Коллективное инструментальное музицирование на свирели
Автор: Голикова Оксана Валерьевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ СОШ №27 Населённый пункт: город Чита Забайкальского края Наименование материала: Программа модуля уроков музыки в начальной школе Тема: Коллективное инструментальное музицирование на свирели Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
Города Читы Забайкальского края
«Рассмотрено»
Руководитель МО
«______»________20__
___г.
«Согласовано»
Заместитель
директора
по УВР
«_____»________20____
___г.
«Утверждаю»
Директор школы
_ _ _ _ _ _ _ _ /
Б ул г а ко в
А.А./
«_____»___________20_
___г.
ПРОГРАММА МОДУЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Коллективное инструментальное музицирование на свирели»
Программа разработана
учителем музыки
МБОУ СОШ №27
Голиковой О.В.
Чита 2016
Работая по новым ФГОСам, разрабатывая рабочую программу по курсу
«Музыка» в начальной школе с учетом Примерной основной образовательной
программы начального общего образования встал вопрос как реализовать
требования
формирования УУД в рамках одного часа своего предмета?
Стандарт
ориентирован,
прежде
всего,
на
деятельностное
освоение
искусства,
что
позволяет
повысить
мотивацию
обучения,
в
наибольшей
степени
реализовать
музыкально-творческие
способности,
возможности
и
потребности учащихся. Одним из критериев результативности построения
урока в рамках ФГОС должно быть использование разнообразных форм,
методов и приемов обучения, повышающие степень активности учащихся в
учебном процессе. Достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов
освоения
программы
обучающимися
происходит
в
процессе
активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной
гра мот ы , собственного
опыта
музыкально-творческой
деятельности
обучающихся:
хорового
пения
и игры
на
элементарных
музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании,
подготовке
музыкально-
театрализованных
представлений
[
].
Изучая
опыт
коллег
из
разных
регионов
в
том
числе Рисовой
Е.А
(Санкт-Петербург), Артемовой
Н.И
(ХМАО-Югра),
Смирновой
Л.Ю (Вологда),
Баруздиной
С.П
(Вологда)
пришла к выводу, что наиболее приемлемой формой работы в условиях
нашей
школы
будет
коллективное
музицирование
на
свирели
на
уроках
музыки. Но весь урок нельзя посвятить игре на
свирели, так возникла
необходимость разработки программы модуля
1
уроков, посвященных этому.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету
«Музыка»
предполагают
применение
различных
форм
музыкально-
практической
деятельности
учащихся
как
основы
формирования
универсальных
учебных
действий
(УУД),
на
формирование
которых
направлен
весь
образовательный
процесс
в
школе,
в
том
числе
музицирование на музыкальных инструментах.
Методика игры на свирели рассчитана на обучение детей в условиях
класса – оркестра. При этом объединяются индивидуальная и коллективная
формы
обучения. Предлагаемая
методика
-
это
простота,
доступность
и
результативность; это искренняя радость ребенка. Игра на Свирели дает
удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся:
улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются
музыкальная память и вокальное дыхание. На свирели можно исполнить
разные произведения
от
русских
народных
попевок до
серьезных
классических произведений. В дальнейшем, можно очень легко овладеть
нотной грамотой.
1
Модуль-
определенный
круг
знаний
навыков из конкретной сферы, которые учащийся
должен усвоить при помощи преподавателя или самостоятельно.
2
Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует
оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации
пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более
свободному чтению, улучшению почерка.
Развитие дыхательных навыков при музицировании выступает как
дыхательная гимнастика, которая позитивным образом влияет на организм
ребенка, осуществляя,
в
том
числе
и
профилактику
простудных
заболеваний.
Цель программы:
формирование
духовно-нравственной
культуры
учащихся
и
развитие
их
музыкального вкуса посредством игры на свирели, создание условий для
творческого
и
нравственного
развития
детей,
ориентирование
детей
в
предметно-практической деятельности, через освоение ими техники игры на
свирели.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать и развивать умение эмоционально воспринимать музыку в
различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, игре на
музыкальных инструментах;
формировать навыки слушания и анализа музыки,
формировать
навыки
и
умения
индивидуального
и
коллективного
исполнения музыкальных произведений на свирели.
Коррекционные
развивать творческое воображение, зрительно-двигательную
координацию, музыкальный слух и голос, чувство ритма, дыхание;
совершенствовать координацию слуха и голоса, общую моторику и
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение и интерес к музыке, музыкальным
занятиям;
развивать чувство уверенности в себе и самоутверждение,
коммуникативные навыки;
воспитывать исполнительскую культуру игры в ансамбле (оркестре).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы модуля
Личностные результаты:
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
уважение к истории и духовным традициям России
обучающиеся научатся выражать свои мысли и чувства, обусловленные
восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные
3
образы
при
исполнении
инструментальных
произведений,
в
импровизации.
научатся размышлять о музыке, проявлять интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном
творческом
потенциале,
развитии
художественного
вкуса,
осуществлении
собственных
музыкально-исполнительских
замыслов.
проявится способность продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
научатся
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую
деятельность,
в
том
числе
на
основе
домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Метапредметные результаты :
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности:
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
Предметные результаты:
Имеет представления о приемах игры на свирели
Имеет
первоначальные
навыки
игры
в
ансамбле
–
дуэте,
трио
(простейшее
двух-трехголосие).
Владеет
основами
игры
в
детском
оркестре, инструментальном ансамбле.
Владеет основами музыкальной грамоты в объеме:
-
Звук.
Свойства
музыкального
звука:
высота,
длительность,
тембр,
громкость.
-
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация.Подбор по слуху
попевок и простых песен.
-
Метроритм.
Длительности:
восьмые,
четверти,
половинные.
Пауза.
Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.
Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен,
4
в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
-
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
-
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй
октав,
пение
по
нотам
выученных
по
слуху
простейших
попевок
(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание
по нотам оркестровых партий.
В
результате
изучения
модуля «Коллективное
инструментальное
музицирование
на свирели» на уровне начального общего образования
обучающийся получит возможность научиться :
реализовывать
творческий
потенциал,
собственные
творческие
замыслы
в
различных
видах
музыкальной
деятельности
в
игре
на
свирели
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-
творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при исполнении простейших мелодий;
владеть
инструментом
и
участвовать
в
коллективной
творческой
деятельности
при
воплощении
заинтересовавших
его
музыкальных
образов;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-
массовых
мероприятий;
представлять
широкой
публике
результаты
собственной музыкально-творческой деятельности
Формы
занятий -
групповые
и
индивидуальные. Основной
принцип
прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием
закрепления
и
повторения
пройденного.
От
простых
мелодий
до
2-3
голосных
произведений;
от
лёгких
пьес,
до
сложных
концертных
произведений.
Продолжительность и регулярность занятий
Программа рассчитана на 3 ,5 года обучения при занятиях на уроках по 10-15
минут 1 раз в неделю:
Содержание модуля
«Коллективное инструментальное музицирование на свирели»
1 год – 17 занятий
Поэтапное
освоение
практического
музицирования
на
шестидырочной
свирели в донотный период. Знакомство с инструментом: общие сведения,
устройство
свирели,
правила
хранения и санитарии. Постановкой рук и
корпуса во время игры. Положение свирели, постановка правой и левой руки.
Звукоизвлечение
и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на
дыхание. Играем на одном звуке. Аппликатура звука ля. Аппликатура звука
соль. Соблюдаем последовательность разучивания мелодий: прочитать текст;
прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни; проговорить графическое
изображение
ритма;
аккуратно,
сдерживая
дыхание,
проиграть
мелодию,
5
слушая звук: добиться красивого, мелодичного звучания; играя на одном
звуке палец не поднимать, добиться мелодии дыханием.
Импровизация. В основе звукотворчества должно лежать слышание детьми
окружающего их мира. На первых порах это изображение голосов птиц и
животных, передача в звуках имен и отдельных интонаций. Научить детей
слышать окружающий мир и воспроизводить услышанное, на свирели – одна
из интереснейших задач практического музицирования. Создание мелодии на
заданный
текст
уже
предполагает
наличие
определенного
ритма
стиха.
Поэтому ребенку остается только досочинить мелодию. Образцами же для
него служат народные попевки, в которых раскрываются основные законы
музыкальной
композиции:
повторность
и
развитие.
Игра
мелодии
по
ритмической записи с цифрами.
