Автор: Клюшина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 10 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Свойства воды" Раздел: дошкольное образование
Обучающие
–
Познакомить
детей
со
свойствами
воды
.
(
Вода
–
это
жидкость
,
чистая
,
прозрачная
,
без
вкуса
,
без
запаха
)
Развивающие
-
Развивать
познавательную
активность
детей
в
процессе
экспериментирования
;
Развивать
умственные
операции
:
сравнение
,
обобщение
,
способность
анализировать
.
Развивать
связную
речь
детей
,
умение
рассуждать
,
делать
выводы
,
активизировать
и
обогащать
словарь
детей
существительными
,
прилагательными
,
глаголами
по
теме
занятия
.
Воспитывающие
–
Воспитывать
бережное
отношение
к
воде
;
Воспитывать
умение
учитывать
мнение
партнёра
.
Интеграция
образовательных
областей
:
Познавательное
развитие
,
речевое
развитие
,
социально
–
коммуникативное
развитие
.
Возраст
:
4- 5
лет
Активизация
словаря
:
Океаническая
,
озёрная
,
родниковая
,
морская
вода
;
вода
–
жидкость
.
Используемый
материал
:
Демонстрационный
Иллюстрации
на
тему
: «
Вода
»,
карточки
в
виде
капелек
с
загадками
,
мнемо
-
карточки
,
пластиковые
стаканы
с
различным
соком
и
молоком
,
ведёрко
,
мольберт
.
Раздаточный
Прозрачные
пластиковые
стаканчики
,
соломинки
для
коктейля
,
листы
белой
бумаги
,
гуашь
синего
и
фиолетового
цвета
,
старые
зубные
щётки
,
обручи
для
подвижной
игры
,
музыкальный
центр
.
Форма
работы
:
подгрупповая
Виды
деятельности
:
Игровая
,
коммуникативная
,
восприятие
художественной
литературы
,
изобразительная
,
двигательная
.
Формы
организации
занятия
:
1.
Сюрпризный
момент
(
ведёрко
с
капельками
воды
,
с
загадками
)
2.
Загадывание
загадок
.
3.
Беседа
о
воде
.
4.
Опытно
-
экспериментальная
деятельность
(
лаборатория
)
Опыты
Формулирование
выводов
(
свойства
воды
)
5.
Подвижная
игра
«
Капельки
и
туча
»
6.
Изобразительная
деятельность
(
рисование
морских
волн
)
7.
Закрепление
материала
с
использованием
мнемо
–
карточек
.
Использование
:
Разделение
группы
по
видам
деятельности
–
познавательный
центр
,
центр
экспериментальной
деятельности
,
центр
творчества
,
место
для
двигательной
активности
.
Ход
занятия
:
Сюрпризный
момент
Загадывание
загадок
Открытие
нового
знания
или
умения
:
-
Преобразование
существительных
в
прилагательные
:
море
–
морская
,
океан
–
океаническая
,
озеро
–
озёрная
и
т
.
д
.
Знакомство
со
свойствами
воды
в
процессе
экспериментирования
:
-
Прозрачная
,
безвкусная
,
не
имеет
запаха
,
жидкая
–
жидкость
.
Закрепление
материала
:
-
Для
чего
нужна
вода
?
Игровая
деятельность
Изобразительная
деятельность
.
Итог
занятия
:
-
Повторить
с
детьми
,
о
чём
говорили
на
занятии
,
с
какими
свойствами
воды
познакомились
,
используя
мнемо
–
карточки
.
Ход
занятия
:
1.
Организационный
момент
.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
то
,
что
когда
она
пришла
утром
в
детский
сад
,
то
увидела
на
пороге
группы
ведёрко
.
Интересуется
у
детей
:
Не
хотят
ли
они
узнать
,
что
в
нём
лежит
?
После
того
,
как
дети
ответили
на
вопрос
воспитателя
,
они
начинают
по
очереди
доставать
из
ведёрка
карточки
-
капельки
с
загадками
,
воспитатель
читает
их
вслух
.
Люди
ждут
меня
,
зовут
,
А
приду
к
ним
–
прочь
бегут
. (
дождь
)
Пушистая
вата
Плывёт
куда
-
то
,
Чем
вата
ниже
,
Тем
дождик
ближе
. (
облако
)
Течёт
,
течёт
–
не
вытечет
,
Бежит
,
бежит
–
не
выбежит
. (
речка
)
Воспитатель
прикрепляет
на
магнитную
доску
карточки
с
рисунками
–
отгадками
.
Воспитатель
:
Что
объединяет
наши
загадки
?
О
чём
мы
с
вами
сегодня
будем
говорить
?
Дети
:
О
воде
!
Воспитатель
:
Ребята
,
как
вы
думаете
,
где
можно
встретить
воду
в
природе
? (
Ответы
детей
)
Воспитатель
:
Ребята
,
а
вы
знаете
,
что
воду
в
море
называют
–
морская
.
А
теперь
вы
попробуйте
сказать
–
как
называют
воду
в
океане
?
Дети
:
Вода
в
океане
- (
океаническая
)
В
реках
?
В
озёрах
?
В
родниках
?
В
болотах
? – (
речная
,
озёрная
,
родниковая
,
болотная
вода
)
Воспитатель
:
Как
вы
думаете
,
какая
на
вкус
вода
в
море
и
океане
?
Дети
:
Солёная
.
Воспитатель
:
Можно
ли
её
пить
?
