Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Автор: Мальцева Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1 Населённый пункт: Орловская область Верховский район пгт. Верховье Наименование материала: Консультация для родителей. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель Мальцева Е.С.
Из года в год повышается роль общественного дошкольного
воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций,
имеющих государственное значение. Наши воспитанники к
моменту поступления в школу достигают высокого уровня
физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического
развития.
Личностные качества ребенка формируются в активной
деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном
этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к
действительности, особенности взаимоотношений с окружающими
людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей
является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети
имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по
своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и
углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем
выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более
значимой является педагогическая направленность игры на
формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание
активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых , овладевает
духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный
опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок
коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в
виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид
совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой
по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на
себя соответствующие роли, распределяют игровой материал,
намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные
игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут
из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые
привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое
впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие
психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает
окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля,
формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит
становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с
такими сторонами действительности, как действия и
взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и
содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни
взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться,
разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому
знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от
взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные
сведения. Однако главное здесь не количество сведений,
получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено
через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только
слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это
потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные
ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы
замещают людей, находящихся между собой в определенных
социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть
отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства
игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои
целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры
идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от
этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами
заместителями;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и
взаимодействий);
3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести
эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.;
третий 4-7 лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент
на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в
совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов
ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с
детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель
постепенно формирует у них умение соотносить название роли с
определенным набором действий и атрибутов, разные типы
отношений между различными ролевыми позициями (управления,
подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача
формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения
взрослый организует такой вид совместной с детьми игры,
основным содержанием которой является процесс придумывания
различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры
перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную
игру с целью всестороннего развития детей.