Напоминание

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА УЧИТЕЛЯ


Автор: Алексеева Нина Григорьевна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: КГА ПОУ "Спасский педагогический колледж"
Населённый пункт: с.Спасское, Спасского района, Приморского края.
Наименование материала: КОНСПЕКТ
Тема: КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА УЧИТЕЛЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КГА ПОУ «СПАССКИЙ ПЕДАГОГЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА «КУЛЬТУРА

ВНЕШНЕГО

ВИДА

УЧИТЕЛЯ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: АЛЕКСЕЕВА Н.Г.

С. Спасское 2015 год
1

Цель:
раскрыть значение компонента педагогического мастерства «Культура внешнего вида учителя».
Задачи:
1.Помочь студентам осознать специфику педагогических функций внешнего вида учителя. 2.Развить первоначальные умения студентов - управлять своим внешним видом как средством педагогического воздействия. 3.Стимулировать потребности студентов в повышении культуры внешнего вид
Оборудование

:
Рисунки одежды, иллюстрации, фотографии, таблица- матрица «Мой гардероб», набор открыток-иллюстраций портретов русских художников, раздаточный материал «Эталон внешнего вида учителя»; пословицы и поговорки; карточки для устных ответов студентов; карточки с высказываниями А. С. Макаренко.
Литература:
1. Малиновская В.Н. Введение в специальность и основы педагогического мастерства.- М.,2002г. 2. ДикуновМ.Л.Педагогическое мастерство. – М.,2002г. 3. Вульсон С.И. Уроки профессионального творчества.- М.,1999г.
Опорные понятия:
Внешний вид учителя, эстетическая выразительность внешнего вида, эталон культуры внешнего вида современного человека. Эталон — мерило, образец. Специфический — особенный, отличительный, свойственный только данному предмету, своеобразный. Аксессуары — мелкие детали одежды (воротнички, манжеты, шарфики, косынки). Бижутерия — украшения.
План занятия:
1.Организационный момент. 2.Проверка теоретических знаний (домашнее задание). 3.Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки. 3.1. Контроль и коррекция осанки. 3.2. Защита внешнего вида учителя. 3.3. Микропреподавание. 4.Подведение итога практического занятия. 5. Домашнее задание.
Эпиграфы

:
1.«Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое его движение воспитывало» (А. С. Макаренко). 2. «Красивыми не только рождаются, красивыми становятся! Быть привлекательным — этого требует профессия учителя».
Форма урока: практическое занятие


ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ.

2.ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
).

Вопросы:
- В чем состоят особенности восприятия личности учителя учениками? - Обратитесь к своим детским впечатлениям, вспоминая учителя. - Какие представления у вас рождаются? - Вспомнить конкретные детали.
Прежде всего вспоминается его внешний вид:
одежда, осанка, походка, жесты, дикция, особенности речи и т. д - Что включаем в понятие «культура внешнего вида учителя»? (Культура одежды, прически, грима, культура жестов, поз, походки, манер, осанки). - Народная мудрость о внешнем виде человека. - Пословицы русского народа о внешнем виде человека. - Высказывания А. С. Макаренко о внешнем виде учителя и требованиях к нему.
На карточках выписки из работ А. С. Макаренко (выразительное чтение студентами).

