Напоминание

Формирование патриотических чувств у воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища


Автор: Приставко Александр Евгеньевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотических чувств у воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование патриотических чувств у воспитанников

Санкт-Петербургского суворовского военного училища

Приставко А. Е.
, воспитатель 6 учебного курса ФГКОУ СПб СВУ МО РФ Формирование и развитие патриотических чувств является одной из важнейших составляющих процесса воспитания. На современном этапе повышается значимость патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе в суворовском военном училище является духовно-нравственное и патриотическое воспитание воспитанников, при этом нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект. В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, российский народ защищал свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести. Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства. Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направлений государственной политики. Именно он провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности. Повсеместно в школах вводились предметы «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которому человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. Задачами патриотического воспитания в суворовском военном училище являются:  формирование моральных и нравственных качеств в сознании воспитанников;  воспитание преданности Родине и готовности к ее защите;  обеспечение преемственности поколений;  пропаганда исторического прошлого Отечества, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите;  подготовка суворовцев к службе в Вооруженных силах РФ;  привлечение к активному участию в спортивно-массовых мероприятиях и военно-прикладных видах спорта. Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех педагогов учебного курса в частности и училища в целом. На учебном курсе суворовского военного училища работа по патриотическому воспитанию суворовцев ведется по нескольким направлениям, одним из которых является привлечение воспитанников к организованным формам досуга, способствующим повышению интереса к истории своей страны, к подвигам русского народа, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, сопричастности к истории Отечества.
Так, предлагаемыми формами организации деятельности детей по формированию патриотизма в Санкт-Петербургском суворовском училище являются следующие:  городская акция «Аллея славы», посвященная Дню российской гвардии;  акция «Бессмертный Ленинград», посвященная Дню памяти жертв блокады Ленинграда;  спортивная эстафета «Эстафета поколений»;  торжественные мероприятия, посвященные 70-летию Дня Танкиста;  училищный смотр строя и песни;  концерт, приуроченный к церемонии посвящения в юнармейцы школьников учебных заведений Санкт-Петербурга в Доме офицеров;  мероприятия, посвященные Дню героев-выпускников СПб(Лен)СВУ;  конкурс «Суворовское Знамя»;  мероприятия, посвященные полному освобождению Ленинграда от немецко-фашистской блокады (литературно-музыкальный вечер «Страницы блокады», посещение выставки «Образы памяти», Вахта памяти и возложение цветов к памятнику «Блокадная полынья») и другие. Ежегодно с 2015 года наши воспитанники принимают участие в Параде Победы в Великой Отечественной войне на Дворцовой площади, в акции «Бессмертный полк». Суворовцы каждого учебного курса проводят исследовательские работы в рамках проекта «Маршруты Победы» (проекты «Красные юнкера», «Снайперское движение Ижорского батальона», экспедиции по местам боевой славы). Важным направлением патриотического воспитания является организация и проведение тематических мероприятий, экскурсии в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми, участниками боевых действий. Неотъемлемая часть патриотического воспитания - физическая подготовка суворовцев, укрепление здоровья, пропаганда позитивного отношения к службе в Вооруженных силах РФ путем популяризации военно- прикладных видов спорта. На учебных курсах организована планомерная работа по проведению тематических спортивных соревнований и мероприятий. Значимым направлением работы по патриотическому воспитанию является военно-профессиональная ориентация воспитанников. В Санкт- Петербургском суворовском военном училище разработана Программа военно-профессиональной ориентации «Время выбирать военную профессию: три шага к успеху», призванная подготовить выпускников училища к осознанному выбору военной профессии. Выбор военной специальности предопределяет (для дальнейшего обучения) вуз или перечень вузов, необходимых для получения соответствующего военного образования, что в свою очередь ведет к выбору суворовцами профиля обучения в довузовском образовательном учреждении и предметов по выбору для государственной итоговой аттестации.
При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации на учебном курсе в зависимости от вида деятельности и решаемых задач ставятся и достигаются цели по формированию военно- профессиональных интересов и мотивов; готовности к изучению основ военной службы; готовности к обучению в военном образовательном учреждении профессионального образования по соответствующей специальности; готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта. В этот процесс вовлекаются все участники образовательного процесса: преподаватели, воспитатели, педагоги-психологи, учащиеся и их родители. В рамках данного направления проводятся посещения высших учебных заведений Министерства Обороны РФ, организуются встречи с выпускниками и курсантами различных военных учебных заведений Санкт- Петербурга и страны. Таким образом, в суворовском военном училище патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


В раздел образования