Примерный репертуар первого года обучения
Андрей-Воробей (песенка-прибаутка)
Котик (прибаутка)
Считалка (детская песенка)
Барабанщик муз Ю.Литовко
Буду летчиком муз. Е Тиличеевой
Барашеньки – крутороженьки (русская народная песня )
Дин – дон (песенка прибаутка)
Детская песенка муз. Л. Слука
Гармошка муз. Е .Тиличеевой сл.М.Долинова
Про лошадку ( детская песенка)
Лепешки (украинская прибаутка)
Дождик (русская народная песня)
Уж как шла лиса по травке (русская народная песня)
У кота – воркота (русская народная песня)
Ванечка муз. С.Воронцовского
Сорока (русская народная песня)
Приди, приди, солнышко (украинская прибаутка)
Горелки (русская прибаутка)
Велосипедист муз. А. Метелицына
Белые гуси муз. М.Красева
Пастушок (детская песенка)
Ходит зайка по саду (русская народная песня)
2 год – 34 занятия
Звукоизвлечение
и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на
дыхание. Переходим к звуку до (0). Играем правой рукой. Приступая к
освоению диапазона 4–6, можно
упражнения из первого года обучения
проиграть заново, но уже правой рукой. Аппликатура звука фа-диез (4), ми(5),
ре (6).
Соблюдаем последовательность разучивания мелодий. Прием игры
legato, staccato. Динамические оттенки "f ", "mf", "mp", " p". Понятия мажор -
минор, реприза, лига, фраза. Передувание. Игра на свирели пальцами обеих
рук. Игра мелодии по ритмической записи с цифрами.
Примерный репертуар второго года обучения
На катке (детская песенка)
Баю, баюшки, баю (колыбельная)
Василек (русская народная песня)
Песенка-марш муз. Е.Тиличеевой
Белка муз. А.Березняк
Солнышко (детская песенка)
Цыплятки муз. А.Филиппенко
6
Весна муз. Г.Фрида
Зайчик, ты зайчик (русская народная песня)
Мы на луг ходили ( русская народная песня)
Маленькая Юлька (словенская народная песня)
Дедушка (русская народная песня – прибаутка)
Н а зеленом лугу (латвийская народная полька)
Колыбельная муз. И. Брамса
Экосез муз. Л. Бетховена
Andante муз. Й. Гайдн;
Тихая ночь муз.Ф.Грубера
Jingle bells муз. J.Pierpont
Мелодия из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» муз. Л. Оливейра
Катюша муз. М.Блантера
Вальс расставания из кинофильма «Женщины» муз. Я. Френкеля
Самая хорошая Муз. В. Иванникова
Вальс при свечах из кинофильма «Мост Ватерлоо» (шотландская народная
мелодия)
3 год – 34 занятия
Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Повторение изученного за
первых
два
года.
Знаки
альтерации.
Канон.
Двухголосие.
Работа
над
развитием
техники
пальцев.
Включение
в
репертуар
произведений
в
подвижном
темпе,
с
более
мелкими
длительностями.
Работа
над
артикуляцией, знакомство с исполнительским приемом двойное стаккато.
Шестнадцатые,
синкопа
(восьмая,
четверть,
восьмая).
Ритмическая
группировка: пунктир (восьмая с точкой, шестнадцатая). Передувание. Игра
на свирели пальцами обеих рук. Нотная запись на 5 линейках нотоносца
(постепенный переход через цифру к названиям нот).
Примерный репертуар третьего года обучения
Я гуляю (русская народная песня)
Солнышко (русская народная песня)
Вдоль, да по речке (русская народная песня)
Во поле берёза стояла (русская народная песня)
Как у наших у ворот (русская народная песня)
Светит месяц (русская народная песня)
У зори- то у зореньки (русская народная песня)
Со вьюном я хожу (русская народная песня)
Калинка (русская народная песня)
Каноны
Во поле береза стояла (русская народная песня)
Пастушья песня (французская народная песня).
Неразумное желание. Муз. Р. Паулса.
Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса
Кашалотик. Муз. Р. Паулса.
Здравствуй Родина моя муз. Ю.Чичкова
Amazing Grace (ранняя американская песня)
When Johnny comes marching home
Старинная французская песенка муз. П. Чайковского.
7
Детская песенка муз. П. Чайковского.
Весёлый музыкант муз. А.Филлипенко
Берёзка муз. Е.Тиличевой
Цыплята муз. А.Филипппенко
Дружат дети всей земли муз. Л.Компанейца
Колыбельная. муз. В Моцарта
Спор муз. А. Гретри.
Сурок муз. Л. Бетховена
По дороге домой из школы муз. Э. Градески.
Праздничный рэг муз. Э. Градески.
