Формирование патриотических чувств у воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища
Автор: Приставко Александр Евгеньевич Должность: воспитатель учебного курса Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Формирование патриотических чувств у воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища Раздел: среднее образование
Формирование патриотических чувств у воспитанников
Санкт-Петербургского суворовского военного училища
Приставко А. Е. ,
воспитатель 6 учебного курса
ФГКОУ СПб СВУ МО РФ
Формирование и развитие патриотических чувств является одной из
важнейших
составляющих
процесса
воспитания.
На
современном
этапе
повышается
значимость
патриотического
воспитания
молодежи,
так
как
именно
оно
должно
внести
весомый
вклад,
а
в
некоторых
случаях
и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Одним
из
приоритетных
направлений
в
воспитательной
работе
в
суворовском
военном
училище
является
духовно-нравственное и
патриотическое
воспитание
воспитанников,
при
этом
нравственность
и
патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
В
России
развитие
патриотизма
связано
с
историей
развития
государства
Российского.
Все
годы
существования,
российский
народ
защищал свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой
обязанностью и делом чести. Русское общество считало, что патриотизм –
это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его
лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность
за судьбу своего государства.
Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его
правления
патриотизм
рассматривался
уже
как
одно
из
направлений
государственной политики. Именно он провозгласил лозунг
«Бог, Царь и
Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император
призвал
сражаться
за
государство,
свой
род
и
православную
веру.
«Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел»
и «Морской устав», — все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили
патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.
Позже
патриотизм
вошел
в
систему
образования.
Еще
в
дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию
патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и
реформ второй половины Х1Х века в российской
педагогике
получили
развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной
педагогики
выдвинули
идеи
о
введении
в
школах
учебных
предметов
патриотической направленности. Повсеместно в школах вводились предметы
«Отчизноведение» и «Отечествоведение». Уже в то время считалось, что
патриотизм
можно
рассматривать
как
государственный,
общественный
и
нравственный
принцип,
согласно
которому
человек
строит
свою
жизнь.
Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей
Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это
верность и преданность стране.
Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к
историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот,
кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому
окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
Патриотическое
воспитание
в
условиях
современной
России
объективно
является
и
признано
государством
ключевым
в
обеспечении
устойчивого
политического,
социально-экономического
развития
и
национальной безопасности Российской Федерации.
Социально-экономические преобразования в России в последние годы
вызвали
смещение
ценностных
ориентиров,
изменение
роли
отдельного
человека
в
обществе,
его
гражданской
позиции.
Только
осознанное
осмысление
своей
истории,
уважение
к
старшим
поколениям
людей,
искреннее
сопереживание
достижениям
и
недостаткам
всех
реформ
государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и
определяют его как личность, как гражданина.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности,
обладающей
качествами
гражданина
-
патриота
Родины,
способного
успешно
выполнять
гражданские
обязанности,
обладающего
чувством
национальной
гордости,
гражданского
достоинства,
любви
к
Отечеству,
своему
народу
и
готовностью
к
его
защите
и
выполнению
конституционных обязанностей.
Задачами патриотического воспитания в суворовском военном училище
являются:
формирование
моральных
и
нравственных
качеств
в
сознании
воспитанников;
воспитание преданности Родине и готовности к ее защите;
обеспечение преемственности поколений;
пропаганда
исторического
прошлого
Отечества,
героического
наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига
народа по укреплению обороноспособности государства и его защите;
подготовка суворовцев к службе в Вооруженных силах РФ;
привлечение
к
активному
участию
в
спортивно-массовых
мероприятиях и военно-прикладных видах спорта.
Патриотическое
воспитание
—
многоплановая,
систематическая,
целенаправленная
и
скоординированная
деятельность
всех
педагогов
учебного курса в частности и училища в целом.
На
учебном
курсе
суворовского
военного
училища
работа
по
патриотическому
воспитанию
суворовцев
ведется
по
нескольким
направлениям, одним из которых является привлечение воспитанников к
организованным формам досуга, способствующим повышению интереса к
истории
своей
страны,
к
подвигам
русского
народа,
формированию
у
подрастающего поколения чувства патриотизма, сопричастности к истории
Отечества.
