Автор: Семёнова Елена Юрьевна Должность: преподователь изо Учебное заведение: АНО "Православная общеобразовательная школа-пансион "Плесково" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Один урок рисования в первом классе. Раздел: начальное образование
Один урок рисования в первом классе.
статья
Елена Семёнова, учитель ИЗО.
Православная школа-пансион «Плёсково»
Наверное, в жизни каждого учителя бывают неожиданные находки, когда как говорится
«паче чаяния» всё удаётся и складывается. Об одной такой удаче мне хочется рассказать
моим коллегам.
Так сложились обстоятельства, что в первом классе у нас оказался один лишний урок. И
я решила порисовать с детьми чайник - обыкновенный, всем знакомый предмет.
Результат превзошёл все ожидания: дети рисовали вдохновенно, получились
замечательные работы, причём у всех. Потом, проанализировав происшедшее, я поняла,
в чём дело, и на следующий год уже дала эту тему осознанно.
Первый класс, это ещё совсем маленькие дети! Они хотят учиться в школе и, вместе с
тем, ещё очень привязаны к дому. Многие ждут, когда вернувшись из школы за обедом,
они будут рассказывать маме или бабушке о своих уже взрослых делах. А свидетелем и
сопереживателем этого разговора будет заварочный чайник. Для них он одушевлённый,
также как игрушечный мишка или школьный друг – портфель.
Итак, урок. Когда дети заходят в класс, на доске уже висят изображения разнообразных
чайников: смешные и строгие, пёстрые и однотонные, простые и причудливой формы.
Настроение сразу создаётся приподнятое. Некоторое время мы обсуждаем с детьми какие
бывают чайники и какой у них дома. Чайник маленький предмет, а задача у него
серьёзная: охранять мир и уют в доме. Поэтому он такой важный! Стоит в шляпе и руку
поставил в бок! Прямо – барин!
Так в игровой форме мы затрагиваем очень серьёзную воспитательную задачу: ценить
свою семью, заботиться о сохранении мира и любви в ней.
Переходим к работе. Можно рисовать свой знакомый чайник, или тот, который будет
красоваться на моём столе, когда я выросту и обзаведусь семьёй, или вообще
фантастический чайник.
Даю детям квадратные листы бумаги. Я вообще считаю, что работа на листах разной
формы и размера способствует развитию творческого начала у детей. Конечно, мы
говорим о том, почему лист квадратный. Потому, что квадрат самая устойчивая форма, и
это подходит для нашего рисунка. Располагаем наш предмет на листе так, чтобы ему было
уютно. Это уже разговор о композиции. В первом классе мы ещё не даём определения
слова композиция, но уже приучаем детей не забывать о ней. На доске рисую два
примера расположения, нарочно утрируя ошибки: чайнику очень тесно в листе, и
маленький чайничек, плавающий в белом пространстве листа. Дети смеются, объясняют
мне мои ошибки.
Достаточно разговоров! Дальше двадцать минут творчества. А в конце урока, конечно,
выставка. Ребёнку очень важно посмотреть на работу издалека, увидеть её среди работ
своих товарищей. Говоря современным языком – рефлексия. Здесь очень важно
остановить всякие разговоры типа «у кого получилось лучше». Юный художник должен
уйти с урока уверенным в своих творческих силах и с желанием дальше
совершенствоваться в рисовании. Можно отметить, как красиво по цвету у одного, какая
задорная форма получилась у другого, а у третьего – такой оригинальный узор!
За этой спонтанной выставкой может последовать уже основательная выставка, например,
в холле школы. Такие искренние и весёлые работы украсят и оживят любой интерьер.