Автор: Понамаренко Мария Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Краснополянская СОШ" Населённый пункт: Красноярский край, Назаровский район, с. Красная Поляна. Наименование материала: конспект Тема: урок литературного чтения Раздел: начальное образование
Урок Литературного чтения на тему: русская народная сказка
«Рукавичка»
Класс 1
Цели:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в
устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования
познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и
позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные:
воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки;
формирование представлений учащихся о народной и
литературнойсказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Тип урока:
открытие новых знаний.
Раздаточный материал:
“Составь пословицы”.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
– С каким литературным
жанром мы
познакомились на уроках
литературного чтения?
– Какие произведения
называются сказкой?
– По какой теме мы
работаем?
– Что нового мы узнали?
– Мы справляемся?
– Что не получается?
– Со сказкой,
пословицей.
– В сказках есть
фантастические события
и персонажи наделены
фантастическими
способностями.
Эмоциональный
настрой
Личностные УУД:
– создаются условия
для возникновения у
ребенка внутренней
потребности в УД
("хочу")
– устанавливаются
тематические рамки
("могу")
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Познавательные УУД
(общеучебные):
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ………..
Прочитайте загадку.
Назовите отгадку.
– Рукавички
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме.
Познавательные УУД:
формирование умения
ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем.
Регулятивные УУД:
(целеполагание)
формирование умения
формулировать и
удерживать учебную
задачу.
Над чем мы будем
работать сегодня?
– Свяжите пословицу и
загадку. (Проблемная
ситуация.)
– Когда мы работали на
предыдущих уроках со
сказками, чему мы
учились?
– А еще на этом уроке мы
поработаем с
пословицами, будем
учиться отвечать на
вопросы по содержанию
сказки, сравнивать
народную и
литературную сказки
– Над сказкой
"Рукавичка"
Дети мы это сделать
сейчас не можем нам
надо сначала поработать
со сказкой
– Знакомились со
сказкой; учились плавно,
правильно и
выразительно читать;
называли героев сказки,
определяли по
иллюстрациям
последовательность
событий в сказке.
3.Работа по теме урока (первичное знакомство со сказкой).
1) Отработка уровня
чтения.
– В сказке мы встретим
длинные и трудные для
чтения слова. Давайте
потренируемся и
прочитаем их: сначала
прочитаем по слогам,
затем – целыми словами.
спра-ши-ва-ет
за-тре-ща-ли
ра-зор-вет-ся
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся
врас-сып-ну-ю
Чтение слов учащимися.
Познавательные УУД
(общеучебные):
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме.
– В сказках встречаются
слова, значения которых
бывают непонятными.
Давайте поработаем с
этими словами.
-Посоветуйтесь в парах и
решите, какие пары
можно составить из
указанных слов и их
значениями.
– Установите
соответствие между
словом и его
толкованием. Для
каждого слова из левого
столбца найдите его
толкование в правом
столбце. Проведите на
карточках линии от слова
Познавательные УУД:
выбирать вид чтения в
зависимости от цели,
осуществлять поиск и
выделение
информации.
Регулятивные УУД:
применять
установленные
правила, принимать
позиции слушателя,
читателя в
соответствии с
задачей, (контроль и
самоконтроль)
осуществлять
итоговый и
пошаговый контроль
по результату;
(оценка)
к его толкованию.
устанавливать
соответствие
полученного
результата
поставленной цели;
соотносить
правильность выбора,
выполнения и
результата действия с
требованиями
конкретной задачи.
Коммуникативные
УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
осуществлять
взаимный контроль.
бредет – начав искать
нужное, обнаружить его
отсутствие
врассыпную – идти с
трудом или тихо
хватился – движения в
разные стороны
3) Первичное знакомство
со сказкой.
Читает учитель
Чтение текста.
4.Первичная проверка понимания.
Восстановите
Работа с рукавичкой
(Физкультминутка)
Коммуникативные
УУД:
последовательность
событий сказки с
помощью животных и
рукавички
формулировать
собственное мнение и
позицию,
осуществлять
взаимный контроль.
– Посоветуйтесь в парах
и решите: кто за кем
появляется в сказке.
– Каким вам показался
финал сказки:
ожидаемым или
неожиданным?
Рассуждения учащихся,
обоснование своего
выбора.
– Неожиданным.
5 работа в парах
Игра Герои сказок
– Прочтите имена героев сказок.– Какая вторая часть имени подходит к
каждому животному? Соедините стрелочками правильные ответы.
Мышка Красный гребешок
Гуси Мурлысенька
Лисичка Поскребушка
Петушок Лебеди
Кабан Сестричка
Кисонька Клыкан
– Какое слово лишнее? Почему?
6.Продолжение работы по теме урока.
1) Беседа по вопросам
учебника (№ 2)
– Сравните сказки
"Теремок" и "Рукавичка".
– Чем они похожи? Чем
различаются?
Воспользуйтесь планом
предложенным в
учебнике (№ 3).
– Какая из пословиц
подходит к сказке
"Рукавичка", выражает ее
главную мысль?
Похожи: оба
произведения – сказки –
народные, главные герои
– животные: мышка,
лягушка, зайчик,
лисичка, волк, медведь,
находят себе
пристанище в одном
месте.
Различие:
есть народная и
литературная сказка
“Теремок”, разные
названия сказок,
события происходят в
разное время года: в
“Теремке” – летом, в
“Рукавичке” – зимой, в
“Рукавичке” появляется
новый герой-кабан;
разные слова-
характеристики героев;
разное содержание и
конец сказки.
Выбирают пословицу,
содержание которой
выражает главную
мысль прочитанной
сказки, обосновывают
свой выбор.
“Не учись разрушать, а
учись строить”.
Познавательные УУД
(общеучебные):
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
форме.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск и
выделение
информации
Регулятивные УУД:
(целеполагание)
формирование умения
формулировать и
удерживать учебную
задачу,
применять
установленные
правила,
устанавливать
соответствие
полученного
результата
поставленной цели;
соотносить
правильность выбора,
выполнения и
результата действия с
требованиями
конкретной задачи.
Коммуникативные
УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию.
7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
– Нарисуйте смайлик,
который отражает ваше
отношение к материалу
урока.
– Покажите учителю и
друг другу.
Саморегуляция:
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений
осознание учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
класса.
– С какой сказкой
познакомились на уроке?
– Кто ее написал?
– Чему учит эта сказка?
– Что отличает авторские
сказки от народных?
– Удалось ли решить
поставленные задачи?
– Что нового узнали?
– Что на уроке у вас
хорошо получалось?
Д/З на выбор:
1 раскрасить рисунок
2 загадки про животных
– Со сказкой
“Рукавичка”.
– Эта сказка – народная.
– Доброте,
отзывчивости,
взаимопомощи.
– У этих сказок есть
автор.
– Особенный язык
делает сказки одного
автора близкими друг
другу.
– Спасибо за урок.