"Система профориентационной работы как необходимое условие успешного профессионального самоопределения школьников."
Автор: Грудинова Оксана Петровна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: ЧОУ "Школа - интернат №28 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Приморский край, пгт. Смоляниново Наименование материала: профориентационная работа Тема: "Система профориентационной работы как необходимое условие успешного профессионального самоопределения школьников." Раздел: среднее образование
Система профориентационной работы как необходимое условие
успешного профессионального самоопределения школьников.
ЧОУ «Школа-интернат №28 ОАО «РЖД»,
Приморский край
пгт.Смоляниново
В
школе-интернате
№28
ОАО
«РЖД»
ведется
систематическая
профориентационная
работа,
ориентирующая
учащихся
на
выбор
железнодорожных профессий.
Коллектив
школы
-
интерната
работает
по
программе
профориентации
школьников
на
железнодорожные
профессии
««Наше
будущее».
Цель
программы:
«Создание
условий
и
инновационных
механизмов развития системы образования, обеспечивающих доступность,
высокое
качество
и
эффективность
образования,
его
развитие
с
учетом
социальных и экономических потребностей железнодорожного транспорта,
запросов работников ОАО «РЖД».
На информационных стендах школы-интерната для всех желающих
доступна
информация
о
железнодорожных
профессиях,
которые
можно
получить
в
Дальневосточном
государственном
университете
путей
сообщения
г.
Хабаровска,
Приморском
институте
путей
сообщения
г.
Уссурийска.
Красочно
оформлены
стенды
на
железнодорожную
тему:
«История Дальневосточной железной дороги», «Смоляниново - локомотив
Шкотовского района», «Руководители Дальневосточной железной дороги»,
«Гороскоп
железнодорожных
профессий»,
«Куда
пойти
учиться»,
«Выпускники – железнодорожники», «Мы выбираем ДВГУПС».
В школьной библиотеке подобрана и систематизирована литература по
профориентации, проводятся тематические выставки, презентации книг об
истории железнодорожного транспорта, читательские конференции.
Содержание работы по профориентации представляет собой сложную
систему. Она состоит из определенных элементов тесно связанных друг с
другом.
Профессиональная
ориентация
включает
в
себя
комплекс
мероприятий,
проводимых
как
в
процессе
учебных
занятий,
так
и
во
внеурочное время. Профориентационная работа на каждом возрастном этапе
имеет свои особенности.
В начальной школе педагоги организуют встречи с представителями
различных железнодорожных профессий, ветеранами. В знак уважения к
людям
нелегкой,
но
почетной
профессии,
свои
чувства
и
эмоции
дети
выражают в рисунках, поделках, макетах, праздничных концертах.
В младшем школьном возрасте большое место в профориентационной
работе
занимают
сюжетно-ролевые
игры
и
игры-инсценировки:
«Происшествие на перроне», «Я еду к морю», «Железнодорожный вокзал»,
«Машинист».
Они
служат
средством
развития
восприятия,
формируют
знания,
развивают
интерес
к
железнодорожному
транспорту,
труду
железнодорожников.
Играя, младший школьник выбирает определенную
роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки
конкретного человека, стремясь овладеть теми качествами личности, которые
важны в реальной жизни.
Особым
вниманием
пользуются
альбомы
о
железнодорожных
династиях,
которые
ребята
оформляют
вместе
с
родителями.
Показывая
альбом в школе-интернате, они гордятся своими родными и чувствуют себя
частицей трудовой династии.
Учителя начальных классов собрали дидактический материал и серию
методических разработок по темам: «От пункта А до пункта Б», «Правила
поведения на железной дороге», «Люди стальных магистралей», «Зарождение
и развитие железных дорог», «История форменной одежды».
Учащиеся
среднего
звена
продолжают
получать
знания
о
железнодорожниках
и
железнодорожных
профессиях,
через
систему
дополнительного образования и экскурсионную работу.
В
нашей
школе
для
6
класса
введен
элективный
курс
«География
железных
дорог»,
для
учащихся
5-10
классов
работает
кружок
«Юный
железнодорожник».
Каждый год юные железнодорожники выезжают на Дальневосточную
детскую железную дорогу в г. Хабаровск и имеют уникальную возможность
закрепить свои знания на практике. Сегодня ДДжд стала трамплином для
получения навыков будущей профессии. Прохождение практики на ДДжд - не
игра, потому что конечный результат такой практики - реальная профессия
помощника машиниста, дежурного по станции, осмотрщика вагонов, монтера
пути. Многие, кто прошел школу ДДжд, продолжают обучение в ДВГУПСе и
ПримИЖТ, работают в системе «Российские железные дороги».
Профориентационная работа в старших классах строится на принципе
сотрудничества
школы
с
высшими
и
средними
образовательными
учреждениями
железнодорожного
транспорта,
а
именно
Приморским
институтом железнодорожного транспорта (ПримИЖТ)
и техникумом г.
Уссурийска,
Дальневосточным
государственным
университетом
путей
сообщения (ДВГУПС) г. Хабаровска.