Дети
:
Солёную
воду
пить
нельзя
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
в
реках
,
озёрах
,
родниках
вода
тоже
солёная
или
нет
?
Какая
это
вода
,
в
отличие
от
солёной
?
Дети
:
Пресная
.
Воспитатель
:
Как
вы
думаете
,
для
чего
нужна
вода
людям
,
животным
,
растениям
,
рыбам
? (
Ответы
детей
)
2.
Практическая
часть
.
Воспитатель
:
Вода
–
одно
из
самых
удивительных
веществ
на
планете
.
Ребята
,
вы
уже
много
знаете
о
воде
,
а
сегодня
вы
познакомитесь
с
её
некоторыми
свойствами
.
Для
этого
пройдём
в
нашу
лабораторию
.
Свойство
1.
Вода
-
это
жидкость
–
без
вкуса
,
без
запаха
.
Опыт
1.
Дать
детям
2
стаканчика
,
один
с
водой
,
другой
–
пустой
.
Предложить
аккуратно
перелить
воду
из
одного
стаканчика
в
другой
.
Воспитатель
:
Льётся
вода
?
Почему
?
Дети
:
Потому
что
она
жидкая
.
Воспитатель
:
Если
бы
она
не
была
жидкой
,
она
не
смогла
бы
течь
в
реках
и
ручейках
,
не
текла
бы
из
крана
.
Вывод
:
Если
вода
жидкая
,
может
течь
,
её
называют
жидкостью
.
(
Вывешивается
мнемокарточка
)
Опыт
2.
Предложить
детям
попробовать
воду
через
соломинку
.
Воспитатель
:
Есть
ли
у
воды
вкус
?
(
Объяснить
,
что
когда
человек
хочет
пить
,
то
с
удовольствием
пьёт
воду
и
говорит
: «
Какая
вкусная
вода
!».
Хотя
на
самом
деле
её
вкуса
не
чувствует
.
Дать
детям
для
сравнения
попробовать
сок
.)
Вывод
:
Вода
не
имеет
вкуса
,
то
есть
–
безвкусная
. (
Вывешивается
мнемокарточка
)
Опыт
3.
Дети
нюхают
воду
.
Воспитатель
:
Чем
она
пахнет
?
Дети
:
Совсем
не
пахнет
.
Вывод
:
Вода
не
имеет
запаха
.(
Вывешивается
мнемокарточка
)
Свойство
2.
Вода
прозрачная
.
Опыт
4.
На
столе
у
детей
по
два
стакана
,
один
с
водой
,
другой
с
молоком
.
Предлагаю
опустить
одну
ложку
в
стакан
с
водой
,
другую
в
стакан
с
молоком
.
-
Что
заметили
?
(
Дети
высказывают
своё
мнение
:
в
стакане
с
молоком
ложечки
не
видно
,
а
в
стакане
с
водой
она
просвечивается
. )
Вместе
с
воспитателем
дети
формулируют
ещё
одно
свойство
воды
:
чистая
вода
–
прозрачна
. (
Вывешивается
мнемокарточка
)
3.
Подвижная
игра
«
Капельки
и
тучки
»
На
полу
разложены
обручи
(
на
один
меньше
,
чем
детей
).
Это
тучки
.
Все
дети
–
это
капельки
.
Пока
звучит
музыка
,
дети
свободно
передвигаются
по
группе
.
Как
только
музыка
останавливается
–
каждая
«
капелька
»
должна
занять
место
на
тучке
(
в
любом
обруче
). «
Капелька
»,
которой
не
хватило
«
тучки
» - «
испаряется
» (
выходит
из
игры
).
Игра
проводится
2-3
раза
.
4.
Заключительная
часть
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
вы
видели
море
?
Купались
в
морской
воде
? (
Ответы
детей
)
А
вы
хотите
море
нарисовать
? (
Ответы
детей
).
Предлагаю
детям
пройти
в
«
Центр
Творчества
».
Воспитатель
:
Мы
будем
с
вами
рисовать
морские
волны
,
но
не
кисточками
,
а
при
помощи
зубных
щёток
.
(
Показываю
,
как
это
можно
сделать
).
Дети
рисуют
морские
волны
.
Воспитатель
:
Пока
ваши
работы
подсыхают
,
давайте
повторим
,
о
чём
мы
сегодня
говорили
на
занятии
.
Давайте
ещё
раз
рассмотрим
мнемокарточки
.
1
карточка
–«
перечёркнутый
язык
»
Воспитатель
:
Ребята
,
какой
вывод
мы
сделали
,
посмотрев
на
эту
карточку
?
Дети
:
Вода
не
имеет
вкуса
.
2
карточка
– «
перечёркнутый
нос
»
Воспитатель
:
Молодцы
ребята
,
а
следующая
карточка
,
что
нам
подсказывает
?
Дети
:
Вода
не
имеет
запаха
.
3
карточка
– «
стакан
с
водой
и
ложкой
внутри
»
Воспитатель
:
Глядя
на
эту
карточку
,
что
вы
можете
сказать
?
Дети
:
Вода
прозрачная
.
4
карточка
– «
открытый
кран
с
льющейся
из
него
водой
»
Воспитатель
:
Почему
вода
льётся
из
крана
?
Дети
:
Потому
что
вода
жидкая
.
Воспитатель
:
Если
вода
жидкая
,
как
мы
можем
её
назвать
другим
словом
?
Дети