Напоминание

Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС


Автор: Максимова Марина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Организация уроков физики в условиях внедрения ФГОС

Максимова М.В. – учитель физики

первой категории

МОБУ СОШ №3
Мы все знаем, что на сегодняшний день одним из приоритетов образования является развитие личности школьника и формирование научных знаний. Эта мысль зафиксирована в стандартах нового поколения и на этом основываются образовательные программы школ. И вот в связи с тем, что наши образовательные организации переходят на новые стандарты, наверное, каждый учитель себя спрашивает: какой вклад могу внести я, чтобы обеспечить новые образовательные результаты школьников? Что я могу взять из своего предыдущего опыта и, внеся коррективы, использовать сегодня? У меня такой ответ. И вот наша задача состоит в том, чтобы
определить пути и способы организации

учебной деятельности обучающихся на уроках.
И сделать это правильно. Мы понимаем, что основное средство развития ученика в школе по-прежнему остается урок. И каждый учитель с учетом имеющегося опыта педагогической работы должен пытаться провести ученика по уровням развития, от частно-дидактического через общенаучный (методологический) к личностному. А для того, чтобы помочь учащимся достичь результатов всех уровней усвоения и развития, в основе Федерального государственного образовательного стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся», т.е необходима в первую очередь диагностика личности обучающихся. И нужно помнить, что, однажды постигнув технологию изучения личности ребенка, учитель уже автоматически учитывает ее при подготовке всех уроков. Исходя из требований психолого-педагогической диагностики, нами обобщен (разработан, используется) инструментарий, который представлен в виде таблиц. Таблица 1 представляет собой характеристики психолого-педагогических особенностей учащихся, имеющих влияние на выбор учителем тех или иных средств педагогического воздействия. Эта работа проводится совместно с классным руководителем, психологом школы. Таблица 2 показывает нам обученность каждого учащегося и класса в целом основным общеучебным умениям ( по новым ФГОСам – УУД). Таблица 3 показывает итог анализа обучаемости и обученности каждого учащегося: педагогическую рецептуру применительно к любому из них. Последние две таблицы учитель составляет, учитывая специфику своего предмета. таблица 1
Характеристики психолого-педагогических

особенностей учащихся класса
Ф.И. уч-ся пол Факт. возраст Скор. реакц. Темпе рам. Сост. здор. Диагн оз Прав/ лев полушар Вед.ка нал воспр оизв Проблемы индивидуально- психологические:
память;внимани

е тревожность,

внушаемость,агр

ессивность-

депрессивность
Социально -психолог. характерис тики:
«роль» (от

«лидера»

до

«аутсайде

ра»)
таблица 2

Состояние обученности учащихся класса основным общеучебным умениям
Ф.И Общеучебные и надпредметные умения Сост-ть на основе текста таблицы, схемы, графики, делать конспект Самост или в группе формир-ть программу эксперим, наблюдать, делать выводы Анализ-ть, синтез-ть Сравнивать, обобщать и классифици ровать Отвечать на вопрсы, решать задачи, проблемы Ставить вопросы, формул-ть задачи, видеть проблемы Действ- ть по инструк ции Исп-ть знания в стандарт ной ситуаци и Испол- ть знания в нестанда ртной учебной ситуаци и таблица 3
Индивидуальная методическая инструментовка
Ф. И. Рекомендуемые и противопоказанные Коммуникативно-дидактические техники учителя Методы обучения Фронтальн ый, индивидуа льный опрос Показ, инструк тирован ие Организац ия самост. деят-сти уч-ся Обучен ие развити ю критич еского мышле ния Проблемн ое обучение Эвристи ческий Метод проекто в Модульн ые технолог ии Объясни тельно- иллюстр ативный После того, как обучающиеся продиагностированы, учтены их индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности, мы можем использовать системно-деятельностый подход для построения своих уроков. Но чтобы приступить к планированию уроков, нужно, в первую очередь, знать – чему учить? Сегодня одно из направлений обновления содержания – усиление методологической составляющей, а также необходимость обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования. Поэтому фундаментальное ядро содержания общего образования нацелено на формирование системного научного знания, которое включает в себя деятельность по получению нового знания, а так же результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира. Фундаментальное ядро определяет основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории; - ключевые факты; - основные понятия; - методы. Следующий вопрос, на который мы должны ответить – как учить? При изучении любого предмета обучающиеся должны совершенствовать навыки работы с информацией и пополнять их. Мы должны формировать смысловое чтение Учащиеся должны работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:  систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. А эти операции и формируют методологический уровень развития обучающихся. И этот процесс формирования мы предлагаем реализовать через систему педагогических приемов, а именно использовать:  элементы технологии развития критического мышления (схемы-кластеры, таблицы (обобщающие, сравнительные, знал-узнал, система вопросов «толстых» и «тонких»), верные и неверные утверждения, эссе) и т.д.;  проблемно-исследовательский метод (проверка экспериментальных навыков, выполнение физического практикума);  методологические задания (из ОГЭ, ЕГЭ);  компетентностно-ориентированные, интегрированные задания (КОЗ);  обобщенные планы;  в организации деятельности по изучению учебной темы блочно-модульный метод. Примеры таких заданий (в основе которых лежит метод развития критического мышления):
1.

Кластер
– прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста
2.

“Концептуальная таблица”
используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам;
«Сводная

таблица»
помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами;
Таблица «Знаем – Узнали»
поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу;

«Толстые и тонкие вопросы»
научит различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те (проблемные вопросы), на которые предполагают неоднозначные ответы (Толстые вопросы) «Отличие веса от силы тяжести», 9 класс: Вопросы Сила тяжести Вес тела 1. Векторная или скалярная величина? 2. Единица измерения 3. Камень лежит на подставке. К какому телу приложена сила? 4. Каково направление силы? 5. Формула силы 6. Взаимодействие каких тел выражает сила? 7. Можно ли избавиться от силы?
3.

Верные и неверные утверждения (задания на осмысление прочитанного)
«Механические колебания», 9 класс: 1. Колебательное движение – это вид неравномерного движения 2. Равновесие - это состояние покоя 3. Виды колебаний – несвободные и вынужденные 4. Колебательное движение совершается только под действием силы тяжести 5. Амплитуда – это наименьшее отклонение тела 6. Вынужденные колебания никогда не прекращаются
4.

Эссе.
Мини-сочинение, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме: «Лето с физикой»; «Физика вокруг нас»; «Физика в моей будущей профессии»; «Мир без трения»; «Физические явления по дороге в школу»; «Физика на кухне» и т.д
5.

Обобщенные планы
. Выделив основные структурные элементы научных знаний, используются планы обобщенного характера, пригодные для изучения любых явлений, законов и теорий физики. Обратим особое внимание на то, что специальное формирование методологических знаний у учащихся в процессе обучения физике может создать общий навык научного подхода к решению задач, возникающих при овладении знаниями по другим школьным дисциплинам, а также в дальнейшей трудовой деятельности. Исследования ряда психологов убедительно доказали, что в условиях правильного обучения учащийся осуществляет перенос интеллектуальных приемов, которыми он овладел. Ну и последнее, на чем хотелось бы остановиться, это так называемые компетентностно-ориентированные, интегрированные задания. Решение данных заданий предусматривает использование знаний в нестандартной ситуации. Созданные специальные задания, комплексные работы позволяют на материале одной работы оценить не только уровень знаний, умений и навыков по разным предметам, но и уровень сформированности ключевых компетенций у обучающихся: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной и т.д. Таким образом, чтобы обеспечить новые образовательные результаты школьников и внести свой вклад в развитие личности ребенка, мы выделяем следующие подходы в организации уроков физики:
- подбирать формы и методы работы на уроке, учитывая возрастные особенности и способности учащихся, делая необходимую диагностику личности обучающихся; - добиваться достижения учащимися всех уровней деятельности, формировать методологические знания; - разработать и внедрить рабочую программу по формированию УУД; - для достижения поставленных целей использовать методы обучения: проблемный, проектно-исследовательский, развития критического мышления, интерактивные, блочно- модульный; - формировать на основе перечисленных методов компетенции: учебно- познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую и т.д.


В раздел образования