Напоминание

"Создание развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"


Автор: Ясакова Лариса Германовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Родничок""
Населённый пункт: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад






Общие сведения об объекте инновации
Наименование проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды в у с л о в и я х р е а л и з а ц и и ф ед е р а л ь н о го г о с уд а р с т в е н н о г о образовательного стандарта дошкольного образования» Разработчики проекта заведующий МБДОУ №18 «Родничок» Ясакова Л.Г., старший воспитатель Реунова О.А., творческая группа педагогов учреждения. Вид проекта Долгосрочный Тип проекта Практико-ориентированный Цель Активизировать действия педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальное развитие детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Задачи 1. Создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом принципов ФГОС дошкольного образования для детей с особыми потребностями и возможностями здоровья; 2. Рациональная организация развивающей образовательной среды как целостного пространства, способствующего эмоциональному благополучию детей, содействующая сотрудничеству детей и взрослых. 3. Создание условий для участия детей в проектировании развивающей среды; 4. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей. Ожидаемые результаты Для детей: - повышение уровня освоения детьми с различными потребностями и возможностями здоровья содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №18 «Родничок»; - сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Для родителей: - открытость МБДОУ №18 «Родничок» для родителей, и активизация их участия в деятельности учреждения; Для педагогического коллектива: - максимальная включенность педагогов в создание модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Для администрации: - создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 18 «Родничок» в соответствии с ФГОС дошкольного образования, повышение качества образования; Сроки реализации 2015-2016
1.

Актуальность инновации
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Е.И.Тихеева Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно-пространственная среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) . Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п.3.3) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого реб ѐ нка с уч ѐ том его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты: - предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно- методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры); - развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности); - изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Цель:
Активизировать действия педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальное развитие детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом принципов ФГОС дошкольного образования для детей с особыми потребностями и возможностями здоровья; 2. Рациональная организация развивающей образовательной среды как целостного пространства, способствующего эмоциональному благополучию детей, содействующая сотрудничеству детей и взрослых. 3. Создание условий для участия детей в проектировании развивающей среды; 4. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей
Методы
: • анализ нормативной и научно – методической литературы по проблеме • моделирование • педагогический эксперимент • мониторинг, анкетирование, опрос  
Планируемые результаты
Для детей: • Использование личностной креативности детей в моделировании предметно- пространственной среды группы • повышение уровня освоения детьми с различными потребностями и возможностями здоровья содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №18 «Родничок»; • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Для родителей: • открытость МБДОУ №18 «Родничок» для родителей, и активизация их участия в деятельности учреждения; Для педагогического коллектива: • максимальная включенность педагогов в создание модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. • Вариативность использования предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации путем трансформируемости пространства. • Расширение спектра полифункциональных материалов для использования в разных видах деятельности. Для администрации:
 - создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 18 «Родничок» в соответствии с ФГОС дошкольного образования, повышение качества образования. 
Критерии