Учащиеся 10-11 классов получают информацию о железной дороге на
занятиях
спецкурса
«Общий
курс
железных
дорог»,
на
встречах
с
представителями кадровых подразделений территориальных дирекций ОАО
«РЖД», с преподавателями и студентами ПримИЖТ, выпускниками школы-
интерната, работающими на предприятиях ОАО «РЖД».
Дистанционное
обучение
учащихся
преподавателями
ДВГУПСа
направлена
на
углубленное
изучение
математики,
физики,
выявление
способностей выпускников.
В
период
весенних
каникул
учащиеся
становятся
участниками
профориентационных экскурсионных программ «Открытые двери компании»
в
г.
Хабаровске.
Такие
программы
расширяют
кругозор
школьников,
формируют ценностные ориентации на железнодорожные профессии.
Практикуются выездные сессии по предметам: математике, физике,
введение
в
специальность,
предметные
олимпиады,
которые
организуют
педагоги
ДВГУПСа.
Это
способствует
повышению
качества
довузовской
подготовки, конкурентноспособности на рынке труда выпускников школы-
интерната, устойчивости их профессионального выбора и быстрой адаптации
к
условиям
обучения
в
ВУЗах.
Традиционно
агитбригада
ПримИЖТ
выступает
перед
выпускниками
школы-интерната
повышая
интерес
к
железнодорожным
профессиям.
Студенты
и
преподаватели
знакомят
учащихся с условиями поступления в ДВГУПС и его филиалы.
В школе – интернате работает психолого – педагогическая служба.
Педагог
-
психолог
работает
по
методикам:
«Волна»,
«Комфорт»,
тест
Холланда, деловая игра «Прфессиографическое лото», адаптационная версия
теста
«Смысл
в
жизни»,
«Карта
одаренности»
Хаана
и
Каффа,
которые
направлены на коррекцию здоровья, развитие адаптационных возможностей,
выбор профессии и профпригодность, выявление детей с признаками ранней
одаренности.
Эффективность профориентационной работы определяется слаженной
деятельностью всего педагогического коллектива. Одним из направлений в
методической
работе
школы
-
интерната
является
формирование
образовательной
политики,
направленной
на
создание
разноуровневой,
личностно – ориентированной образовательной системы для удовлетворения
образовательных потребностей работников ОАО «РЖД».
В
сознании
педагогов
произошла
перестройка,
направленная
на
укрепление имиджа ОАО «РЖД».
Педагогами активно используется внедрение новых форм и технологий
организации
образовательного
процесса,
через
конференции,
семинары,
проекты с использованием информационных и компьютерных технологий. В
В
марте
2015г.
для
педагогов
школы
–
интерната,
дошкольных
общеобразовательных учреждений и муниципальной общеобразовательной
школы №27 проведен обучающий семинар «Психолого – педагогическая и
технологическая
подготовка
педагогов
как
условие
успешной
профориентационной работы».
Осуществляется взаимодействия: детский сад – школа интернат – ж/д
предприятия – ДВГУПС.
Профориентационная
работа
школы
-
интерната
освещается
в
средствах массовой информации: в газетах «Дальневосточная магистраль»,
«Профсоюзная жизнь», «Взморье» и на школьном сайте.
Систематически воспитанники школы-интерната принимают участие
во всех конкурсах, проводимых ОАО «РЖД».
В 2015 году учащиеся и педагоги школы-интерната приняли участие:
- в конкурсе на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте и
трое учащихся прошли во второй тур;
- Ларин Лев, ученик 7 класса, награжден дипломом за III место в
Спартакиаде
Сибири
и
Дальнего
Востока
среди
детей
работников
железнодорожного транспорта Российской Федерации по легкой атлетике в
прыжках в длину и в беге на 60 метров среди мальчиков;
- Холяпин Константин, ученик 6 класса, награжден дипломом за II
место в Спартакиаде Сибири и Дальнего Востока среди детей работников
железнодорожного транспорта Российской Федерации по легкой атлетике в
беге на 2 км. в длину среди мальчиков;
- команда юных железнодорожников «Стремительные ласточки» заняла
IIIместо
в
региональном
конкурсе
«Безопасное
поведение
на
железной
дороге»;
-
М.В. Ибрагимова, учитель математики, награждена дипломом III
степени за участие в конкурсе: «Лучший педагогический работник ОАО
«РЖД».
Реализация программы «Наше будущее» позволяет успешно решать
задачи, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа», в Концепции развития системы образования ОАО «РЖД»:
-
готовить
конкурентоспособных
выпускников,
стремящихся
к
обучению профессиональному росту в течении всей жизни;
- выполнять социальный заказ Компании по подготовке кадров в сфере
железнодорожного транспорта.
Основным результатом целенаправленной профориентационной работы
коллектив школы – интерната считает:
1.
69%
поступления
выпускников
11
класса
в
железнодорожные
учебные заведения.
2.
Увеличение количества выпускников, работающих на предприятиях
ОАО «РЖД».
3.
III
место
в
конкурсе:
«Лучший
педагогический
работник
ОАО
«РЖД».