Напоминание

"Сказка в гости к нам стучится"


Автор: Рихтер Елена Алексеевна
Должность: воспитатель изо
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: проект
Тема: "Сказка в гости к нам стучится"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Долгосрочный проект по художественно – эстетическому развитию
«Сказка в гости к нам стучится»
в старшей группе 2016 – 2017 год. Подготовила: воспитатель ИЗО: Рихтер Е. А. город Чита, Забайкальский край.

Вид проекта:
Познавательный, творческий, исследовательский.


Продолжительность проекта:




с 03. 10. 2016г. По 28. 04. 2017г.


Участники проекта:
Воспитатель; воспитатель ИЗО; музыкальный руководитель; воспитанники старшей группы; родители (законные представители детей).
Актуальность:


Ориентированность современных концепций дошкольного образования на германизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирование стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Театрализованная деятельность благодаря сценическому характеру позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и других способностей.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Через сказку расширить знание детей о народном декоративно- прикладном искусстве (богородская, каргопольская игрушка, городецкая роспись), которая связана с творчеством народа, народным искусством, фольклором. Театрализованная, художественное творчество, продуктивная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Однако театрализованная деятельность очень часто не получает широкого применения в педагогической практике детских садов, так как недооценивается ее роль в развитии ребенка. Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в художественно-эстетическом развитии ребенка; с другой - дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей. Для достижения нового образовательно-воспитательного результата необходимо разработать программу педагогического проекта, которая будет направлена на художественно- эстетическое развитие дошкольников и приобщение их к театральной деятельности.
Проект направлен
на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей
дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов, специалистов ДОУ).
Проблема:
В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.


Цель
: Создать условия для художественно-эстетического развития дошкольников посредством русской народной сказки; раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. 
Задачи:


-

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;  - Обогащать и расширять словарный запас детей;  - Развивать у детей образное воображение, мышление, фантазию, творческие способности, память, эстетическое восприятие, связную речь детей, мелкую моторику пальцев рук;
 - Развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;  - Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладном искусстве (богородской, каргопольской игрушкой, городецкой росписью); - Учить выделять и составлять элементы узора, её колорит и материал росписи; - Совершенствовать умения и навыки детей изображать сказочного героя по средствам рисования, лепки, аппликации, передавая его характерные особенности внешнего вида; - Воспитывать у детей интерес к русской народной сказке, мастерам декоративно-прикладного искусства, чувства переживания и сострадания к героям сказки, желание им помочь; - Воспитывать чувства дружбы и коллективизма, культуру речи.  - Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. 


Ожидаемый результат:

Дети:


- Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

- Знать и называть прочитанные сказочные произведения, героев сказок, мораль сказки; называть виды народной декоративно – прикладного искусства, их элементы узора, колорит и материал; -Знать различные виды театров и уметь показывать их;

- Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль. - Показ театрализованной деятельности русской народной сказке «Три медведя» для детей младшего дошкольного возраста;  
Воспитатель и специалисты:
- Принять участие в городской выставке детских рисунков на тему: «Мой любимый мульти – герой»;

-Показ открытого занятия по художественному творчеству для педагогов на тему: «Сказки гуляют по свету»; - Консультации для родителей:
« Воспитание сказкой», « Сказки для почемучек», « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольников», Рекомендации: «Секретные возможности художественных сказок»; - Презентация к педагогическому совету отчёт по проекту «Сказка в гости к нам стучится».
Родители:
- Изготовление совместно с родителями детьми и педагогов лепбука «В гостях у сказки»; - Изготовление шапочек к театрализованной деятельности; - Совместное сотворчество родителей с детьми книжек малышек «Наши добрые сказки»
Подготовительный этап (подбор материала, оборудования).

Материал и оборудование:


-Репродукция картин художника Е. Рачева, Ю. Васнецова по сказкам; - Подбор иллюстраций к русским народным сказкам разных художников; - Оформление книжного уголка «Наша добрая сказка»; - Литература по русским народным сказкам; - Раскраски по сказкам; - Подбор иллюстраций и игрушек по декоративно – прикладному искусству; - Изобразительный материал для экспериментирования с цветом, их оттенков, пластилином.
Дидактические игры:


-

«Расскажи сказку по героям»; - «Из какой сказки?»; - «Четвёртый лишний»; - «Расскажи сказку по иллюстрации»; - «Разрезные картинки»; - «Подбери узор»; - «Народные промыслы»; - «Найди лишнее»;
- «Цвета и краски»; - «Что перепутал художник?»; - «Составь узор»; - «Подбери игрушку»; - «Подбери героев сказки».
Словесные игры:
- «Волшебные слова»; - «Волшебные предметы»; - «Докончи фразу» - название героев сказки; - «Узнай героя сказки по описанию».
Виды театров:

Пальчиковый
– «Три поросёнка»; «Волк и семеро козлят»; «Красная шапочка»; «Теремок»; «Гуси лебеди».


Настольный
– «Бычок смоляной бочок»; «Сивка - Бурка»; «Морозко»; «Маша и медведь»; «Кот, петух и лиса»; «Три поросёнка»; «Гуси – Лебеди»; «Заюшкина избушка».
Варежковый
– «Заюшкина избушка»; «Репка».
Театр на фланелеграфе
– «Лиса и волк»; «Теремок»; «Колобок»; «Репка».
Бибабо
– «Маша и медведь»; «Мешок яблок»; «Кот, петух и лиса»; «Волк и семеро козлят»; «Три поросёнка»; «Три медведя».
Кукольный
– «Теремок»; «Козлёнок».
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики,

динамические паузы
: - «Два барашка»; - «В гостях у сказки»; - «Репка»; - «Сказки»; - «Колобок»; - «Буратино»; - «Поросята»; - «Кошки мышки»;
- «Маша и медведь»; - «Петушок»; - «Машина каша»; - «Медведь по лесу бродил»; - «Три медведя»; - «Вышла курочка гулять»; - «Пастушок».
Подвижные игры:
- «Золотые ворота»; - «Ручеёк»; - «Гуси – лебеди»; - «Жмурки»; - «Кот и мыши»; - «Горелки».
Основной этап проекта.

Реализация проекта:
- Репродукция картин Е.Рачёва, Ю.Васнецова по сказкам. - ИКТ – презентация «В гостях у сказки». - Оформление книжного уголка «Наша добрая сказка». - Выставка детских работ «Моя любимая сказка». - Участие в городской выставке детских рисунков «Мой любимый мульти-герой». - Лепбук «В гостях у сказки», совместная работа педагогов, детьми и родителей. - Консультации для родителей: « Воспитание сказкой», « Сказки для почемучек», « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольников». - Подготовка костюмов к театрализованной деятельности. - «Показ сказки детьми «Три медведя» для детей младшего дошкольного возраста. - Показ открытого занятия по художественному творчеству «Мы со сказкой крепко дружим». - ИКТ – презентация отчёта на педагогическом совете по проектной деятельности «Сказка в гости к нам пришла».



Выполнение проекта:
Образовательная область Темы НОД
Художественно -

эстетическое

развитие

Изо деятельность

Рисование:
1. «Моя любимая сказка» 2. «Лисонька – лиса», в какой сказке встречается лиса? 3. «Сказочный дворец для Василисы Премудрой» по мотивам городецкой росписи. 4. «Мой любимый мульти – герой».
Лепка
1. «Путешествие в сказку» 2. «Снегурочка» по мотивам русской народной сказке. 3. «Миша косолапый» по мотивам Богородской игрушки. 4. «Полкан» сказочно – исторического героя по мотивам Каргопольской игрушк. 5. «Мы со сказкой крепко дружим».
Аппликация:
1. «Сорока – белобока». 2. «Кошечка». 3. «Зайчик побегайчик»
Музыка:

Слушание:
«Баба Яга» П.И.Чайковского; «Лисичка поранила лапу» В.Гаврилин; «Мышки» А.Тилинского; «Игра в ладошки» П.И.Чайковский
Пение:
Русские народные прибаутки: «Жил был у бабушки серенький козлик», «Бай-качи-качи». «От носика до хвостика» М.Порухаладзе; «Про козлика» Г.Струве; «Весёлые путешественники» М.Старокадонский; «Я умею рисовать» Л. Абелян

Танцы:
1. Хороводный шаг «Белолица – круглолица» русская народная мелодия; 2. «Кошачий танец» рок-н-ролл; 3. «Петушок» русская народная мелодия.
М./п. игры:
Русская народная мелодия «Чей кружок соберётся?»; «Как над яблонской»; «Воротики»; «Полянка»; Русская народная прибаутка «Ворон»; «Кот и мыши» Т. Ломовой.
Развитие чувства ритма:
«Сел комарик под кусток»; «Жучок»; «Лиса».
Чувство ритма – музыцирование:
«Сказки шумелки»; «Заяц в лесу»; «Ёлочка»; «Мышиная история»; «Три поросёнка»; «Про овечку»; «Глупая лисичка»; «Лиса и рыба»; «Чей голос лучше?»; «Лягушонок»; «Яблонька».
Познавательное

развитие
НОД «Путешествие в страну сказок»; ИКТ – просмотр презентации «В гостях у сказки»; Рассматривание репродукцию картин Е. Рачёва, Ю. Васнецова «По дороге сказок», эвристические беседы, обсуждение. Знакомство с цветом и оттенками; ФЭМП «Путешествие колобка»; Викторина по любимым сказкам.
Речевое развитие
НОД Чтение русских народных сказок «Хаврошечка»; «Гуси лебеди»; «Три поросёнка». Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Заучивание потешек, прибауток, шуток. Творческое составление сказок с опорой на иллюстрации. НОД – составление сказок с опорой на мнемо-
таблице.
Социально –

коммуникативное

развитие

Дидактические игры:
«Расскажи сказку по героям»; «Из какой сказки?»; «Четвёртый лишний»; «Расскажи сказку по иллюстрации»; «Разрезные картинки»; «Подбери узор»; «Народные промыслы»; «Найди лишнее»; «Цвета и краски»; «Что перепутал художник?»; «Составь узор»; «Подбери игрушку»; «Подбери героев сказки».
Словесные игры:
«Волшебные слова»; «Волшебные предметы»; «Докончи фразу» - название героев сказки; «Узнай героя сказки по описанию».
Физическое

развитие

Физкультурный

досуг «В гостях у сказки».

Подвижные народные игры:
«Золотые ворота»; «Ручеёк»; «Гуси – лебеди»; «Жмурки»; «Кот и мыши»; «Горелки».
Физкультминутки,

пальчиковые гимнастики,

динамические паузы
: «Два барашка»; «В гостях у сказки»; «Репка»; «Сказки»; «Колобок»; «Буратино»; «Поросята»; «Кошки мышки»; «Маша и медведь»; «Петушок»; «Машина каша»; «Три медведя»; «Медведь по лесу бродил»; «Три медведя»; «Вышла курочка гулять»; «Пастушок».
Заключительный этап проекта:

- Выставка детских работ «Мои любимые сказки»; - Показ сказки «Три медведя» для детей младших групп; - Физкультурный досуг «В гостях у сказки»; - Лепбук «В гостях у сказки»; - Презентация – отчёт на педагогическом совете по проекту «Сказка в гости к нам стучится».
Информационные ресурсы проекта:
1.И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Москва, 2008г., изд. «Карапуз». 2. И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем», Москва, 2000г., изд. «Карапуз». 3. Т. Н. Доронова программа «Радуга», Москва, 2001г., изд. « Просвещение». 4. Т. С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», Москва, 2013г., изд. «Мозаика-Синтез». 5. Журнал «Дошкольное воспитание», «Обруч». 6. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада», Москва, 2014г., изд. «Мозаика – Синтез». 7. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор», Москва, 1987г., изд. «Просвещение». 8. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу», Москва, 2002г., изд. «Гном и Д». 9. «Русские народные песни», Москва, 1971г., изд. «Детская литература». 10. Интернет – ресурсы. 11. Т. Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада», Москва, 2008г. изд. «Линко – ПРЕСС». 12. Л. Ю. Князева «Импровизируем, играем, поём, ставим спектакль», Москва, 2013г., изд. «ВАКО». 13. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, 2000г., изд. «Лист».
14. Ю. Зацарный «40 русских народных песен», Москва, 1988г., изд. «Советский композитор». 15. Л. Л. Шкунова, Г. М. Маслова, О. С. Александрова «Использование метода сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста», Чита, 2009г..


Физкультминутки, пальчиковые игры,

динамические паузы.

Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили ( наклониться) И водой её полили (показывают движения) А теперь её потянем ( показывают движения) И из репы кашу сварим (показывают движения) И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).
«В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать. Сжимать и разжимать кулачки. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Загибают по одному пальцы. Героев из сказок вспомнить мы рады! упр. «Замок»
«Сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных. «Волк и семеро козлят» — Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.


«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. (показывают крышу над головой) Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. (упр. «Замок») Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой, Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. (Упр.«Колечки») Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой (Прижать ладони друг к другу) Звери очень испугались, поскорее разбежались (Бег на месте) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. (Упр. «Замок»)
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. (Упр.«Колечки») Били яичко и баба, и дед, Но не смогли разбить на обед. (Упр. «Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала, Яичко смахнула, оно и упало. ( бег на месте) Плакали горько баба и дед, Яйцо их разбилось, пропал их обед (кулачками трут возле глаз) С тех пор уже Ряба бабе и деду Несет лишь простые яйца к обеду. (Упр. «Кулачки»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки. Но однажды лисонька подкралась к избушке. (Упр. «Колечки») Утащила петушка за высокие горы, Утащила петушка в свою лисью нору. (Упр. «Петушок») Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. (Упр. «Колечки»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. (Упр. «Петушок») Живут котик с Петушком у лесной опушки (Упр. «Колечки») И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. (Грозят пальчиком).
«Маша и медведь»
Машенька в лесу жила, (сжимать и разжимают ладони) Да всё Мишеньке пекла (соединяют ладони – пекут). Вот один пирог с картошкой, А второй пирог с капустой, Третий испекла с горохом, А четвертый с маком, (загибать по одному пальчику). В этот положила лук – Получилось их пять штук (показать все пальцы). А с морковкой неси бабушке. Тот где тыква неси дедушке (шагают пальчиками по ноге).
« Репка»
В огороде дедка, репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки») Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка , и крепка («Хлопки») Выросла репка всем на удивление («Колечки») Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики») Выросла репка, и сладка, и крепка. Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»).
«ЗАРЯДКА

СЕМИ ГНОМОВ»
Первый гном присел и встал, (приседания) А второй вдруг побежал, (бег на месте) Третий плавно покружился, (кружатся направо) А четвёртый наклонился. (наклоны) Пятый вправо повернулся, (поворот направо) А шестой назад прогнулся, (наклон назад) Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки) Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Картотека словесных игр с детьми по русским народным сказкам.

«Волшебные слова»
- развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова. - «По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению» - «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка». - «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка – бурка» - «Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»
«Волшебные предметы» -
закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог. Яблоко с блюдечком –
телевизор
Клубок ниток –
навигатор
Ступа, ковёр – самолёт –
самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки –
витамины, БАДы, крема
Влезь в правое ухо, вылез в левое –
салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое –
машина, механизм, делающий

работу.
«Хаврошечка» Печка –
автомобиль
«По щучьему велению»
«Докончи» -
закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве. Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка)
«Отгадай-ка!»
- учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки. «Спи, глазок, спи, другой». - Сказка «Хаврошечка» «Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» - Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«
Носик, носик, пей водичку», - Сказка «Петушок и чудо – меленка» «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» - Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» - Сказка «Кот, петух и лиса» «Сяду на пенёк, съем пирожок». - Сказка «Маша и медведь»
«Отгадай загадку»
- развитие аналитико- синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой. Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала. Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ Вёдра он послал на речку, Сам спокойно спал на печке. Спал он целую неделю. А зовут его… ЕМЕЛЯ Сдобный, пышный, круглощёкий, У него румяный бок. Убегает по дорожке, И зовётся… КОЛОБОК Унесла его лиса, Аж за тёмные леса, Слышен тонкий голосок Кто же это? ПЕТУШОК Он герой нам всем известный, И с волшебным словом вместе Может целую неделю, На печи лежать … ЕМЕЛЯ Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще, И зовётся царь… КАЩЕЙ Кощеем заколдована, Иваном очарована, Зелёная подружка – Царевна - … ЛЯГУШКА




В раздел образования