Напоминание

ИСТОКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА АККОРДЕОНЕ


Автор: Воронова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №1 ИМ. Г.В. СВИРИДОВА
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: ИСТОКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА АККОРДЕОНЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова» города Курска ИСТОКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА АККОРДЕОНЕ Исполнитель: преподаватель Воронова Н.Н. Курск 2017 0

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 2

РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АККОРДЕОНА................................................................ 3

РАСПРОСТРОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ВО ВСЕХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

И АМЕРИКИ................................................................................................................................ 9

АККОРДЕОННОЕ ИСКУСТВО В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.............................................10

РАЗВИТИЕ КАМЕРНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА......................13

КОНКУРСЫ И ПОБЕДИТЕЛИ............................................................................................. 19

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА.......................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................ 27
1

ВВЕДЕНИЕ
Аккордеону подвластна абсолютно любая музыка. Это уникальный инструмент, в нем заложена особая форма существования. Вся жизнь воплощена в звуках. Аккордеон всегда сочетает в себе техническую и эстетическую оригинальность. Звук инструмента необыкновенно мелодичен, н в то же время сильный и четкий. Музыка, которую издает аккордеон, способна передать весь широкий и разнообразный диапазон возможностей и умений любого музыканта. 2

РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АККОРДЕОНА
Аккордеон является одной из наиболее распространенных разновидностей гармоники. Инструменты этого семейства сконструированы на основе единого принципа, известного с самых древнейших времен. Таков, например, китайский шэн (cheng) (рис. 1), упоминаемый в восточных хрониках еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Источником звука у него и других аналогичных духовых инструментов, бытовавших в музыкальной культуре Юго-Восточной Азии, Египта, является вибрирующий, свободно проскакивающий под воздействием воздушной струи металлический язычок. Последующая историческая эволюция художественного мышления многих поколений музыкантов и мастеров протекала по пути усовершенствования указанного принципа, рождая интересные находки и открытия, оригинальные типы звучания, новые орудия звукового творчества. Рис.1. Китайский шэн 3
Так появились гидравлический и пневматический орган, другие разновидности инструментов, способ звукоизвлечения на которых был также связан с вибрацией свободно проскакивающего металлического язычка и был близок способу звукоизвлечения на гармонике. При этом конструкторская мысль мастеров была постоянно направлена на поиск соответствия характера специфического звучания инструментов. Ключевым моментом для становления конструкции аккордеона стало изобретение в 1822 году немецким мастером Ф. Бушманом (1775 – 1832) ручного музыкального инструмента – эолины (Hand-aeoline) (рис. 2), в котором изобретатель воплотил принцип звукоизвлечения, основанный на вибрации свободно проскакивающих металлических язычков, под воздействием сжатия и растяжения компрессионной камеры посредством энергии рук. Именно новые форма и ручной способ создания воздушного потока отличали эолину от предшествующих инструментов и создавали предпосылки для дальнейшего развития гармоники. Рис. 2. Эолина 4
В 1829 году австрийский органный мастер К. Демиан (1772 – 1847) создал двух клавиатурную разновидность гармоники (рис. 3), в которой мелодические возможности правой клавиатуры сочетались с гармоническими возможностями левой клавиатуры. В основе конструкции левой клавиатуры лежали готовые аккорды, которые извлекались путем нажатия одной клавиши. Инструмент с таким устройством, названный К. Демианом аккордеоном, стал прообразом иных, более совершенных модификаций подобного типа. Рис. 3. Двух клавиатурная гармоника Следует отметить, что помимо инструментов с готовой, пока еще весьма ограниченной гомофонно-гармонической структурой левой клавиатуры появляются гармоники с обеими (правой и левой) мелодическими клавиатурами. Это концертина (рис 4), изобретателем которой в 1829 году стал англичанин Ч. Уитстон (1802 – 1875), немецкая концертина К.Ф. Улига (1789 – 1874), появившаяся в 1834 году, бандонеон (рис 5), сконструированный Г. Бандом (1821 – 1860) в 1840 году. 5
Рис. 4. Концертина Рис. 5. Бандонеон 6
В 1898 году был создан кнопочный инструмент – с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента, получившего в нашей стране наименование баяна (рис. 6). Несколько месяцев спустя, Италия становится родиной новой разновидности гармоники. Речь идет о возникновении аккордеона, клавишного инструмента, именуемого за рубежом пиано-аккордеоном (рис. 7) - Мариано Даллапе (1846-1928). Рис. 6. Баян 7
Рис. 7. Пиано-аккордеон 8

РАСПРОСТРОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ВО ВСЕХ СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Такие аккордеоны начинают с удивительной быстротой распространяться по всем европейским странам, а в начале XX века завоевывают популярность в США, несколько позднее – в Японии. Своеобразный «разлив» нравился и продолжает нравиться многочисленным слушателям своим резко вибрирующим тембром. Аккордеоны получили повсеместное распространение на дансингах, в варьете, кабаре, мюзик-холлах, ресторанах, кафешантанах и пикниках. Они становились незаменимыми в самых различных проявлениях досуга людей практически во всех странах Западной Европы и Америки, Японии, Австралии, многих странах Азии и Африки. Уже в первые десятилетия ХХ века появляется множество аккордеонистов, прославившихся исполнением эстрадных миниатюр. Среди них следует выделить Пьетро Дейро, Гарри Пиатанези, Чарльза Камиллери, Энтони Галла-Рини в США, Сальваторе Джезуальдо в Италии и т.д. И лишь во второй половине 1930-х годов аккордеон осваивается и в Советском Союзе. 9

АККОРДЕОННОЕ ИСКУСТВО В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
Весьма важным моментом в эволюции аккордеона было влияние, оказываемое на него более развитыми инструментальными культурами. Органная, фортепианная, скрипичная музыка в ее популярных проявлениях, сам стиль, интонационно-образная, композиционно-драматургическая л о г и ка профессионального композиторского мышления постоянно были объектами сильного притяжения для аккордеонистов. Некоторые из них, как, например, Каунт Бейси, Дж. Ширинг, Н. Кролл, В.Людвиковский впоследствии стали большими мастерами в области джазовой музыки. В свою очередь, аккордеон обладал немалой привлекательностью для классических инструменталистов. Прекрасно владел аккордеоном, например, блестящий скрипач Яша Хейфец. Однако в первое десятилетие ХХ столетия широкого общественного признания в исполнении музыкальной классики, ни отечественные, ни зарубежные аккордеонисты еще не имели. За 1927 год по РСФСР прошло более 2500 конкурсов исполнителей на гармонике и баяне. Аккордеон, представлен не был. В мае 1935 года в Париже была организована Международная ассоциация баянистов и аккордеонистов. Ее первоочередной целью стало поднятие статуса баяна и аккордеона в музыкальном мире . В 1938 году в Париже состоялся I Международный конкурс «Кубок мира». В 1938 году основана Американская ассоциация аккордеонистов. Под ее эгидой в разных странах, начиная с 1938 года, проводятся ежегодные конкурсы «Кубок мира». Проходят также конкурсы в Клингентале (Германия), Кастельфидардо (Италия). В 1940-х годах на престижных концертных площадках мира феноменальной популярностью пользовались выступления аккордеонистов Гуидо и Пьетро Дейро –выходцы из Италии. Аккордеон широко используется в сферах любительского, самодеятельного, профессионального музицирования. Одним из распространенных жанров стала популярная эстрадная музыка. В городе Кастельфидардо, являющемся центром итальянской аккордеонной промышленности, сооружен семиметровый бронзовый памятник аккордеону (рис. 8) (скульптор Ф. Кампанари), на котором увековечены имена выдающихся музыкантов- аккордеонистов Г. Крамера, В. Белтрами, О. Бураттини, А. Пьяццолы, Д. Маркосиньори, В. 10
Лоренцетти, П. Принчипе, Р. Гальяно, А. Ван Дама, Ю. Казакова. На памятнике также значатся имена родоначальника аккордеонной промышленности П. Сопрани и кинорежиссера Ф. Феллини, в фильмах которого часто «снимался» и звучал аккордеон. Наряду с выявлением лучших исполнителей конкурсы, собирающие специалистов из разных стран позволяют обмениваться опытом и новыми достижениями в области теории и методики преподавания игры на инструменте, обсуждать те или иные творческие концепции, касающиеся настоящего и будущего аккордеона. Рис. 8. Памятник аккордеону Первые профессиональные аккордеонисты в Советском Союзе появляются в эстрадно-джазовых оркестрах Леонида Утёсова (рис 9), Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Фердинанда Криша. