука У из слов: улица, умный, Уля…
3.
Фонетическая зарядка–волк воет на луну - УУУУУУУУ … Длительное
произнесение звука У :
-педагогом
-детьми (хором, индивидуально);
-тихим и громким голосом;
-характеристика звука У.
Показ модели артикуляции .
У Губы вытянуты вперёд «в трубочку» -
на модели маленький круг.
Воздушная струя проходит без
препятствий. Голосовые складки
вибрируют – на модели колокольчик.
У - гласный
4. Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо,ио,аиу,…
б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август…
5. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах :
ух, ум, ах, ох. ухо, Аня.
Уля, Оля, эх, их…
Игры со звуком У .
- «Кто больше?» - придумайте слова со звуком У в начале слова (улица, утро,
ужин), в середине слова (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу,
внизу)
- «Доскажи словечко»
Вот пришла и осень, Я осла узнаю сам
И придут метели, По его большим …(ушам)
И с прощальным криком
Птицы … (улетели)
6.Выделение звука У на слух и в произношении по предметным картинкам н
проговаривание картинок. Отбор картинок на звук У.
7. Упражнение в составлении предложений –договаривание начатых логопедом
предложений с использованием ранее предъявляемых картинок на У:
У ребёнка болит …(ухо).
На листке сидит …(улитка).
Мама чистит …(умывальник).
Мама включила электрический … ( утюг).
8.Определение места звука У в словах : (развитие фонематического слуха)
Работа с раздаточным материалом (схемы):
УЛИТКА КАКАДУ СТУЛ
9. Знакомство с буквой У :
Буква У кричит: «Ура!»,
Руку тянет вверх она.
рассматривание карточки с буквой У, обведение
контура , печатание буквы на доске и в тетрадях.
Припоминание ранее рассмотренных картинок на звук У.
ПРАВИЛО: Звуки- слышим, произносим
Буквы – видим, читаем, печатаем.
(Хоровое проговаривание).
10. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Резкие движения прямыми кистями
рук вверх и вниз.
Пальцы рук сжаты в кулаки,
движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
Движения пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.
Интенсивное сжимание пальцев рук в
кулаки.
11. Рассматривание предметных картинок по теме: овощи и фрукты.
Игра «Назови одним словом»
12.Отгадывание загадок (развитие мыслительной деятельности)
Уродилась я на славу,
Он никогда и никого
Голова бела, кудрява.
Не обижал на свете.
Кто любит, иди,
Чего же плачут от него
Меня ищи.
(Капуста)
И взрослые, и дети?
(Лук)
Красный нос в землю врос,
Летом в огороде
А зеленый хвост снаружи.
Свежие, зеленые,
Нам зеленый хвост не нужен,
А зимою – в бочке
Нужен только красный нос.
Крепкие, соленые.
(Морковь)
(Огурцы)
Круглое, румяное.
Яркий, сладкий, налитой,
Я расту на ветке.
Весь в обложке золотой!
Любят меня взрослые
не с конфетной фабрики -
И маленькие детки.
(Яблоко)
Из далекой Африки!
(Апельсин)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
-Игра «Четвёртый лишний»
Свёкла - перец-помидор-банан
Редис- лимон-яблоко-киви
13.Составление описательных рассказов по плану. (см. план)
Это яблоко. Оно красное (зелёное, жёлтое), круглое, большое. Яблоко сладкое,
сочное, растёт в саду. Его едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный
сок, пекут сладкий пирог.
Это помидор. Он красный, круглый, большой. Помидор кислый, растёт на
грядке, в огороде. Из помидоров можно приготовить томат, сок, борщ.
(План составление описательного рассказа на доске.)
Схема №1
Схема №2
14. Итог занятия. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?
Кому что понравилось?
Ребята на следующем занятии мы продолжим изучать новые звуки, буквы и
поговорим об осени.