и

показатели

результативности

и

эффективности

инновационного проекта
  №  Критерии диагностики  Показатель оценки  1  Расширение развивающей предметно- пространственной среды  Абсолютные величины  2  Задействованность среды ребенком  Мониторинг (наблюдение)  3.  О т к р ы т о с т ь и к о н к у р е н т н о способность  Степень удовлетворенности родителей
Аннотация проекта
Основные положения проекта обусловлены изменениями в действующем законодательстве: с принятием Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с введением «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) , Комментарии к ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 года № 08-249). В основе проекта лежат принципы построения развивающей предметно- пространственной среды основаные на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. 1. Принцип активности, самостоятельности, творчества
.
Основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в ДОУ. 2. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В соответствии с этим принципом стабильность, неизменность элементов окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает надёжность и защищённость детей от нежелательных воздействий внешнего мира, гарантирует его устойчивость. Кроме того, взрослые должны с определённой периодичностью организовывать неожиданные и приятные сюрпризы для детей, которые заставляют их ждать следующего прихода в ДОУ. 3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Пространство в групповой комнате должно быть организованно так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценной детской деятельности. 4. Принцип учёта половых различий детей. Знакомя детей с книгами, следует соблюдать своего рода баланс – показывать с лучшей стороны, как мужчин, так и женщин, как девочек, так и мальчиков. 5. Принцип открытости-закрытости. Рассматривается в нескольких аспектах:  Открытость-закрытость по отношению к природе.  Открытость культуре.  Открытость обществу. 6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослых с детьми. Этот принцип, в первую очередь, связан с необходимостью установления контакта между педагогом и детьми. Установлению же контакта препятствуют принципиально разные позиции. У нас почти всегда взрослый «сверху», а ребёнок «снизу». При этом подчиняется ребёнок или протестует – контакт между ними вряд ли возможен. Хорошее общение: «глаза в глаза» достигается благодаря разноуровневой мебели. 7. Принцип эмоциогенности среды. Он предусматривает такую организацию среды, которая побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая функциональную активность ребёнка. Для развития детского познания важно насытить среду такими мотивирующими его объектами, которые помогут расширить интересы ребёнка. Среда должна быть организована так, чтобы ребёнок пережил все эмоции: удивление, интереса к окружающему миру, удовольствия, радости от самого процесса познания или преобразования мира и его результатов; эмоциональные комплексы раздумья (куда можно отнести эмоциональный комплекс догадки, сомнения, уверенности). В проекте предусмотрена работа со всеми участниками образовательных отношений: воспитанниками, педагогами и родителями. В реализации проекта участвуют педагоги, родители, социальные партнеры. К созданию Проекта нас побудил поиск точек соприкосновения деятельности дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста в плане повышения качества образовательных услуг за счет совершенствования развивающей предметно-пространственной среды.
2. Основные мероприятия инновационного проекта
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества и каждого гражданина. В основу развития системы образования положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов.
Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
1 этап.

Подготовительный этап (организационный
) Цель: изучение содержания предметно- пространственной среды Задачи: 1.Анализ содержания предметно-пространственной среды на соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования 2.Анкетирование и активизация участников образовательного процесса на участие в инновационном проекте. Содержание работы 1.Создание творческой группы педагогов. 2.Подготовка нормативно-правовой базы для разработки проекта 3.Анализ научно-методической литературы, опыта работы других ДОО по проблеме. 4.Проведение мониторинга содержания предметно-пространственной среды на соответствие требованиям ФГОС ДО 5.Анкетирование педагогов и родителей. Прогнозируемые результаты В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющийся опыт по данной проблеме, разработать диагностический инструментарий позволяющий выявить исходный уровень изучаемых показателей.
2 этап

Основной
Цель: модернизация развивающей предметно-пространственной среды ДОО Задачи: 1.Улучшение условий для развития личности дошкольника в различных видах деятельности. 2.Создание условий для продуктивного информационного контакта и сотрудничества между субъектами образовательного процесса. 3.Внедрение разработанных моделей развивающей среды в практическую деятельность 4.Привлечениедетей и родителей к проектированию предметно-пространственной среды группы Содержание работы 1. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды полифункциональными материалами. 2. Создание условий для трансформируемости и вариативности пространства группы (кабинета), позволяющих использовать его детям с разными потребностями и возможностями здоровья. 3. Участие детей и родителей в проектировании развивающей предметно- пространственной среды. Прогнозируемые результаты В результате решения поставленных задач предполагается: создание моделей развития группового пространства, активное сотворчество ребенка и взрослого, заинтересованность всех участников проекта, совершенствование и обогащение
развивающей предметно-пространственной среды, повышение компетентности участников образовательного процесса, повышение качества образования.
3 этап

Заключительный
Цель: подведение итогов реализации проекта. Задачи: 1.Проанализировать эффективность организации предметно-пространственной среды 2.Улучшение условий пребывания ребенка в ДОО. 3.Создание инновационного продукта предлагаемого ДОО к распространению 4.Активизация участников образовательного процесса на участие в реализации проекта. 5.Повышение конкурентоспособности ДОО Содержание работы: 1.Проведение диагностики эффективности реализации проекта; 2.Подведение итогов реализации проекта; 3.Определение перспектив развития проекта в целом. 4.Сравнительный анализ результатов реализации проекта Прогнозируемые результаты В результате решения поставленных задач предполагается: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, через обогащение образовательного пространства; предметная среда носит характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию .

