Влияние модели музейной педагогики на эффективность гражданско - патриотического воспитания и социализации учащихся
Автор: Орлова Ольга Алексеевна Должность: заместитель директора Учебное заведение: МАОУ "Школа № 139" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Влияние модели музейной педагогики на эффективность гражданско - патриотического воспитания и социализации учащихся Раздел: дополнительное образование
Влияние модели музейной педагогики
на эффективность гражданско - патриотического воспитания
и
социализации учащихся
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, -
он, как правило, равнодушен к своей стране".
Академик Д.С. Лихачев
Залогом стабильного развития государства является активная
гражданская
позиция,
патриотизм
его
подданных,
одни
из
важнейших
национальных базовых ценностей. Поэтому гражданское воспитание - одна
из
приоритетных
стратегических
целей
государственной
образовательной
политики.
Главным показателем воспитания человека как Гражданина является
его гражданственность.
Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве
благородных понятий 'патриот" и "патриотизм", означающих неразрывную и
действенную
связь
человека
со
своей
землей.
А. И. Солженицын сказал:
"Горе той стране, где слова "патриот" или "демократ" считаются бранью".
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе
работы
с
историческими
материалами,
раскрывающими
традиции
российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов
Отечества; уважение к атрибутам государственности: Флагу, Гербу и Гимну
страны.
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят
деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе
организации
разнообразной
познавательной
и
практической
деятельности
школьников.
Воспитание гражданских и патриотических качеств у школьников
музейными средствами изучает целая наука - музейная педагогика.
Основными
направлениями
реализации
музейной
педагогики
являются
формирование
духовно-нравственного,
г р а ж д а н с ко -
патриотического
воспитания;
формирование
здорового
образа
жизни;
трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному
самоопределению; профилактика социального поведения.
Понятие «музейная педагогика» сформировалось и вошло в научный
оборот в начале 20 века в Европе.
Русский философ Н.Ф. Федоров в своей работе «Музей, его смысл и
назначение» указывает, что музей — «это высшая инстанция, которая
должна и может возвращать жизнь...».
Школьные музеи, в первую очередь музеи Боевой славы, посвященные
тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества, вносят
большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего
народа.
Школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой
работы
в
школе
является
уникальной
точкой
преломления
культуры
и
образования.
В
школе
разработан социальный
проект
«Память
сердца»
как
программа деятельности по патриотическому воспитанию школьников на
примерах
жизни
и
героических
подвигов
земляков
—
нижегородцев
в
период Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных
конфликтов;
развитие у учащихся гражданско - патриотических качеств, расширение
кругозора и развитие познавательных интересов и способностей; овладение
учащимися
практическими
навыками
поисковой,
исследовательской
деятельности;
продолжение и развитие традиций школьного музея Боевой Славы.
Реализация данного проекта включает в себя разнообразные формы
работы и мероприятия по данному направлению.
Школьный
музей
является
одной
из
форм
организованной
деятельности по выполнению педагогической цели школы.
Индивидуальным лицом музея является его экспозиция.
Тематическая
экспозиция
включает
в
себя
собрание
музейных
предметов, посвященных основной теме - истории 447 КАП.
Музей
447
КАП
(имеется
Лицензия
на
ведение
музейной
деятельно сти)
рассказывает
о
Боевом
пути
447
ко р п у с н о го
Краснознаменного
Рославльского
артиллерийского
полка
4 - й
тяжелопушечной ордена Суворова бригады резерва главного командования
с 01 .09.1939 года по 02.05.1945г.: от Бреста до Ливовава.
Группой
ребят
школы
«Поиск»
были
собраны
уникальные
д о к у м е н т а л ь н ы е
м ат е р и а л ы :
ф о т од о к у м е н т ы ,
в ы п и с к и
и з
правительственных приказов военного времени, которые позволили создать
экспозиции для музея, поздравление и слова благодарности группе «Поиск
139» за вклад в « военно-патриотическую деятельность»
Среди
подборки
изданий
по
военно
-
патриотической
тематике
хранятся
несколько
томов
Книги
Памяти,
где
каждый
сможет
найти
сведения о своем родственнике, погибшем или пропавшем без вести во
время Великой Отечественной войны.
Время открывает в истории музея школы также и новые страницы.
В музее хранятся шинель и шлем офицера комических войск.
Участникам
ограниченного
контингента
советских
войск
в
Афганистане - выпускникам школы №139 Владимиру Филатову и Игорю
Еремину посвящена экспозиция «Время выбрало нас». С именами этих ребят
-
выпускников
школы
№139
на
здании
школы
укреплена
Мемориальная
доска.
Школе № 139 уже более 60 лет.Она пишет свою историю, истории ее
выпусков также запечатлены на стендах в музее.
Успех музееведческой деятельности зависит от того, что им руководят
неравнодушные к детям и к истории страны педагоги.
Один из стендов посвящен «душе музея», бессменному руководителю,
педагогу, проработавшему в школе более 40 лет, Жамалетдиновой Ф. Л.
Она
своим
задором
к
исследованиям,
поисковой
работе
увлекала,
зажигала детей.
Музей школы - это не закрытое на замок помещение, в котором пылятся
экспонаты, - это развивающаяся организация.
Здесь
постоянно
бывают
дети.
Проводятся
уроки
по
истории,
индивидуальные занятия, экскурсии, мероприятия для разных гостей, среди
которых не только ребята школы № 139, но и воспитанники детских садов,
детского реабилитационного центра.
Ветераны
-
гости
школьных
мероприятий.
Музейные
материалы
вызывают у ветеранов и сегодня интерес.
Динамика
проведенных
экскурсий
и
охвата
учащихся,
посетивших
школьные экскурсии, позволяет сделать вывод, что количество желающих
посетить музей не становится меньше.
В патриотическую и культурно-досуговую работу музея как способ
предотвращения преступности среди детей и подростков, вовлечены
« трудные дети».
Среди старшеклассников
благодаря гражданского - патриотической
воспитанию формируется положительное отношение к воинской службе.
Известно изречение: «Человек живёт до тех пор, пока о нём помнят».
Музейное дело живет, и учащиеся МАОУ «Школа №139» бережно хранят
память о ветеранах, земляках - нижегородцах.
Школа - место, где непрерывная связь времён представлена в виде
удивительного
духа
единения
учителей
и
учеников
всех
поколений,
в
развитии
военно-патриотического,
гражданского
воспитания
учащихся,
в
котором огромную роль играет школьный музей.
В заключение процитируем слова В.П.Астафьева «Память - это тот
посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его
зрячим...»
И пока на глазах молодых людей появляются слёзы, когда они слушают
рассказы ветеранов о тех страшных событиях, пока живут музеи и духовная
необходимость в них, пока несут они в себе память, значит, молодые не
будут неравнодушны к людям и судьбе страны.
Вся информация о деятельности школьного музея размещается на
школьном сайте.