Активные методы обучения на уроках в условиях внедрения ФГОС
Автор: Науменко Татьяна Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ "Тарская СОШ №5" Населённый пункт: г. Тара Наименование материала: Статья Тема: Активные методы обучения на уроках в условиях внедрения ФГОС Раздел: начальное образование
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа
должна
быть
педагогической
лабораторией,
учитель
в
своей
учебно-
воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».
Л.Н.Толстой
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки
новых
подходов
в
системе
обучения
и
воспитания,
внедрения
государственных
стандартов
второго
поколения.
Одной
из
проблем,
волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый
интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске,
другими
словами
как
активизировать
познавательную
деятельность
в
процессе обучения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но
и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами
«Чему
мне
нужно
научиться?»,
«Как
мне
этому
научиться?».
Обучение
должно
быть
построено
как
процесс
«открытия»
каждым
школьником
конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в
самостоятельную,
критически
мыслящую
личность.
Возникает
вопрос:
«Какие
формы
и
методы
мы,
как
учителя
должны
использовать
для
построения урока в контексте ФГОС?»
Проанализировав
огромное
количество
методической
литературы,
ответа на вопрос: Какую же форму использовать для любого типа по ФГОС?
С уверенностью могу сказать, что чётких правил здесь нет. Если привычной и
самой
желанной
формой
деятельности
для
ребенка
является игра, значит
надо
использовать
эту
форму
организации
деятельности
для
обучения,
объединив
игру
и
учебно-воспитательный
процесс,
точнее,
применив
игровую
форму
организации
деятельности
обучающихся
для
достижения
образовательных
целей.
Смолкин
А.М.
классифицирует
АМО
на
имитационные,
т.е.
формы
проведения
занятий,
в
которых
учебно-
познавательная
деятельность
построена
на
имитации
профессиональной
деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. В свою очередь
имитационные
делятся
на
игровые
и
неигровые.
К
игровым
методам
относятся
проведение
деловых
игр,
игрового
проектирования
и
т.п.,
а
к
неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и
др. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе.
Все
этапы
урока
должны
включать активные
методы
обучения. Игра
должна
служить
для
повышения
мотивации
учащихся.
Таким
образом,
мотивационный
потенциал
игры
будет
направлен
на
более
эффективное
освоение школьниками образовательной программы.
Дадим определение понятию активные методы обучения – это система
методов,
обеспечивающих
активность
и
разнообразие
мыслительной
и
практической
деятельности
учащихся
в
процессе
освоения
учебного
материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе
и
творческом
характере
обучения,
интерактивности,
разнообразных
коммуникациях,
диалоге,
использовании
знаний
и
опыта
обучающихся,
групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов
чувств, движении и рефлексии.
При системном использовании АМО роль учителя принципиально
меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Меняется и роль ученика – из пассивного слушателя он превращается в
активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда,
в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка
найти
свое
место,
проявить
инициативу
и
самостоятельность,
свободно
реализовать свои способности. Использование АМО позволит сделать уроки
современными,
насыщенными,
творческими,
отвечающими
потребностям
обучающихся, родителей, общества.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы,
позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу
примеры некоторых из них.
АМ организации начала урока
Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание
учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают
методы «Поздоровайся глазами», «Улыбнемся друг другу», «Передай
другу».
Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность,
устанавливают контакт между учениками.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед
более серьезными упражнениями.
АМ выяснения ожиданий и опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных
методов
выяснения
целей,
ожиданий,
опасений.
Такие
методы,
как «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы»,
позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные
материалы
в
дальнейшем
использовать
для
осуществления
личностно-
ориентированного
подхода
к
учащимся.
После
выполнения
задания,
систематизируются
сформулированные
цели,
пожелания,
опасения
и
подводятся итоги.
АМ актуализации опорных знаний.
Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно
актуализировать знания учащихся. Это такие методы, как: « Лес», «Поле»,
«Гараж», «Продукты» и т.д. (можно подобрать любую группу, в
зависимости от темы и цели урока, а так же предмета)
АМ эмоциональной разрядки и физической разминки.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.
Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и
активно
расслабиться,
восстановить
энергию.
Активные
методы
-
«физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.
«Тряпичная кукла и солдат», «Пантомима», «Роботы», «Четыре
стихии», «Делай как я»- позволят весело и активно расслабиться,
восстановить энергию.
АМ презентации учебного материала
Ч е м ярче,
интересней
и
образней
будет
презентация
нового
материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать
учащихся
в
теме,
представить
им
основные
направления
движения
для
дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы:
«Белые
пятна»,
«Пометки
на
полях»,
«Кластер»,
«Написание
синквейна» «Мозговой штурм».
АМ закрепления, обобщения изученного материала и
самостоятельной работы.
Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем
продуктивнее проходит урок. На этапе обобщения знаний используем
приём синквейн .
Этот метод используется на уроках русского языка при изучении
словарных слов, на уроках литературного чтения для составления
характеристики героя. С помощью данного метода достигаем:
выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного
запаса детей.
Метод «Творческая мастерская».
В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в
творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.
«Парный выход» (использовался на уроке русского языка)
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную
работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а
затем зачитать все варианты вслух, и выбрать для записи наиболее удачное
словосочетание.
«Стрелялки». По классу развешены ответы к заданиям. Ребята
указывают ответы.
«Крестики-нолики». Если
учащиеся
согласны
с
утверждением
–
ставят в клеточке крестик, не согласны – нолик. Затем, демонстрируется
ключ.
«Разноцветные
поля». После
проведения
самостоятельной
работы
учащиеся
прочерчивают
поля.
Красный
цвет
-
проверьте
работу
сами,
зеленый – укажите на какой строчке ошибка, я найду и исправлю, синий цвет
– укажите, сколько у меня ошибок, я найду и исправлю.
АМ подведения итогов урока, рефлексия
Завершить
урок
можно,
применив
такие
методы,
как «Ромашка»,
«Шкала успешности», «Поляна снежинок», «Да-Нет».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести
итоги
урока.
Для
учителя
этот
этап
очень
важен,
поскольку
позволяет
выяснить,
что
ребята
усвоили
хорошо,
а
на
что
необходимо
обратить
внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников
позволяет учителю скорректировать урок на будущее.