На этапе формирования развивающей предметно-развивающей среды будет организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта.
Календарный план реализации инновационного проекта
Этапы проекта Мероприятия сроки Ожидаемые результаты 1 этап организац ионный Мини-педсовет: «Выбор творческой группы, работающей в инновационном режиме» Разработка и утверждение Положения о творческой группе Заседание творческой группы Январь- март 2015 г Создание творческой группы Утверждение проекта Определение вектора 2 этап основной Круглый стол «Создание развивающей ППС в условиях реализации ФГОС ДО» Мониторинг «Открытость ДОО для родителей и детей с ОВЗ» Фестиваль проектов «Создание развивающей ППС Апрель -2015- июль 2016 Оценка уровня деятельности первого этапа Использование теоретических знаний на практике 3 этап заключите льный Выпуск электронного сборника презентаций по созданию развивающей ППС Предоставление опыта работы на муниципальном уровне Август 2016 Расширение социального пространства ДОО


3. Ресурсное обеспечение

Планируется привлечение большего числа субъектов в процесс дошкольного образования и осуществление сетевого взаимодействия детского сада с субъектами для развития мобильности в сфере образования. Условно они разделены на целевые группы: Целевые группы участников Субъекты проекта Содержание деятельности Организаторы Администрация детского сада, творческая группа Нормативно-правовое обеспечение, координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности, изучение запросов родителей и социальных партнеров Реализаторы (непосредственные ) Педагогический коллектив ДОО Интеграция в образовательном процессе всех видов детской деятельности, ориентация на самостоятельную игровую деятельность дошкольников Реализаторы (опосредованные) Родители воспитанников Поддержка ребенка и педагога в реализации проекта
Кадровое обеспечение проекта:
В реализации инновационного проекта принимает участие весь педагогический коллектив ДОО. В ходе реализации педагоги будут находить удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Педагогический коллектив учреждения ежегодно принимает активное участие в конкурсном движении различного уровня. В качестве положительных моментов можно отметить, что педагоги используют оригинальные идеи, выбирают актуальные темы для разработок, проявляют творческий подход к оформлению работ. В таблице представлены участники реализации инновационного проекта, имеющие методические разработки, проекты, пособия по данной теме. Ф.И.О. Должность, образование Наименование проектов выполненных при участии специалиста Функционал в проект Ясакова Л.Г. Заведующий Высшее Методическое пособие «Организация р а зв и ва ю щ е й предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Руководитель. Вопросы управления, создания условий для работы. Реунова О.А. Старший воспитатель высшее «Создание условий для успешной адаптации детей в ДО» Координатор. Методическое деятельности Герма Е.Ю. Педагог- психолог высшее Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной о б л а с т и с о ц и а л ь н о - коммуникативное раз витие детей Коврижны Учитель- Адаптированная программа для Исполнитель.
х З.С. логопед высшее детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной области речевое развитие детей Косарева В.Н. Педагог дополнительно го образования Среднее- специальное С о з д а н и е у с л о в и й д л я организации дополнительного образования дошкольников в условиях ДОО Технический исполнитель. Савельева С.Н. Социальный педагог Среднее- специальное П е д а г о г и ч е с к и й п р о е к т « И н н о в а ц и о н н ы е ф о р м ы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО» Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о взаимодействию с семьями воспитанников. Журавлева И.В. Воспитатель по изобразительно й деятельности Высшее «Дополнительная образовательная п р о г р а м м а п с и х о л о г о - педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённый ребёнок» в соответствии с ФГОС ДО» Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной о бл а с т и « Худ ож е с т в е н н о - эстетическое развитие» (ИЗО) Глушкова Л.В. Музыкальный руководитель высшее «Авторская образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Радуга звуков» Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной о бл а с т и « Худ ож е с т в е н н о - эстетическое развитие» (музыка) Худякова Е.Л. Музыкальный руководитель высшее П р о г р а м м а в о к а л ь н о - хореографической студии «Мы маленькие звёзды» для детей с т а р ш . д о ш к . в о з р а с т а в соответствии с ФГОС ДО Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной о бл а с т и « Худ ож е с т в е н н о - эстетическое развитие» (музыка) Мосунова Е.А. Инструктор ФИЗО высшее Создание развивающей среды для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Исполнитель. К у р а т о р п е д а г о г о в п о реализации образовательной области физическое развитие
Нормативное обеспечение инновационного проекта