Мелодия из кинофильма «Мой добрый папа» муз. А. Петрова
Колыбельная муз. И. Брамса
4 год – 34 занятия
Включение в репертуар произведений, требующих длинной фразы.
Дальнейшая работа над многоголосием, по развитию техники пальцев и
артикуляции. Игра в оркестре, ансамбле по нотной записи.
Репертуар четвертого года обучения:
Ой, да ты, калинушка (русская народная песня).
Я на горку шла (русская народная песня).
То не ветер ветку клонит (русская народная песня).
Ноченька (русская народная песня).
Во, кузнице (русская народная песня).
Белая черёмуха (русская народная песня).
Выйду ль я, пойду ль я да (русская народная песня).
Во поле берёза стояла (русская народная песня).
Весёлые гуси (русская народная песня).
Василёк (русская народная песня).
Как под горкой (русская народная песня).
Зацвели васильки (русская народная песня).
Как у наших у ворот (русская народная песня).
Две свирели (русская народная песня).
Савка и гришка (русская народная песня).
Светит месяц (русская народная песня).
Клён ты мой опавший (русская народная песня).
Из-за острова на стрежень (русская народная песня).
Зеленые рукава (старинная английская песня).
Веселый мельник (американская народная песня).
Бубенчики (американская народная песня).
Романс муз. Г. Свиридова.
Легенда муз. П. Чайковского.
Утренняя молитва (из «Детского альбома») муз. П. Чайковского.
Жаворонок муз. М. Глинки.
Ты, соловушка, умолкни муз. М. Глинки.
Колыбельная медведицы муз.Е.Крылатова
8
Старый добрый клавесин. Муз. И. Гайдна.
Триумфальный марш (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди.
Ода к радости (фрагмент симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена.
Анданте. Муз. Ф. Листа.
Dona nobis (канон). Муз. В. Моцарта
Тема радости симфония №9 Л.Бетховена
Форель муз.Ф.Шуберта
Мороженое. Муз. Э. Градески.
Разучивание многоголосных произведений
Тонкая рябина ( 2 голоса)
То не ветер ветку клонит (на 2 голоса)
Ой, да не вечер (на 2 голоса)
Ты, соловушка, умолкни муз.М. Глинка
Гимн России муз А.Александрова
Анданте муз. А.И. Хачатуряна
Старый клен иуз. А. Пахмутовой
Memory Э.Л. Уэббера
Город, которого нет муз. И. Корнелюка
Марш тореадора из оперы «Кармен» Музыка Ж. Бизе
Педагог
может
варьировать
репертуар
учащихся
в
зависимости
от
индивидуальных особенностей детей и уровня развития коллектива.
Литература:
1.
Евтух Е.В. Вместе с октавиком: Начинаем играть на свирели. – СПб.,
2001. – 18 с.
2.
Евтух
Е.В.
Гусь,
танцующий
фокстрот:
Играем
на
свирели
и
блокфлейте. – СПб., 2003. – 16 с.
3.
Евтух
Е.В.
Игра
на
свирели
как
форма
активизации
музыкальной
деятельности
учащихся.
(Из
опыта
работы
учителя
музыки):
методическое пособие. – СПб., 2002. – 50 с.
4.
Конч,
А.И.
Играем
на
свирели,
рисуем
и
поем.
Тетрадь
для
дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2016.-72 с.
5.
Конч А.И, Трифоненкова Е.А, Хлад Ю.И. Я играю на свирели, рисую и
пою. Рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных школ и
музыкальных работников. Москва, 2013.-76 с.
6.
Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Сборник для учителей
общеобразовательных школ и музыкальных работников дошкольных
учреждений. Москва, 2013.-76 с.
7.
Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели. – Курск, 2011. – 47 с.
9
8.
Космовская М.Л. Методические рекомендации для проведения уроков
практического музицирования на свирели: для учителей и родителей. –
Курск, 2014. – 16 с.
9.
Космовская М.Л. Научно-методическое руководство игры на свирели
(по способу обучения Э.Я. Смеловой) / Репринтное издание с брошюры
1993 года.– Курск: Курс. гос. ун-т, 2011. – 16 с.
10.
Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Е.Д
Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 4-е изд. – М. : Просвещение,
2015. – 256 с.
11.
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования
12.
Рисова Е.А. Играй, свирель: репертуар для игры на свирели. Часть 1. –
СПб., 2006. – 16 с.
13.
Рисова Е.А. Играй, свирель: репертуар для игры на свирели. Часть 2. –
СПб., 2010. – 16 с.
