Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС
Автор: Максимова Марина Владимировна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОБУ СОШ №3 Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС Раздел: среднее образование
Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС
Максимова М.В. – учитель физики
первой категории
МОБУ СОШ №3
Мы все знаем, что на сегодняшний день одним из приоритетов образования является
развитие личности школьника и формирование научных знаний. Эта мысль зафиксирована
в стандартах нового поколения и на этом основываются образовательные программы
школ.
И вот в связи с тем, что наши образовательные организации переходят на новые
стандарты, наверное, каждый учитель себя спрашивает: какой вклад могу внести я, чтобы
обеспечить новые образовательные результаты школьников? Что я могу взять из своего
предыдущего опыта и, внеся коррективы, использовать сегодня? У меня такой ответ.
И вот наша задача состоит в том, чтобы определить пути и способы организации
учебной деятельности обучающихся на уроках. И сделать это правильно.
Мы понимаем, что основное средство развития ученика в школе по-прежнему остается
урок.
И
каждый
учитель
с
учетом
имеющегося
опыта
педагогической
работы
должен
пытаться
провести
ученика
по
уровням
развития,
от
частно-дидактического
через
общенаучный (методологический) к личностному.
А для того, чтобы помочь учащимся достичь результатов всех уровней усвоения и
развития,
в
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
лежит
системно-деятельностный
подход,
который
должен
обеспечивать
«построение
образовательного
процесса
с
учетом
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся»,
т.е
необходима
в
первую очередь диагностика личности обучающихся. И нужно помнить, что, однажды
постигнув технологию изучения личности ребенка, учитель уже автоматически учитывает
ее при подготовке всех уроков.
Исходя
из
требований
психолого-педагогической
диагностики,
нами
обобщен
(разработан, используется) инструментарий, который представлен в виде таблиц.
Таблица
1
представляет
собой
характеристики
психолого-педагогических
особенностей
учащихся,
имеющих
влияние
на
выбор
учителем
тех
или
иных
средств
педагогического воздействия. Эта работа проводится совместно с классным руководителем,
психологом школы.
Таблица 2 показывает нам обученность каждого учащегося и класса в целом основным
общеучебным умениям ( по новым ФГОСам – УУД).
Таблица 3 показывает итог анализа обучаемости и обученности каждого учащегося:
педагогическую
рецептуру
применительно
к
любому
из
них.
Последние
две
таблицы
учитель составляет, учитывая специфику своего предмета.
таблица 1
Характеристики психолого-педагогических
особенностей учащихся класса
Ф.И.
уч-ся
пол
Факт.
возраст
Скор.
реакц.
Темпе
рам.
Сост.
здор.
Диагн
оз
Прав/
лев
полушар
Вед.ка
нал
воспр
оизв
Проблемы
индивидуально-
психологические:
память;внимани
е тревожность,
внушаемость,агр
ессивность-
депрессивность
Социально
-психолог.
характерис
тики:
«роль» (от
«лидера»
до
«аутсайде
ра»)
таблица 2
Состояние обученности учащихся класса основным общеучебным умениям
Ф.И
Общеучебные и надпредметные умения
Сост-ть на
основе
текста
таблицы,
схемы,
графики,
делать
конспект
Самост
или в
группе
формир-ть
программу
эксперим,
наблюдать,
делать
выводы
Анализ-ть,
синтез-ть
Сравнивать,
обобщать и
классифици
ровать
Отвечать
на вопрсы,
решать
задачи,
проблемы
Ставить
вопросы,
формул-ть
задачи,
видеть
проблемы
Действ-
ть по
инструк
ции
Исп-ть
знания в
стандарт
ной
ситуаци
и
Испол-
ть
знания в
нестанда
ртной
учебной
ситуаци
и
таблица 3
Индивидуальная методическая инструментовка
Ф. И.
Рекомендуемые и противопоказанные
Коммуникативно-дидактические
техники учителя
Методы обучения
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос
Показ,
инструк
тирован
ие
Организац
ия самост.
деят-сти
уч-ся
Обучен
ие
развити
ю
критич
еского
мышле
ния
Проблемн
ое
обучение
Эвристи
ческий
Метод
проекто
в
Модульн
ые
технолог
ии
Объясни
тельно-
иллюстр
ативный
После
того,
как
обучающиеся
продиагностированы,
учтены
их
индивидуальные
возрастные, психологические и физиологические особенности, мы можем использовать
системно-деятельностый подход для построения своих уроков.
Но чтобы приступить к планированию уроков, нужно, в первую очередь, знать – чему
учить?
Сегодня одно из направлений обновления содержания – усиление
методологической
составляющей, а также необходимость обеспечения целостности представлений учащихся о
мире
путем
интеграции содержания
образования.