Наименование

нормативного

правового

акта

Основные

положения

1
ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» • Информационная открытость образовательной организации. • Государственная регламентация образовательной деятельности • Управление системой образования
2
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального го суд а р с т в е н н о го о б р а з о в а т е л ь н о г о с т а н д а р т а дошкольного образования» • Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию • Регулирование отношений в сфере образования
3

Профессиональный

стандарт

педагога

Регламентация

деятельности

педагога

4

Образовательная

программа

дошкольного

образования

МБДОУ

№18 «

Родничок

»

Определяет

содержание

образования

на

уровне

ДОО
Финансовое обеспечение реализации проекта : План финансово-хозяйственной деятельности. Смета расходов ДОУ привлечение внебюджетных средств для развития развивающей предметно- пространственной среды 4. Основные риски введения инновации Риски Преодоление рисков Отказ педагогов от внедрения инновации Мотивация педагогов, материальное стимулирование Профессиональная компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО Плановое обучение педагогов.
Недостаточное количество финансовых средств Привлечение спонсоров Недостаточная педагогическая компетентность родителей Просветительская работа, маркетинговая деятельность, реклама Слабая материально – техническая база учреждений. Создание дополнительных организационно-педагогических условий
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после его

реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного интегрированного образовательного пространства, в активном использовании развивающих игровых технологий для успешного развития дошкольника, обучения и воспитания детей от 3 до 8 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования. Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, осуществляющим переход к введению ФГОС дошкольного образования. Данный инновационный проект позволит обеспечить условия для успешного развития дошкольника с разными потребностями и возможностями здоровья. Разработанная система современного интегрированного образовательного пространства может быть востребована для применения другими дошкольными образовательными учреждениями.
Промежуточные результаты реализации инновационного проекта:
На сегодняшний день в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Родничок» созданы условия соответствующие требованиям ФГОС дошкольного образования (среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная)
Наименование помещения

Назначение помещения
Здание Дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Плановая наполняемость 320 детей в возрасте от 3 до 7-8 лет
Кабинет заведующего Индивидуальные консультации, беседы с педаго- гическим, медицинским, обслуживающим персо- налом; создание благоприятного климата для работников ДОУ и родителей; просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопро- сам воспитания и развития детей. Кабинет оборудован электронным рабочим местом заведующего: компьютер, принтер; кор- пусный мебельный модуль: компьютерный стол, шкафы для документации; документация, архивы, сейф. Часы работы кабинета с 08.00 до 17.00 Кабинет старшего воспитателя  Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.  Организация и координация педагогического процесса ДОУ.  Организация повышения квалификации работников ДОУ.  Консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.  Изучение, обобщение, распро странение передового педагогического опыта. Кабинет педагога- психолога  Для проведения специально организованных индивидуальных и групповых занятий с детьми психопрофилактической и психокоррекционной направленности;  Для проведения тренингов и консультативной работы с педагогами и родителями. Кабинет оборудован электронным рабочим местом; корпусной мебелью, мягкими пуфами и фонтанчиком для релаксации, игрушками и дидактическими пособиями. Кабинет учителя-логопеда Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Консультативная помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем.
Кабинет социального педагога Ко н сул ьт а ц и о н н а я п ом о щ ь р о д и т е л я м ; приобщение родителей к участию в жизни детского сада; изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Кабинет Центра дополнительного образования Для организации дополнительного образования детей через индивидуальную и кружковую работу; Музыкальный зал • Для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста,