Вывод:
большой практик педагогической деятельности А. С. Макаренко подчеркивал огромную роль педагогической техники, особое внимание уделял внешнему виду учителя, так как этот элемент педагогической техники во многом определяет педагогический успех учителя.
ЗАДАНИЕ №1. (Работа студентов в группах).
Охарактеризовать компоненты внешнего облика учителя, влияющие на восприятие его личности учениками.
Задание 1-группе
. 1. Что такое осанка? 2. От чего зависит осанка человека?Пословицы и поговорки, литературные примеры. 3. Дать определение понятия: манера держать себя (положение корпуса, оклад фигуры, выражение внутреннего достоинства человека). 4. Сравнить осанку 2-х героинь произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Бэлы и Мэри. 5. Найти: а) Сходство, б) Различие.
Бэла
1.Естественность осанки Бэлы, но прекрасная, стройная; чувство достоинства: дочь горского князя. 2.Читать описание Бэлы М. Ю. Лермонтовым: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
Княжна Мэри
1.Красивая осанка княжны Мэри, но чувствуется некоторое высокомерие; чувство превосходства над окружающими. 3
2.Читать описание княжны Мэри М. Ю. Лермонтовым: «К колодцу мимо нас прошли две дамы: одна пожилая, другая — молоденькая, тоненькая. На второй было закрытое платье, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. ЕЕ легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору».
Задание 2-группе.
1.Что такое поза? ( Положение, которое занимает учитель во время своей деятельности). 2.Три основные позы учителя. 3.Какой должна быть поза (характеристика позы) учителя по- своему характеру? 4.Перечислить вредные привычки, касающиеся позы учителя и каковы пути их коррекции? 5. Работа с иллюстрацией: «Акакий Акакиевич
у
значительного лица»
(повесть
Н.В. Гоголя «Шинель»),Как поза и жесты персонажей помогают нам понять мысль художника и сущность персонажей? ( Забитый страхом - Акакий Акакиевич.Сила величия, величие силы - «высокий» чиновник).
Задание 3-группе.
1. Что такое жесты? (Движение рук, всего тела с целью придания ему большей выразительности). 2.Перечислить правила жестикулирования.
3
«Портрет Жданович за клавесином» П. А. Федотов
.

Охарактеризовать

осанку

девушки.

(
Грациозная шея,покатые плечи,грациозные руки,тонкий стан). Каков замысел художника, основная «идея» портрета? (Это олицетворение красоты, свежести, девичьей красоты, одухотворенных прекрасной музыкой). Народная мудрость: «Без осанки и конь — корова». Несколько грубовато, но точно сказано: осанка или портит или красит человек. 4. Анализ картины«Сватовство майора» Павел Андреевич Федотов. ( Вся построена «на позе и жесте»). Желанный ли гость — жених-майор в этой купеческой семье? Обосновать свой ответ.
ЗАДАНИЕ№2

(
Письменная работа студентов в парах). Самостоятельная работа по картине П. Г. Перова «Приезд гувернантки»
Вывод:
1. Как раскрывается сущность персонажей картины через позу, осанку, жесты? (Не заботиться о внешности
:
об изяществе манер, свежести лица, красоте прически, стройности фигуры, о привлекательности до преклонных лет!). 2.Каковы же способы работы над внешним видом учителя? ( -наблюдение и творческое копирование у других людей лучших элементов внешнего вида, поведения; - специфические упражнения на развитие мимики, пантомимики; -контроль и коррекция осанки, манер, позы, жестов, походки, одежды и т. д).

3.

ВЫПОЛНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЙ

НА

КОНТРОЛЬ

И

КОРРЕКЦИЮ

ПРАВИЛЬНОЙ

ОСАНКИ, ПОЗЫ,

ПОХОДКИ

Задача:

О
смысление функциональной роли внешнего вида учителя (4 функции внешнего вида педагога): -оказатель уровня воспитанности; -средство обеспечения контакта, общения; -эталон культуры внешнего вида современного человека; -показатель внутреннего, психического состояния. Анализ осанки (манера держать себя; положение корпуса, склад фигуры, положение шеи, головы, стана) героев произведений А.С.Пушкина. 1.«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Царица. «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица; Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла». «Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива». Эти внутренние качества зачеркивают физическую красоту. 2. В сказке «О царе Салтане» в царевне-лебеде находим гармонию внутренних, душевных качеств и внешних проявлений: «А сама-то величава, Выступает, словно пава, А что речь-то говорит, Словно реченька журчит». Об этом следует помнить, работая над своим «внешним образом».
3.1. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ
(практическая работа).
Упражнение № I «Твоя осанка»
Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к нейспиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. Если большой зазор, то слабый брюшной пресс, и живот оттягивает позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы живота и пресс, необходимо перед едой 2—3 раза в день вставать к стене. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти — туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1 — 3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройди- тесь, потряхивая по очереди руками и ногами. 5