Поэтому
фундаментальное
ядро
содержания общего образования нацелено на формирование системного научного знания,
которое включает в себя деятельность по получению нового знания, а так же результат этой
деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Фундаментальное ядро определяет основополагающие элементы научного знания:
- ведущие идеи и теории;
- ключевые факты;
- основные понятия;
- методы.
Следующий вопрос, на который мы должны ответить – как учить?
При изучении любого предмета обучающиеся должны совершенствовать навыки работы с
информацией и пополнять их. Мы должны формировать смысловое чтение Учащиеся должны
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме
(в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
А эти операции и формируют методологический уровень развития обучающихся.
И этот процесс формирования мы предлагаем реализовать через систему педагогических
приемов, а именно использовать:
элементы
технологии
развития
критического
мышления
(схемы-кластеры,
таблицы (обобщающие, сравнительные, знал-узнал, система вопросов «толстых»
и «тонких»), верные и неверные утверждения, эссе) и т.д.;
проблемно-исследовательский
метод
(проверка
экспериментальных
навыков,
выполнение физического практикума);
методологические задания (из ОГЭ, ЕГЭ);
компетентностно-ориентированные, интегрированные задания (КОЗ);
обобщенные планы;
в
организации
деятельности
по
изучению
учебной
темы
блочно-модульный
метод.
Примеры
таких
заданий
(в
основе
которых
лежит
метод
развития
критического
мышления):
1.
Кластер –
прием
систематизации
материала
в
виде
схемы
(рисунка),
когда
выделяются смысловые единицы текста
2.
“Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение
нескольких объектов по нескольким вопросам;
«Сводная
таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели
между явлениями, событиями или фактами;
Таблица «Знаем – Узнали» поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию,
расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу;
«Толстые и тонкие вопросы» научит различать те вопросы, на которые можно дать
однозначный ответ (тонкие вопросы), и те (проблемные вопросы), на которые предполагают
неоднозначные ответы (Толстые вопросы)
«Отличие веса от силы тяжести», 9 класс:
Вопросы
Сила тяжести
Вес тела
1. Векторная или скалярная величина?
2. Единица измерения
3. Камень лежит на подставке. К какому телу
приложена сила?
4. Каково направление силы?
5. Формула силы
6. Взаимодействие каких тел выражает сила?
7. Можно ли избавиться от силы?
3.
Верные и неверные утверждения (задания на осмысление прочитанного)
«Механические колебания», 9 класс:
1.
Колебательное движение – это вид неравномерного движения
2.
Равновесие - это состояние покоя
3.
Виды колебаний – несвободные и вынужденные
4.
Колебательное движение совершается только под действием силы тяжести
5.
Амплитуда – это наименьшее отклонение тела
6.
Вынужденные колебания никогда не прекращаются
4.
Эссе. Мини-сочинение, в котором учащийся выражает в свободной форме свои
мысли по данной теме:
«Лето с физикой»;
«Физика вокруг нас»;
«Физика в моей будущей профессии»;
«Мир без трения»;
«Физические явления по дороге в школу»;
«Физика на кухне» и т.д
5.
Обобщенные планы . Выделив основные структурные элементы научных знаний,
используются
планы
обобщенного
характера,
пригодные
для
изучения
любых
явлений,
законов и теорий физики.
Обратим
особое
внимание
на
то,
что
специальное
формирование
методологических
знаний у учащихся в процессе обучения физике может создать общий навык научного подхода
к решению задач, возникающих при овладении знаниями по другим школьным дисциплинам, а
также
в
дальнейшей
трудовой
деятельности.
Исследования
ряда
психологов
убедительно
доказали,
что
в
условиях
правильного
обучения
учащийся
осуществляет
перенос
интеллектуальных приемов, которыми он овладел.
Ну
и
последнее,
на
чем
хотелось
бы
остановиться,
это
так
называемые
компетентностно-ориентированные, интегрированные задания. Решение данных заданий
предусматривает
использование
знаний
в
нестандартной
ситуации.
Созданные
специальные задания, комплексные работы позволяют на материале одной работы оценить
не
только
уровень
знаний,
умений
и
навыков
по
разным
предметам,
но
и
уровень
сформированности
ключевых
компетенций
у
обучающихся:
учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной и т.д.
Таким образом, чтобы обеспечить новые образовательные результаты школьников и
внести свой вклад в развитие личности ребенка, мы выделяем следующие подходы в
организации уроков физики:
- подбирать формы и методы работы на уроке, учитывая возрастные особенности и
способности учащихся, делая необходимую диагностику личности обучающихся;
-
добиваться
достижения
учащимися
всех
уровней
деятельности,
формировать
методологические знания;
- разработать и внедрить рабочую программу по формированию УУД;
- для достижения поставленных целей использовать методы обучения: проблемный,
проектно-исследовательский, развития критического мышления, интерактивные, блочно-
модульный;
-
формировать
на
основе
перечисленных
методов
компетенции:
учебно-
познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую и т.д.