Напоминание

"Cамообразование - путь повышения профессионального мастерства"


Автор: Тюлюш Елизавета Кок-Кысовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: с. Хову-Аксы, Чеди-хольский район, Республика Тыва
Наименование материала: конспект семинара
Тема: "Cамообразование - путь повышения профессионального мастерства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар на тему: Семинар на тему: «Самообразование – путь «Самообразование – путь повышения профессионального повышения профессионального мастерства мастерства подготовила: старший воспитатель подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с «Дюймовочка» МБДОУ д/с «Дюймовочка» Тюлюш Е.К. Тюлюш Е.К.
 Ф.И.О: Ф.И.О: Тюлюш Тюлюш Елизавета Кок-кысовна Елизавета Кок-кысовна  Должность Должность : старший : старший воспитатель воспитатель  Образование Образование : высшее : высшее  Стаж работы Стаж работы : 30 лет : 30 лет  Награды Награды : ПГ МБУ УО, : ПГ МБУ УО, ПГ Минобрнауки РТ, ПГ ПГ Минобрнауки РТ, ПГ Минобрнауки РФ Минобрнауки РФ
Цель семинара Цель семинара  Совершенствование навыков самостоятельной Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. работы педагогов по самообразованию. 
Задачи:

Задачи:
 Оказание методической помощи при выборе темы Оказание методической помощи при выборе темы самообразования; самообразования;  Раскрыть сущность процесса самообразования, его Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях. необходимость в современных условиях.  оказание методической помощи педагогам в умении оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы. опорные схемы, планы.
План семинара: План семинара: 1. Самообразование как 1. Самообразование как один из путей один из путей повышения профессионального повышения профессионального мастерства педагогов. мастерства педагогов. 2. С чего начать? Организация работы 2. С чего начать? Организация работы по самообразованию. по самообразованию. 3 3 . К чему прийти? Результаты . К чему прийти? Результаты самообразования. самообразования.
 « Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!... Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.. К.И.Чуковский
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической поддержки и профессионального мастерства педагогов.
Что такое самообразование? Что такое самообразование? 
Самообразование

Самообразование
– – это целенаправленная, это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в личностью для приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п. какой – либо области науки, культуры и т.п. С.И.Ожигов дает такое определение: самообразование С.И.Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. занятий без помощи преподавателя. 
Самообразование

Самообразование
– – это целенаправленная это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки. педагогической и психологической науки.
Самообразование педагога есть необходимое Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. условие профессиональной деятельности.  Для того чтобы учить других нужно Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. знать больше, чем все остальные.  Педагог должен знать не только свой Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, близлежащих научных областях, различных сферах общественной различных сферах общественной жизни. жизни.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Эта способность вырабатывается в процессе работы с источником информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

Определение составляющих потребностей, мотивов,

Определение составляющих потребностей, мотивов,

побуждающих педагога к самообразованию

побуждающих педагога к самообразованию

Ежедневная работа с информацией

Ежедневная работа с информацией
. Готовясь к занятию, . Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и т.п. у педагога выступлению, родительскому собранию и т.п. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации возникает необходимость поиска и анализа новой информации 
Желание творчества

Желание творчества
. Педагог – профессия творческая. . Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. доставлять удовольствие. 
Стремительный рост

Стремительный рост
современной науки, особенно современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. пользоваться телегой. 
Изменения,

Изменения,
происходящие в жизни общества. Формируют происходящие в жизни общества. Формируют образ педагога как «несовременного человека» образ педагога как «несовременного человека» 
Конкуренция

Конкуренция
. Не секрет, что многие родители. Приводя . Не секрет, что многие родители. Приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. работать с их ребенком.
* *
Общественное мнение

Общественное мнение
. Педагогу не безразлично, . Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. педагогом быть обидно. * *
Материальное стимулирование

Материальное стимулирование
. Категория . Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. усвоения новых знаний этого не добиться. * *
Интерес.

Интерес.
Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? вообще быть педагогом?

Источники самообразования. Каковы же эти

Источники самообразования. Каковы же эти

источники знаний, где их искать?

источники знаний, где их искать?
 Телевидение; Телевидение;  Газеты, журналы; Газеты, журналы;  Интернет; Интернет;  Литература (методическая, научно- популярная, Литература (методическая, научно- популярная, публицистическая. художественная и др.); публицистическая. художественная и др.);  Видео, аудио информация на различных Видео, аудио информация на различных носителях носителях  Платные курсы; Платные курсы;  Семинары и конференции Семинары и конференции  Мастер- классы; Мастер- классы;  Мероприятия по обмену опытом; Мероприятия по обмену опытом;  Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты  Курсы повышения Курсы повышения квалификации квалификации

Организация работы по самообразованию

Организация работы по самообразованию
Возможная проблема Возможная проблема Пути решения Пути решения Не могу определиться с темой Не могу определиться с темой самообразования самообразования Выделите из многообразия проблем, Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат устойчивый положительный результат Определите актуальность данной Определите актуальность данной проблемы. Перспективность и проблемы. Перспективность и практическую значимость для повышения практическую значимость для повышения ВОП ВОП Не могу правильно Не могу правильно сформулировать тему сформулировать тему самообразования, выделите ее самообразования, выделите ее актуальность актуальность Формулируйте темы по схемам: Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; ЧЕГО-ЛИБО; - Использование ЧЕГО- ЛИБО как средство - Использование ЧЕГО- ЛИБО как средство (или условие) развития (или условие) развития
При подборе При подборе литературы литературы теряются в ее теряются в ее изобилии. изобилии. Затрудняются в Затрудняются в правильном правильном выборе. выборе. (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО- (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО- ТО; ТО; Например, «СЮРИ как средство развития Например, «СЮРИ как средство развития коммуникативных способностей детей д/в» коммуникативных способностей детей д/в» Формулировка от указания на исследуемый процесс на Формулировка от указания на исследуемый процесс на условия, в которых он изучается: условия, в которых он изучается:
Изучаемый

Изучаемый

процесс

процесс

Предмет

Предмет

исследования

исследования

Условия

Условия
Изучение Изучение Исследование Исследование Развитие Развитие Формирование Формирование Становление Становление Воспитание Воспитание Разработка Разработка Организация Организация Влияние Влияние И т.п. И т.п. Познавательные Познавательные способности способности Познавательная Познавательная активность активность Умение что-то Умение что-то делать делать Личностные Личностные качества качества Любознательность Любознательность Самостоятельность Самостоятельность Наблюдательность и Наблюдательность и т.п. т.п. На муз. Занятиях4 На муз. Занятиях4 На экскурсиях в На экскурсиях в природу; природу; В процессе изучения В процессе изучения чего-либо; чего-либо; В процессе В процессе знакомства с чем- знакомства с чем- либо; либо; В игровой В игровой деятельности и т.п. деятельности и т.п.
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу» Определение актуальности: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов. Затрагивать региональные особенности.
Подбор литературы осуществляется следующим образом:
-
Просмотр и обзор оглавления, введения. Резюме дает

общее представление о замысле книги, делает чтение

осмысленным и целенаправленным;
-
Ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне

нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:
-
Начните с изучения традиционных методик по данной

проблеме
-
изучите современные взгляды на проблему
-
- используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с При работе с методической методической литературой не могут литературой не могут глубоко осмыслить глубоко осмыслить прочитанный материал прочитанный материал
По мере чтения выделяйте слова, мысли, суждения;

По мере чтения выделяйте слова, мысли, суждения;
-
Записывайте наиболее важные. На ваш взгляд, в

Записывайте наиболее важные. На ваш взгляд, в

собственной формулировке, используя различные

собственной формулировке, используя различные

приемы записи прочитанного6 краткое изложение

приемы записи прочитанного6 краткое изложение

мысли, факта, выделяйте главное для себя условным

мысли, факта, выделяйте главное для себя условным

символом;

символом;
-
- записывайте вопросы, которые возникают по мере

- записывайте вопросы, которые возникают по мере

ознакомления с источником;

ознакомления с источником;
-
- пользуйте справочниками, словарями.

- пользуйте справочниками, словарями.

раскрывающими основные термины и понятия;

раскрывающими основные термины и понятия;
Не могут Не могут сформулировать цель сформулировать цель и задачи работы и задачи работы Цель- это то, что необходимо получить или показать в Цель- это то, что необходимо получить или показать в результате работы результате работы Например: «Развивающие игры как средство Например: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей формирования познавательных способностей детей д/в» д/в» Цель работы: Показать роль и значение развивающих Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр ф формировании познавательных способностей игр ф формировании познавательных способностей детей д/в» детей д/в» Задачи: - пути достижения поставленной цели. Задачи: - пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? подтвердить предположение?
Содержание деятельности Содержание деятельности исследования исследования Частичный предмет Частичный предмет исследования исследования Изучить, исследовать, Изучить, исследовать, проанализировать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, объяснить, разработать, экспериментировать, экспериментировать, проверить, доказать, проверить, доказать, апробировать и т.п. апробировать и т.п. Условия, факторы, Условия, факторы, подходы, роль, значение, подходы, роль, значение, место, средства, место, средства, возможности, возможности, целесообразность, приемы, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации технологии, рекомендации и т.п. и т.п.




Схема формулирования задач:

Схема формулирования задач:

Результаты самообразования Результаты самообразования  Что дает самообразование? Что дает самообразование?
Выступление педагогов по теме своего Выступление педагогов по теме своего самообразования самообразования
Результат: Результат: Каждая деятельность бессмысленна, если в ее Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования? результаты самообразования?  Повышение качества проводимой с детьми работы; Повышение качества проводимой с детьми работы;  Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий; Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий;  Доклады, выступления Доклады, выступления  Разработка и составление собственных презентаций, слайдов, Разработка и составление собственных презентаций, слайдов, буклетов; буклетов;  Разработка дидактических материалов, наглядности Разработка дидактических материалов, наглядности  Разработка и проведение открытых занятий по собственным Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям; технологиям;  Проведение семинаров, консультаций, мастер- классов; Проведение семинаров, консультаций, мастер- классов;  Обобщение собственного опыта работы по исследуемой Обобщение собственного опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др. проблеме (теме) и др.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 


В раздел образования