Упражнение № 2 «На колок»
Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как бы пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи стали свободны, легкие (повторить 2—3 раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.
Упражнение № 3. Контроль и коррекция позы
Это упражнение выполните дома. Есть суть: перед зеркалом принимайте позы, характерные для вас: проделайте различные движения рук, ног, тела, головы, которые свойственны вам при общении.
Задача:
проанализировать особенности своей осанки, жестов, положения корпуса, насколько они: -уместны, -выразительны, -эстетичны. Отметьте, над чем необходимо поработать, чтобы добиться эстетики позы, осанки.
Упражнение № 4. Рабочая поза учителя
(работа в парах). 1.
Поза «стоя» или поза «ходьба».
Объясняя, показать. Студенты дублируют. Характерная рабочая поза учителя на уроке: А. Ноги поставить на ширине 12—15 см. между носками, одну ногу выдвинуть вперед, сделать упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Б. Плечи расправьте, снимите мышечные зажимы с помощью «позы на колок». В. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Г. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. Д. В руке раскрытая книга (имитируйте ее). Внимательно осмотрите друг друга, а дома работайте перед зеркалом: осанка, выражение лица, положение тела. 2. В занятой позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторить эти движения, но в процессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью ваших движений, стремясь к естественности жестов, мимики. 3. Понаблюдайте за походкой своих товарищей, подмечая особенности, характерные черты их походки.
Упражнение № 5 «Сесть — встать без опоры на руки».
Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделать это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор опоры для ног.
Упражнение № 6
.
«Меняемся местами».
Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккуратно, используя минимум целесообразных (разумных) и естественных движений. Обратите внимание на осанку: снимите мышечную напряженность, если она появится.
Упражнение № 7. Контроль и коррекция походки
(поступь, манера ходить).
Народная мудрость: -«Наряд соколий, а походка воронья» (и наряд не поможет, если походка воронья). -«Не стоит гроша, да походка хороша». -«Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке».
Походка
Темп ходьбы (скорость) Длина шага соответствует: -росту, -полу человека
,
-возрасту. Положение тела, рук, движение бедер, поясные движения при ходьбе
Походка должна быть:
-легкой, красивой -естественной, -упругой, -с гибкими размеренными движениями, -ритмичной.
Походка не должна быть:
-расхлябанной, -разболтанной, -семеняще-танцующей, -утиной и т. д.
Упражнение №8 «Биография по походке»
Попробовать создать, если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. А. Глядя, как идет человек, догадайтесь, какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем он думает Б. Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его облик, возраст, характер. (наблюдение за прохожими).
РЕКОМЕНДАЦИИ

«Культура внешнего вида учителя»

1.Осанка:
а) прямая; б) умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; в) подтянутость, собранность.
2. Одежда:
а) аккуратность; б) скромность; в) цветовая гармония; г) соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работе; д) соответствие моде; е) чувство меры в выборе украшений.
3. Грим
(умеренность). 7

4.
Прическа (аккуратность).
5.Мимика:
а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности); б) взгляд при общении направлен на собеседника; в) эмоциональная выразительность; г) соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает.
6. Пантомимика:
а) жесты уместны, органичны, естественны; б) походка упругая, ритмичная, легкая; в) движения гибкие, размеренные, непринужденные, отсутствие скованности в движениях; г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; д) умение бесшумно вставать и садиться.
3.2. ЗАЩИТА ВНЕШНЕГО ВИДА УЧИТЕЛЯ
(мультимедийная презентация).
Задача:
определить педагогическую целесообразность внешнего вида; целевое назначение одежды, аксессуаров, бижутерии.
Помнить:
учитель — эталон культуры внешнего вида современного человека для детей, поэтому обратить внимание на эстетическую выразительность и на удобство одежды педагога. Использовать при защитетребования к внешнему виду и рекомендации «Культура внешнего вида». Проводится защита образцов эстетически выразительной одежды учителя с разным целевым назначением по подготовленным рисункам, фотографиям. Очень важно для учителя разнообразие, ведь он находится на глазах взыскательной публики. Учитель изо дня в день на глазах одних и тех же людей. Круг общения учителя более или менее постоянный. Поэтому, чтобы быть разнообразным, учителю нужно с большой изобретательностью формировать свой гардероб. Но не может же учительница иметь десятки платьев. Значит, надо что-то придумать. Здесь выход — в комбинаторике, в комплексном подходе к гардеробу. Комплексный — означает целостный. Применительно к одежде это означает, что гардероб должен представлять собой некую целостную систему взаимосвязанных друг с дру гом предметов.Как этого добиться?Делается это постепенно, годами, всю жизнь.Необходимо сознательно и последовательно «управлять» созданием своего гардероба.И делать это по определенной методике. Для оптимального планирования и использования своего гардероба необходимо установить связи между основными элементами. Работа. Дом. Спорт. Праздник. Приобретая новую вещь, задайте себе 3 вопроса: 1
.
Когда я буду это носить? 2
.
Будет ли эта новая вещь сочетаться с имеющейся одеждой? 3.Подойдет ли эта вещь лично мне?
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

1. Учитель в картине Богданова-Бельского «Устный счет»: деревенская школа, а старый учитель — в строгом, аккуратном костюме с белой рубашкой и бабочкой — деревенский интеллигент! 2. Чернышевский Н. Г. — учитель Саратовской гимназии. 3. Крупская Н. К. — 1891 — 1898 гг. — черное, элегантное платье, блузка. 4. Павлов «Ликбез»: на учительнице белая блузка, хотя и валенки, так как очень холодно 5. Фотографии современных учителей.
Вывод:
Одна студентка спросила: -Может ли учитель ходить в джинсах? -Да, может, также, как и дирижер симфонического оркестра.Но вы видели дирижера на концерте в джинсах? Вот так и учитель, если он не в походе, не на спортивной площадке, не на субботнике... Там очень хороши джинсы и другая модная одежда рабочего и спортивного стиля. Учитель не должен снижать «уровень» дела неподобающим нарядом. Напротив, своим внешним видом он может лишь поднимать значимость урока. Внешний вид, речь, эмоциональная выразительность учителя оказывают огромное влияние на учеников, надолго запоминаются.
3.3. МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ

Задачи:
1. Формирование умений и навыков организации внешнего вида в заданных ситуациях учебно-воспитательного процесса. 2. Добиться педагогической целесообразности и эстетической привлекательности, выразительности своего внешнего вида.
Ситуация
№ 1: Вход учителя в класс. Приветствие. Представление, знакомство с классом.
Ситуация № 2:
Вход учителя в класс. Приветствие. Неожиданный стук в дверь. Действуйте, реагируйте
Ситуация № 3:
Вход учителя в класс. Приветствие. Начать рассказ так: «Дети, я хочу сегодня рассказать вам...» или «Дети, мы сегодня на уроке поговорим о…». Это может быть рассказ о преподаваемом предмете, об интересном, значимом событии.
Задача рассказчика:
1.Привлечь внимание учеников к рассказу или беседе. 2.Установить контакт с аудиторией, продумать организацию своего внешнего вида.
Ситуация № 4:
Проверка домашнего задания на уроке: развернутый ответ ученика у доски: учитель слушает, сидя за рабочим столом, следит за классом, комментирует ответ и мотивирует оценку (отметку). Один студент отвечает у доски; второй студент — учитель.
Ситуация № 5:
Объясняя учебный материал, учитель делает записи на доске, руководя при этом деятельностью, записью учащихся в тетрадях. 9

Вывод:
Взрослые люди, рассказывая о школьном уроке, который запомнился навсегда, на первое место ставят внешние проявления учителя: его речь, внешний вид.Эмоциональное впечатление, память чувств, которые он оставляет у учеников, помогает строить добрые отношения.С этими факторами своего труда учитель не может не считаться. А потому- работать над собой и совершенствовать свой внешний вид надо сознательно и последовательно.
БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ — ЭТОГО ТРЕБУЕТ ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ!

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ.

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Письменная самохарактеристика своего внешнего вида в тетрадях для практических работ. 2. Составить биографию по походке (для желающих). (Презентация) 3. Подготовка к зачету по теме «Педагогическая целенаправленность и внешний вид учителя».
ПРИЛОЖЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ УРОКА.

ПОСЛОВИЦЫ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ
1. Молодец, что орел, а ума, что у тетерева. 2. Личиком беленек, да умом простенек. 3. Личиком беленька, да разуму маленько. 4. Лицом хорош, да душой не пригож. 5. Бородка Минина, да совесть Глиняна. 6. Видом сокол, да голосом ворона. 7. Рожею подкрасил, да умом не дошел. 8. На красивого — глядеть хорошо, а с умным жить легко. 9. Не ищи красоты, а ищи доброты. 10. Не пригож лицом, да хорош умом. 11.Что в сердце творится, на лице не утаится. 12. По одежде встречают, по уму провожают. 13. Видна птица по полету (поступкам, манере поведения). 14. С лица воду не пить. 15. Наряд соколий, да походка воронья. 16. Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке.


В раздел образования