Напоминание

Один урок рисования в первом классе.


Автор: Семёнова Елена Юрьевна
Должность: преподователь изо
Учебное заведение: АНО "Православная общеобразовательная школа-пансион "Плесково"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Один урок рисования в первом классе.
Раздел: начальное образование





Назад





Один урок рисования в первом классе.
статья
Елена Семёнова, учитель ИЗО.

Православная школа-пансион «Плёсково»
Наверное, в жизни каждого учителя бывают неожиданные находки, когда как говорится «паче чаяния» всё удаётся и складывается. Об одной такой удаче мне хочется рассказать моим коллегам. Так сложились обстоятельства, что в первом классе у нас оказался один лишний урок. И я решила порисовать с детьми чайник - обыкновенный, всем знакомый предмет. Результат превзошёл все ожидания: дети рисовали вдохновенно, получились замечательные работы, причём у всех. Потом, проанализировав происшедшее, я поняла, в чём дело, и на следующий год уже дала эту тему осознанно. Первый класс, это ещё совсем маленькие дети! Они хотят учиться в школе и, вместе с тем, ещё очень привязаны к дому. Многие ждут, когда вернувшись из школы за обедом, они будут рассказывать маме или бабушке о своих уже взрослых делах. А свидетелем и сопереживателем этого разговора будет заварочный чайник. Для них он одушевлённый, также как игрушечный мишка или школьный друг – портфель. Итак, урок. Когда дети заходят в класс, на доске уже висят изображения разнообразных чайников: смешные и строгие, пёстрые и однотонные, простые и причудливой формы. Настроение сразу создаётся приподнятое. Некоторое время мы обсуждаем с детьми какие бывают чайники и какой у них дома. Чайник маленький предмет, а задача у него серьёзная: охранять мир и уют в доме. Поэтому он такой важный! Стоит в шляпе и руку поставил в бок! Прямо – барин! Так в игровой форме мы затрагиваем очень серьёзную воспитательную задачу: ценить свою семью, заботиться о сохранении мира и любви в ней. Переходим к работе. Можно рисовать свой знакомый чайник, или тот, который будет красоваться на моём столе, когда я выросту и обзаведусь семьёй, или вообще фантастический чайник. Даю детям квадратные листы бумаги. Я вообще считаю, что работа на листах разной формы и размера способствует развитию творческого начала у детей. Конечно, мы говорим о том, почему лист квадратный. Потому, что квадрат самая устойчивая форма, и это подходит для нашего рисунка. Располагаем наш предмет на листе так, чтобы ему было уютно. Это уже разговор о композиции. В первом классе мы ещё не даём определения слова композиция, но уже приучаем детей не забывать о ней. На доске рисую два примера расположения, нарочно утрируя ошибки: чайнику очень тесно в листе, и маленький чайничек, плавающий в белом пространстве листа. Дети смеются, объясняют мне мои ошибки.
Достаточно разговоров! Дальше двадцать минут творчества. А в конце урока, конечно, выставка. Ребёнку очень важно посмотреть на работу издалека, увидеть её среди работ своих товарищей. Говоря современным языком – рефлексия. Здесь очень важно остановить всякие разговоры типа «у кого получилось лучше». Юный художник должен уйти с урока уверенным в своих творческих силах и с желанием дальше совершенствоваться в рисовании. Можно отметить, как красиво по цвету у одного, какая задорная форма получилась у другого, а у третьего – такой оригинальный узор! За этой спонтанной выставкой может последовать уже основательная выставка, например, в холле школы. Такие искренние и весёлые работы украсят и оживят любой интерьер.


В раздел образования