Так,
предлагаемыми
формами
организации
деятельности
детей
по
формированию патриотизма в Санкт-Петербургском суворовском училище
являются следующие:
городская
акция
«Аллея
славы»,
посвященная
Дню
российской
гвардии;
акция
«Бессмертный
Ленинград»,
посвященная
Дню
памяти
жертв
блокады Ленинграда;
спортивная эстафета «Эстафета поколений»;
торжественные мероприятия, посвященные 70-летию Дня Танкиста;
училищный смотр строя и песни;
концерт,
приуроченный
к
церемонии
посвящения
в
юнармейцы
школьников учебных заведений Санкт-Петербурга в Доме офицеров;
мероприятия, посвященные Дню героев-выпускников СПб(Лен)СВУ;
конкурс «Суворовское Знамя»;
мероприятия, посвященные полному освобождению Ленинграда от
немецко-фашистской блокады (литературно-музыкальный вечер «Страницы
блокады»,
посещение
выставки
«Образы
памяти»,
Вахта
памяти
и
возложение цветов к памятнику «Блокадная полынья») и другие.
Ежегодно с 2015 года наши воспитанники принимают участие в Параде
Победы в Великой Отечественной войне на Дворцовой площади, в акции
«Бессмертный
полк».
Суворовцы
каждого
учебного
курса
проводят
исследовательские работы в рамках проекта «Маршруты Победы» (проекты
«Красные
юнкера»,
«Снайперское
движение
Ижорского
батальона»,
экспедиции по местам боевой славы).
Важным
направлением
патриотического
воспитания
является
организация и проведение тематических мероприятий, экскурсии в музеи, на
выставки, встречи с интересными людьми, участниками боевых действий.
Неотъемлемая
часть
патриотического
воспитания
-
физическая
подготовка
суворовцев,
укрепление
здоровья,
пропаганда
позитивного
отношения к службе в Вооруженных силах РФ путем популяризации военно-
прикладных видов спорта. На учебных курсах организована планомерная
работа
по
проведению
тематических
спортивных
соревнований
и
мероприятий.
Значимым
направлением
работы
по
патриотическому
воспитанию
является
военно-профессиональная
ориентация
воспитанников.
В
Санкт-
Петербургском
суворовском
военном
училище
разработана
Программа
военно-профессиональной
ориентации
«Время
выбирать
военную
профессию:
три
шага
к
успеху»,
призванная
подготовить
выпускников
училища
к
осознанному
выбору
военной
профессии.
Выбор
военной
специальности
предопределяет
(для
дальнейшего
обучения)
вуз
или
перечень
вузов,
необходимых
для
получения
соответствующего
военного
образования,
что
в
свою
очередь
ведет
к
выбору
суворовцами
профиля
обучения в довузовском образовательном учреждении и предметов по выбору
для государственной итоговой аттестации.
При
проведении
мероприятий
по
военно-профессиональной
ориентации
на
учебном
курсе
в
зависимости
от
вида
деятельности
и
решаемых задач ставятся и достигаются цели по формированию
военно-
профессиональных
интересов
и
мотивов;
готовности
к
изучению
основ
военной
службы;
готовности
к
обучению
в
военном
образовательном
учреждении
профессионального
образования
по
соответствующей
специальности; готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта.
В
этот
процесс
вовлекаются
все
участники
образовательного
процесса:
преподаватели, воспитатели, педагоги-психологи, учащиеся и их родители. В
рамках
данного
направления
проводятся
посещения
высших
учебных
заведений
Министерства
Обороны
РФ,
организуются
встречи
с
выпускниками и курсантами различных военных учебных заведений Санкт-
Петербурга и страны.
Таким
образом,
в
суворовском
военном
училище
патриотическое
воспитание
является
одним
из
приоритетных
направлений,
так
как
способствует
формированию
у
молодежи
высокого
патриотического
сознания,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга,
важнейших
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.