Организация и проведение праздников, музыкальных занятий, развлечений и праздничных музыкально- игровых досугов для детей. Оборудован мультимедийным проектором, п и а н и н о , м у з ы ка л ь н ы м с и н т е з а т о р о м , электронным пианино, имеется аудио и видео фонотека. Физкультурный зал Развитие физических качеств и оздоровление детей дошкольного возраста -укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений; Спортивный инвентарь, тренажеры, спортивный комплекс, пианино, музыкальный цент р , воздухоочиститель
Бассейн Охрана и укрепление здоровья детей, проведение занятий по обучению плаванию детей в возрасте 3-7 лет Оснащен необходимым оборудование: фен для просушивания волос, массажные коврики, нетрадиционное оборудование для коррекции плоскостопия, плавательные доски, очки, ласты и др. Имеются отдельные душевые кабинки. Кабинет корригирующей гимнастики Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, консультативная помощь родителям и педагогам по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и коррекции плоскостопия  Медицинский блок  Профилактическая (вакцинация и постановка реакции Манту),  Лечебно-оздоровительная (оказание первой медицинской помощи детям, скрининг- тестирование, контроль за физ. занятиями, контроль за проведением закаливающих процедур, оздоровление детей группы ЧДБ, контроль за питанием детей),  Противоэпидемическая (контроль за санитарным состоянием учреждения и территории ДОУ, контроль за прохождением медосмотров персонала, проведение занятий по сантехминимуму, мероприятия по дегельминтизации, осмотры на педикулез).
Музей  документирование истории, культуры родного края;  осуществление музейными средствами деятельности по гражданско-патриотическому и семейному воспитанию, обучению, развитию, социализации воспитанников;  организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; Библиотека Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса Холлы-рекриации с коридорами Информационные и тематические стенды для родителей. С т е н ы ко р и д о р о в о к р а ш е н ы с о г л а с н о требованиям ГосПожнадзора Пищеблок Оказание услуги питания. Помещение оборудовано электрической плитой, пароконверктоматом, электрической овощерезательной машиной, электрической протирочно-овощерезательной машиной в соответствии с современными требованиями СаНПиН. Прачечная Обеспечение своевременной и качественной стирки белья. Групповые комнаты с отдельными спальнями
Группы изолированные, имеют раздевальные, умывальные и туалетные помещения, стационарные спальни. Дневной сон, питание, непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов, праздники, досуги развлечения организуются в групповых комнатах . Развивающая среда в группах для самостоятельной деятельности детей разделена на игровые центры с учетом возраста, интересов и полового различия детей. В каждой возрастной группе имеется паспорт группы. Территория Изолированные игровые участки каждой возрастной группы, спортивная площадка, детский огород, цветники. Вокруг здания асфальтная дорожка с разметкой для обучения детей правилам дорожного движения. В соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР №18 «Родничок», разработанной с учетом примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в группах детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда отвечающая требованиям ФГОС дошкольного образования и способствующая развитию детей с особыми потребностями и возможностями здоровья в условиям детского сада. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки») оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

Зона

умеренной

активности:
«Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;

Зона

средней

активности:
«Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗОдеятельности», «Центр безопасности»;
Зона повышенной активности:
«Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Функциональное назначение:
«Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)»
Лото, домино в картинках. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.). Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Мелкая и крупная геометрическая мозаика. «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»). Игры для интеллектуального развития. Максимальный уровень размещения оборудования. Свободный доступ. Располагается вблизи света (окна). Центр познания требует частичной изоляции. Наличие заданий различной степени сложности. Сменяемость и наполняемость материала – по мере изучения. Располагают знакомый материал, предназначенный для закрепления. Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми. Игровой материал сосредоточивается на открытых полках Функциональное назначение:
«Центр занимательной математики»,
или
«Игротека»
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику» Игры на составление целого из частей: «Лоскутное одеяло» Игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник» и т. д. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди одинаковых гномиков» и т. д. Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по высоте» и т. д. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру. Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Сложи узор», и др. Игровой материал сосредоточивается на открытых полках или в шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах. Материал в наличии для подгруппы детей
Функциональное назначение:
«Центр безопасности»
Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).  Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий. Макет проезжей части. Макет светофора, дорожных знаков. Образцы, схемы, планы группы, микрорайона. Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.), опасные ситуации. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»: – Водный транспорт. – Автомобильный транспорт. –– Авиация. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы так и для занятий со взрослыми. Располагается рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования»
Функциональное назначение:
«Лаборатория»,
или
«Мини-лаборатории для проведения опытов»,
или
«Центр экспериментирования»
Снег, лед (принесенные непосредственно перед экспериментом с прогулки или из морозильной камеры пищевого блока), земля разного состава: песок, глина, камни, остатки частей растений. Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения. Стол с клеенкой, подносы. Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны). Трубочки для продувания, просовывания. Игрушки с цветозвуковым эффектом. «Волшебный мешочек», «ящик ощущений». Мыльные пузыри. Маленькие зеркала. Магниты. Электрические фонарики. Бумага, фольга. Театр теней. Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей. Ведерко с отверстием на дне. Кулечек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке) и др. Располагается вблизи источника света. Располагается в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». Оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Организовывать экспериментирование подгруппами из 2–4 детей
Функциональное назначение:
«Центр природы»
Макет – панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью». Коллекции камней, ракушек, семян. Иллюстрации с изображением признаков сезона: о состоянии живой и неживой природы, об особенностях явлений погоды, о типичных видах труда и отдыха. Растения ближайшего окружения. Растения, требующие разных способов ухода. 3–4 цветущих комнатных растения. Растения, характерные для всех времен года. Муляжи овощей и фруктов. Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева и размеров. Кормушки и корм для птиц. Иллюстрации животных (домашних и диких, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие). Календарь природы. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам. Создание ситуаций для активного поиска Располагается вблизи «Лаборатории».
Функциональное назначение:
«Центр конструирования»
(конструктивной деятельности) Конструкторы различного размера. Мягкие (поролоновые) крупные модули. Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т. д. Природный и разнообразный полифункциональный материал (шишки, бруски и т. д.). Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндры, перекрытия). Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический). Природный материал (сучки, плоды, шишки и т. д.), клей, пластилин, бумага. Строительный материал из коробок разной величины. Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником); автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки. Машинки, светофор. Свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи уголка сюжетно-ролевых игр для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними располагаются машины. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме. Смена 1–2 раза в месяц образцов построек
Функциональное назначение:
«Центр социально-эмоционального развития»
Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей, животных. Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь данной группы и детского сада. Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей. Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий и игрушек, одежды. Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии. Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы). Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки и куклы, изображающие больных детей и животных). Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них. Обеспечение свободного доступа к материалам. Создание условий для объединения детей в деятельности
Функциональное назначение:
«Центр патриотического воспитания»
Иллюстрации и макеты военной техники. Фуражки летчика, пограничника, ракетчика, шлем танкиста, бескозырка моряка. Иллюстрации родов войск. Фотографии исторических памятников России и родного города. Соблюдается соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе
Функциональное назначение:
«Центр двигательной активности»,
или
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия. Оборудование для прыжков. Оборудование для катания, бросания, ловли. Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная высотой 103 см, шириной 80–85 см; лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания (складирующиеся один в другой). Оборудование для общеразвивающих упражнений. Атрибутика к подвижным играм . Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты. Плоскостные дорожки, ребристая доска Периодическая сменяемость пособий. Свободное пространство для двигательной деятельности. Максимальный уровень размещения пособий. Располагается вдали от зоны малой активности
Функциональное назначение: «
Центр дежурства»
Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных. Фартуки, косынки, колпаки, нарукавники, халаты. Тазы, салфетки, щетки, емкости для сбора мусора. Располагается у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных
Функциональное назначение:
«Центр игры»
Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей. Игрушки - транспорт разного вида и назначения (легковые, грузовые машины, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.). Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).  Предметы- заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.). Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.). Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар и др.). Набор посуды, соответствующий размеру куклы. Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-погремушки, коляски, тележки и пр.). Располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре.
Функциональное назначение:
«Центр театра»
Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, ложковый, перчаточный. Игрушки-забавы. Маски, шапочки. Декорации, театральные атрибуты. Ширмы. Фланелеграф. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений. Вовлечение детей в процесс проигрывания роли. Располагается рядом с «Центром игры». Безопасность пособий и оборудования. Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе. Эстетичность и разнообразие костюмов
Функциональное назначение:
«Центр музыки»
Игрушки – музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1–2 шт.), погремушки (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка). В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов
Функциональное назначение:
«Центр книги»
Детские книги: произведения русского фольклора. Картинки на фланелеграфе. Иллюстрации к детским произведениям (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей. Иллюстрации по обобщающим понятиям. Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. Сюжетные картинки. Портреты писателей и поэтов. Книжки-раскраски. Книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки. Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций. Рисунки детей к литературным произведениям. Цветные карандаши, бумага. Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Размещается около источника света (окна). Располагается рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков. Пополняемость книгами – по мере изучения
Функциональное назначение:
«Центр ИЗОдеятельности»,
или
«Центр творчества»
Произведения народного искусства: народные глиняные игрушки; игрушки из дерева, предметы из резной березы (короба, шкатулки архангельские, шамаготские), роспись разделочных досок, и др, альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства. Папье-маше. Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные). Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон. Цветные карандаши, гуашь. Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти. Цветные мелки, восковые мелки; уголь, доски для рисования мелом, фломастеры. Высота размещения: рост ребенка + согнутая в локте рука. Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей.
Функциональное назначение:
«Уголок уединения»
Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул или пуфик. Книги. Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага Определенная изолированность от остальных центров. Спокойный музыкальный фон (по возможности и желанию ребенка)
Коллектив МБДОУ Центр развития ребенка №18 «Родничок» проводит работу по совершенствованию инфраструктуры территории, привлечение новых социальных партнеров, использование безопасных материалов, освоение оздоровительных технологий – необходимые аспекты работы коллектива. Мы стремиться создать такую среду, которая направлена на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников и способствует соблюдению основного принципа ФГОС ДО: поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важнейшего этапа в общем развитии человека. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. На территории созданы условия для решения данной задачи. Особое значение имеет спортивно – игровое оборудование для физического развития детей дошкольного возраста. Оно чрезвычайно многообразно. Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности детей, и в то же время это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития. Спортивно – игровая предметная среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности. Формы организации детей Задачи Ресурс Дозированная ходьба Бег в различном темпе Дыхательная гимнастика Регулирование темпа передвижения. Закаливание организма и совершенствование его функций. Тропа здоровья «Здоровей-ка» Кружки дополнительного образования Формирование потребности к здоровому образу жизни. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности Тропа здоровья «Здоровей-ка» Утренняя гимнастика Развитие физических качеств. Формирование п р а в и л ь н о й о с а н к и . Ф о р м и р о в а н и е потребности в двигательной активности. Спортивно-игровая площадка «Крепыш» Физкультурные занятия Формирование интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой Спортивно-игровая площадка «Крепыш» Неделя здоровья Приобщение к здоровому образу жизни. Тропа здоровья «Здоровей-ка» Спортивно-игровая площадка «Крепыш» Физкультурные Создание эмоционального благополучного Спортивно-игровая
досуги климата в группе детей. Формирование культуры безопасного поведения. площадка «Крепыш» . Спортивные игры Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям Спортивно-игровая площадка «Крепыш»
Перспективы развития

