Напоминание

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Райкова Лариса Сергеевна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБУДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Автор разработки:

зам. директора по УР

Л.С. Райкова

г. Благовещенск, 2016г.

2 В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В последнее время всё чаще в учреждения дополнительного образования обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, такие дети никогда не посещали подобного рода образовательные учреждения. Задача преподавателей, занимающихся с такими учащимися состоит не столько в том, чтобы научить детей музыке, сколько в реабилитации детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.
3 О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Ещё философ Платон полагал, что существуют музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины». Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью. Затем идеи Платона получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В его теории была представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства. Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях, знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы: проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов, психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации, то есть снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие речевой функции.
4 Для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ заключается в том, что она: - помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; - помогает ускорить процесс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; - музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; - формирует чувство внутреннего контроля и порядка. Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ОВЗ можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии как можно раньше. В раннем возрасте у детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Но у них есть одно свойство – подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Таким образом, несомненна актуальность и значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм
5 ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Поэтому мы верим, что внутренняя сила способна победить любые недуги. И пусть эти дети не станут профессиональными музыкантами, зато они получат ряд положительных эмоций, научаться дарить радость себе, близким и окружающим, поймут, что они нужны людям, обществу. А главное – поверят в себя!
6
Использованная литература.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений/Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. 2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963. 4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Изд. центр «Академия», 2011. 5. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно – активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование, 2005, №1. 6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. − М.: Наука, 2012.


В раздел образования