14.
Смелова Э.Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. – М.: Б.и.,
1991. – 16 с.
15.
Смелова, Э. Свирель поет. Мелодии детства . – Торонто. 2012. –
16.
Соловьева Н.Н. Музыка народов мира в переложении для свирели:
учебно-методическое пособие. М.:РИТМ., 2016
17.
Соловьева
Н.Н.
Классическая
музыка
в
переложении
для
свирели:
учебно-методическое пособие. М.:РИТМ., 2016
10
Приложение 1
Упражнения на развитие дыхания
Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть
ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из
грудной
клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох
через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно
следить,
чтобы
живот
и
плечи
оставались
неподвижными.
Упражнение
выполняем 6-10 раз.
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит
через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой
рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом
левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через
«дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при
этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
Упражнение «Веселый петушок»
Исходное
положение. Стоя
п р я м о ,
ру к и
о п у щ е н ы
вд ол ь
т е л а .
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На
выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела,
голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох
через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение
этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох»,
голова
повернута
направо
–
«выдох», голова
прямо
–
«вдох»,
голову
опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем
наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Насос»
Исходное
положение. Стоя,
ноги
вместе,
руки
опущены
вдоль
тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону,
11
раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем
упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Упражнение «Потягушечки»
Исходное
положение. Стоя ,
н о ги
вме с т е ,
ру к и
п од н я т ы
в в е р х
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на
выдохе
–
руки
опускаем,
встаем
на
всю
стопу,
произносим:
«У-х-х…»
Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим
по
кругу,
имитируя
паровоз,
делая
соответствующие
движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.
Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая
горн.
Выполнение. Делаем
медленный
выдох,
громко
произносим
«П-ф-ф-ф».
Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное
положение. С и д я
н а
к о л е н я х
и л и
н а
п я т к а х .
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха,
руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.
Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине,закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается.
После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.
12
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
1.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно
сильнее,затем расслабляют их и разжимают. Повторяют несколько раз
упражнение.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз ,два, три ,четыре, пять-
Начинаем разгибать.
2.
Дети вытягивают руки вперед, растопыривают пальцы, напрягают их
как можно сильнее, а затем расслабляют, отпускают руки и слегка
трясут ими.Повторяют несколько раз.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
3.
Фруктовая ладошка
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
4.
На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома -
пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы —
вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг
другу)
В этот домик приглашаем.
13
Приложение 3
Для стимулирования импровизационности мышления детей
Жаворонок:
1 0 1 0 1 0 1 0 101010101010101 – звучит с аккомпанементом G G D G
Соловей:
1 2 1 2 1 2 1 2 121212121212121 – D D A D
Перепел:
2 3 2 3 2 3 2 3 232323232323232 – D G D G D D D G
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика.
14
1.
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре
раза. (Далее — каждое задание исполняется четыре раза.)
2.
Высовывайте
язык
до
отказа,
слегка
прикусывая
последовательно
кончик языка и все более далеко отстоящие его поверхности.
3.
Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами,
как бы жуя его.
4.
Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. То же —
в противоположном направлении.
5.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в
левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6.
Пощелкайте
языком,
изменяя
форму
рта.
Обратите
внимание
на
изменения
щелкающего
звука.
Попытайтесь
произвольно
издавать
более высокие и более низкие звуки — щелчки. (Предложите детям
пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими
щелчками.)
7.
Покусайте
нижнюю
губу,
верхнюю
губу,
втяните
щеки
и
закусите
коренными зубами их внутреннюю поверхность.
8.
Выверните
наружу
нижнюю
губу,
обнажив
десны
и
придав
лицу
обиженное выражение.
9.
Выверните
наружу
верхнюю
губу,
обнажив
десны
и
придав
лицу
подобие улыбки.
10. Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.
Приложение 5
Штрихи.
15
Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские
приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков.
При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также
двойное staccato . Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает
доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только
продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.
Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к
другому
совершаются
при
непрерывном
выдохе
и
неподвижном
языке.
Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на
свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук
отдельно,
перед
ним
берут
дыхание.
Сосредоточение
внимания
на
непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот
дефект.
При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается
соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в
инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками
возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее
staccato.
Особого
внимания
заслуживает
прием двойного staccato,
при
котором
движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка,
выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу.
Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту-ку»). Этот прием
позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой
скоростью, недоступной при использовании простого staccato.
16