развивающей предметно

пространственной среды

ДОО:
Р е ч е в о е р а з в и т и е – в а ж н е й ш е е у с л о в и е полноценного развития детей. Для ко р р е к ц и и р еч е в ы х н е д о с т а т ко в , обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. В МБДОУ Центр развития ребенка №18 «Родничок» с 2014 года функционирует логопедический пункт для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Кабинет учителя-логопеда на сегодняшний день оснащен детской мебелью, оборудовано рабочее место учителя-логопеда.

Стремимся приобрести:

Электромассажер для логопедического массажа Данный электромасажер позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами. Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на (язык, внутренняя и наружняя поверхность щек, лоб, щеки, подбородок) человека - колебаниями высокой частоты. Вследствие этих колебаний - происходит расслабление органов или массажер приводит мышцы в тонус. С помощью специальных насадок позволяет приводить в тонус и снимать тонус мышц артикуляции, лицевых мышц. Позволяет очень эффективно растягивать "уздечку".Поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое. Массажер позволяет "поставить" звук Р человеку в течение 1-2 занятий. Тренажер "Логопедический" Серия обучающих игр "Тренажеры" - это эффективная многоступенчатая методика, многократно ускоряющая усвоение детьми учебного материала, изучаемого в дошкольном и младшем школьном возрасте. "Логопедический" тренажер - это веселая обучающая игра с понятным каждому ребенку сюжетом и простыми правилами. Она поможет сделать речь детей четкой, красивой и выразительной. Методика игры позволяет целенаправленно работать над автоматизацией любого проблемного звука родного языка. Игра может применяться не только для устранения существующих дефектов речи, но и для предупреждения их возникновения. Резиновый муляж ротовой полости для логопедических занятий Очень часто, на логопедических занятиях требуется показать ребенку или его родителю, как правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук. После наглядной демонстрации ребенку становится все ясно и понятно, что и за каким действием делать. «В настоящее время задача по созданию условий для получения образования детьми всех категорий ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства», - указано на портале Минобрнауки РФ. Для того, чтобы решить эту задачу на уровне МБДОУ Центр развития ребенка №18 «Родничок» мы стремимся создать «доступную среду» для детей дошкольного возраста. Планируем установить пандус для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день в ДОО таких детей нет, но мы стремимся создать условия, что бы быть готовыми принять детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.


В раздел образования