"Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации."
Автор: Нечаева Надежда Вениаминовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП Садгородского филиала ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашего Детский сад "Ёлочка" Населённый пункт: п.Садгород Наименование материала: Статья Тема: "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации." Раздел: дошкольное образование
«Современные дошкольники: проблемы воспитания и
формирования социальной адаптации»
Игра как средство социальной адаптации дошкольника
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что
объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени
обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много
неполных семей. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным
возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном
этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего
поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит
первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы
личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно
этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно
важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся
мотивационно-потребностная сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании,
допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же
время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и
насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого
ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.
Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере
обеспечить полноценное развитие личности ребёнка, сложная задача формирования и
развития адаптивных возможностей детей, подготовки их дальнейшей социализации
ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо
оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности,
традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.
В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая
из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и
углублённую. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям,
связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым ему в семье и
другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива. Кроме того, социальное
окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого
ребёнка.
Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого -
педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников,
педагогического коллектива родителей.
При таком подходе социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в
соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей.
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения,
средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации
инвалидов. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех
богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов
детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В
процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с
предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в
котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое
отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью
социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности
является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных,
эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя
условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для
реализации своих стремлений, проявления способностей. Помимо этого, игра вносит много
нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству,
благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.
К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно
действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои
мечты.
Раскрывая данную тему на примере своего опыта хочу показать некоторые адаптационные
методы и приёмы. Ребята, перешедшие из ясельной группы во вторую младшую, также
испытали адаптационный период: привыкание к новым воспитателям, новой среде и др.,
Чтобы период привыкания прошел быстрее и спокойнее, мною было решено использовать в
комплексе различные адаптационные методики и приемы: изучение исходных документов,
наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, другими специалистами
ДОУ. Прежде всего, я стремилась создать естественную стимулирующую среду, в которой
ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность,
развивался, приобретал социальные навыки.
Мною была продумана система подбора игр для детей и методика их проведения. При
составлении учитывалось наличие у детей постоянного предпочтения ряда игр и желания
играть в них. В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры и
объясняют их родителям. Новая игра объясняется кратко и четко, выделяются правила и
ход игры, показываются отдельные движения.
Приложение:
Игры, направленные на сближение детей друг с другом.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом.
Подвижные игры,
Пальчиковые игры
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры.