Автор: Акулова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №5 "Айгуль" Населённый пункт: п.г.т. Камские Поляны Наименование материала: Конспект Тема: "В стране букв и звуков" Раздел: дошкольное образование
Конспект
проведения организованной образовательной деятельности по обучению
грамоте
Тема
« В стране букв и звуков»
Программа
«От
рождения
до
школы»
/
Под
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
Возраст
6-7 лет
Тип ООД
Обобщение полученных знаний
Основная
образовательная
область
Речевое развитие
Интегрированные
образовательные
области
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Форма проведения
Совме стная
деятельно сть
во спит ателя
и
д е т е й ,
самостоятельная деятельность
Цель
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
на материале речевых звуков; обобщить представления детей
о гласных и согласных звуках.
Воспитательные
Воспитывать
любознательность,
творческую
активность,
воспитание
навыка
самостоятельной
деятельно сти,
воспитывать
у
детей
умения:
работать
в
коллективе,
терпеливо
выслушивать
вопросы
педагогов,
ответы
товарищей
и
уважать
их
мнение,
воспитывать
чувство
взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию.
Развивающие
Развивать фонематический слух детей, развивать внимание,
память,
мышление,
развивать
словарный
запас,
развивать
связную
речь,
закреплять
умение
отвечать
на
вопросы
распространённым
предложением,
вырабатывать
умения
самостоятельно делать выводы.
Образовательные
Закрепить
понятия:
гласный,
согласный
звук.
В
игровой
форме
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слова,
различать гласные и согласные, твёрдые звуки. Закреплять
умение делить слова на слоги, определять количество слогов
и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов.
Планируемый
результат
Сформированность понятий «звук», «буква», «слог», «слово»,
«предложение»
Методы и приемы
Наглядные:
показ,
демонстрация
способов
действия
с
объяснением.
Словесные:
вопрос,
контроль
и
оценка,
инструкции по выполнению задания.
Практические:
выкладывание
при
помощи
кружков-фишек
различных слов; выкладывание схемы предложений.
Игровые: подвижные игры, игровые ситуации.
Наглядные
средства
обучения
Раздаточный материал (по 6 фишек красного и синего цвета
на
каждого
ребёнка);
схемы
предложений;
музыкальное
сопровождение.
Организация детей
П ол у к ру гом
в о з л е
в о с п и т ат е л я ,
з а
с тол а м и
н а
индивидуальных местах при работе за столами, свободное
размещение во время подвижной игры.
Индивидуальная
работа
С
детьми,
которые
не
могут
справиться
с
заданиями,
проводится работа в игровой форме (звуковой анализ слов).
Предварительная
работа
Повторить понятия
«слово»,
«слог»,
«предложение»,
деление
слов
на
слоги, закрепить
понятие
«родственные
слова», составление схем предложения, звуковой анализ слов
Структура ООД
(30 мин)
1. Психологический
настрой.
Введение
в
игровую
деятельность – 1мин.
2. Чтение письма – 1 мин.
3. Чистоговорка – 1мин.
4. Дыхательная гимнастика - 1мин.
5. Снежинка№1 Прочитать слоги, дополнить до слов - 2 мин.
6. Снежинка№2 Звуковой анализ слов - 5 мин.
7. Игра «Передай снежинку» - 3 мин.
8. Снежинка№3 Схемы предложений - 3 мин.
9. Физминутка «Снежинка»- 1 мин.
10.Снежинка№4 Игра «Четвёртый лишний»- 2 мин.
11. Снежинка№5 Придумать слова на последний звук- 3 мин.
12.Снежинка№6 Чтение предложений - 5 мин.
13.Итог. Загадывание желаний - 2 мин.
Ход ООД
1.Дети проходят и встают около воспитателя под лёгкую музыку «снежинок».
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, какое сегодня число и месяц? (Сегодня 1
декабря)
-Правильно, сегодня 1 декабря – первый день зимы. Сегодня и по календарю, а не
только в природе наступила зима.
- Какие осадки чаще всего выпадают зимой? (Снег)
- А из чего состоит снег? (Из снежинок)
- Ребятки, посмотрите, а что это у нас тут лежит? (Снежинки, а под ними конверт)
- Да ведь это снежинки! Неужели они и к нам в группу залетели? Да тут ещё и письмо.
Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем?!
2. Воспитатель читает. Оказывается письмо детям подготовительной группы от Деда
Мороза. Далее читает текст письма: - Дорогие ребятки! Шлю Вам большой привет из
Великого Устюга. Вы совсем уже повзрослели и скоро пойдёте учиться в школу. В
канун Нового года я хотел бы посмотреть, чему вы научились и что нового узнали.
Посылаю Вам волшебные снежиночки с заданиями. Справитесь с каждым из них,
положите в конверт. Если задания будут выполнены правильно, ждёт Вас к Новому
году сюрприз. Удачи Вам, ребята!)
Воспитатель:
-Ну что ж, ребятки, вы готовы показать Деду Морозу все свои знания? (Да)
-Тогда начнём и поднимем снежинку№1 (Ребёнок поднимает)
- Прежде чем мы начнём читать задание, выполним несколько артикуляционных
упражнений.
(Воспитатель читает чистоговорку и просит некоторых детей произнести её грустно, а
остальных – весело)
3. Чистоговорка: - Ма-ма-ма-
К нам опять пришла зима.
Ок-ок-ок-
Выпал беленький снежок.
4.
Воспитатель:
-
А
сейчас
выполним
дыхательное
упражнение.
Возьмите,
пожалуйста, снежиночку (воспитатель раздаёт) и подуйте на неё, произнося звук [п].
Снежинки слетели с ладошек и упали на пол. (Снежиночки затем собрать)
- Итак, ребятки, хотите узнать, какое же первое задание приготовил для вас Дедушка
Мороз? (Да!)
( Ребёнок поднимает первую снежинку, воспитатель читает первое задание)
5. Снежинка№1. Прочитайте слоги, составьте слова. (Слоги записаны на доске)
ЛЫ (лыжи, малыш, столы, улыбка, смелый…)
МО (эскимо, морж, море, лукоморье…)
РУ (рубашка, ручка, круг, прорубь…)
НА (наст, ананас, ворона, арена…)
Воспитатель: - Молодцы! Справились! Эту снежинку можно положить в обратный
конверт,
который
мы
отправим
Деду
Морозу.
(Воспитатель
кладёт
снежинку
в
обратный конверт)
Воспитатель:
-
Будем
дальше
выполнять
задания?
Тогда
поднимем
следующую
снежинку и посмотрим, что же здесь нам приготовил Дед Мороз. (Дети сели за столы)
6. Снежинка№2. Выложите слова при помощи кружков-фишек.
УРОК УКАЗКА ПАРТА (ШКОЛА)
(Дети выкладывают при помощи кружков синего и красного цветов)
Воспитатель: - Умницы! Вы опять справились. И эту снежинку можно смело положить
в конверт.
-
Ребятки,
а
назовите
родственные
слова
к
слову
СНЕЖИНКА
(снег,
снегирь,
подснежник, Снегурочка…)
- А сколько слогов в слове СНЕГ? (Один) – А в слове СНЕЖИНКА? (Три)
-
На
какой
слог
падает
ударение?
(В
слове
СНЕГ
на
гласный
звук
Е,
в
слове
СНЕЖИНКА- на второй слог, на гласный звук И)
Воспитатель: - Ребятки, может, немножко поиграем? Хотите? (Да)
7. Игра «Передай снежинку» (Дети передавая снежинку, говорят, какой может быть
снег. Затем придумывают предложения со словом СНЕГ…белый, чистый… Падал
пушистый снег…)
Воспитатель: - Ну что ж, ребята, у нас ещё есть снежинки. Будем читать, что на этот
раз придумал Дед Мороз? (Да) Поднимем следующую снежинку и прочитаем задание.
Дети становятся возле столов.
Воспитатель: - Здесь какие-то иностранные слова написаны. Попробую прочитать.
8. Снежинка№3. Выложите схемы предложений:
КЫШ ҖИТТЕ. ТЫШТА БИК СУЫК.
Воспитатель: - Сколько слов в каждом предложении?
- Молодцы, ребятки. И с этим заданием справились блестяще. Можем и эту снежинку
положить в конверт.
Воспитатель: - Ребятки, а вы хотите превратиться в снежинок? (Да)
-
Ну
тогда
давайте
закроем
глазки
и
на
миг
превратимся
в
лёгкие,
пушистые
снежинки.(Звучит музыка)
9.Физкультминутка «Снежинка» Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок,
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Воспитатель: - Ну что ж, двигаемся дальше и поднимаем следующую снежинку.
10.Снежинка №4. Игра «Четвёртый лишний». Прослушайте группу слов и назовите
лишнее :
СТОЛ-СЛОН-СУМКА-КАРАНДАШ
КНИГА-КОШКА-ПОРТФЕЛЬ-КОМПАС
ОБРУЧ-ТЕТРАДЬ-ОСЛИК-ОБЛАКО
ВОРОНА-АВТОБУС-АРКТИКА-АПЕЛЬСИН
Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием вы справились можно и эту снежинку
положить в конверт.
-
А хотите ещё поиграть? Тогда для вас следующая игра. Поднимем следующую
снежинку.
11.Снежинка №5. Придумать слова на последний звук ( ДУБ-БОЧКА-АПЕЛЬСИН-
НОРА-АРБУЗ...)
Воспитатель: - Молодцы! И эта снежинка отправляется к Деду Морозу. А у нас ещё
есть одна снежинка прочитаем задание? ( Да)
12.Снежинка №6. Ребята, среди вас, наверняка, есть детки, которые уже читают по
слогам. Так вот... для самых,самых умненьких даю очень сложное задание.
Прочитайте. Догадайтесь, что написано( текст напечатан на доске)
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Ребята дружно лепят снеговика.
Воспитатель: - Сколько слов в каждом предложении? Как этот рассказ можно
озоглавить( Хорошо зимой. Наступила зима.)
13.Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Справились вы со всеми заданиями. Думаю,что
Дед Мороз будет очень рад за вас. А вам понравились задания? А что понравилось
больше всего? В какую игру дома с родителями поиграете?
-А я вам сейчас предлогаю взять по снежинке и очень тихо, шёпотом загадать
желание, свои снежинки с желаниями мы тоже положим в конверт и отправим Деду
Морозу. Будем очень надеяться,что наши желания сбудутся. ( Дети берут снежинки,
загадывают желания, кладут в конверт)