Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Райкова Лариса Сергеевна Должность: заместитель директора по учебной работе Учебное заведение: МБУДО "Центральная детская школа искусств" Населённый пункт: г. Благовещенск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья Раздел: дополнительное образование
2
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму
воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени
ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как
важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами,
его
культурного
развития.
В
последнее
время
всё
чаще
в
учреждения
дополнительного образования обращаются родители с детьми - инвалидами,
имеющими
различные
отклонения
в
развитии
(аутизм,
умственная
отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как
правило, такие дети никогда не посещали подобного рода образовательные
учреждения.
Задача
преподавателей,
занимающихся
с
такими
учащимися
состоит
не
столько
в
том,
чтобы
научить
детей
музыке,
сколько
в
реабилитации детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия
в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на
применении
разных
видов
музыкальной
деятельности.
Сущность
музыкотерапии
мы
видим
в
способности
вызывать
у
«особого»
ребёнка
положительные
эмоции,
которые
оказывают
лечебное
воздействие
на
психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные
силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в
жизни в целом.
Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения,
средством
борьбы
с
переутомлением,
задает
определенный
ритм
перед
началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка
может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно,
приводит
к
снижению
заболеваемости.
Многочисленные
исследования
и
эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают
сильным
терапевтическим
эффектом.
Так,
духовная
религиозная
музыка
восстанавливает
душевное
равновесие,
дарит
чувство
покоя.
Является
полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.
3
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в
древние
времена
и
использовали
ее
в
различных
целях.
В
колыбелях
человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи
и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Ещё
философ
Платон
полагал,
что
существуют
музыкальные
произведения
и
инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня
общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее
единство полисной общины». Задача музыкального воспитания по Платону -
гармонизация
индивида
с
общественной
жизнью.
Затем
идеи
Платона
получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение
о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи
искусства.
В
его
теории
была
представлена
концепция
очищения
души
(слушателя,
зрителя)
в
процессе
восприятия
произведений
искусства.
Демокрит
рекомендовал
слушать
флейту
при
смертельных
инфекциях,
знаменитый
Гиппократ
специально
прописывал
больным
курсы
музыкотерапии.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующие
выводы:
проблема
поиска
эффективных
путей
воздействия
музыки
на
воспитание
и
развитие
детей
постоянно
находилась
в
поле
зрения
исследователей,
музыкантов,
психологов
и
педагогов;
большинство
исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную
роль музыки в развитии умственных способностей детей.
Цель
занятий
с
использованием
музыкотерапии
-
создание
положительного эмоционального фона реабилитации, то есть снятие фактора
тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого
изменения социального и личностного статуса; стимуляция двигательных
функций;
развитие
и
коррекция
сенсорных
процессов
(ощущений,
восприятий, представлений); развитие речевой функции.
4
Для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
наиболее
важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа,
ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и
невербальных
коммуникативных
навыков,
воспитание
волевых
качеств,
выдержки
и
способности
сдерживать
аффекты,
развитие
общей
и
артикуляционной
моторики.
Лечебное
воздействие
музыки
на
нервно-
психическую
сферу
детей
происходит
при
ее
пассивном
или
активном
восприятии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ заключается
в том, что она:
- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками
процесса;
- помогает ускорить процесс терапии, так как внутренние переживания
легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-
музыка
усиливает
внимание
к
чувствам,
служит
материалом,
усиливающим осознание;
- формирует чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому
детей с ОВЗ можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии как можно
раньше. В раннем возрасте у детей круг представлений о внешнем мире
очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия,
слабая
нервная
система,
плохая
координация
движений,
неустойчивое
внимание.
Но
у
них
есть
одно
свойство
–
подражательность,
-
которое
проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и
пении.
Таким образом, несомненна актуальность и значимость музыкальной
терапии
для
детей
с
ограниченными
возможностями,
которая
не
только
развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и
является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм
5
ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в
качестве
средства
психологической
коррекции
состояния
ребенка
в
желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной
терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве
основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнение музыкальным
сопровождением
других
коррекционных
приемов
для
усиления
их
воздействия. Поэтому мы верим, что внутренняя сила способна победить
любые недуги. И пусть эти дети не станут профессиональными музыкантами,
зато они получат ряд положительных эмоций, научаться дарить радость себе,
близким и окружающим, поймут, что они нужны людям, обществу. А главное
– поверят в себя!
6
Использованная литература.
1.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для
студ.
сред.
и
высш.
пед.
Учеб.
Заведений/Е.А.
Медведева,
И.Ю.
Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр
«Академия», 2012.
2.
Бочкарёв
Л.Л.
Психология
музыкальной
деятельности.
–
М.:
Издательский дом «Классика-XXI», 2012.
3.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963.
4.
Психология
музыкальной
деятельности:
Теория
и
практика:
Учеб.
пособие
для
студ.
муз.
фак.
высш.
пед.
учеб.
заведений/Д.К.
Кирнарская,
Н.И.
Киященко,
К.В.
Тарасова
и
др.;
Под
ред.
Г.М.
Цыпина. — М.: Изд. центр «Академия», 2011.
5.
Казакова С.В. Проблема воспитания умственно – активной личности в
истории музыкальной педагогики // Искусство и образование, 2005,
№1.
6.
Теплов
Б.М.
Психология
музыкальных
способностей.
−
М.:
Наука,
2012.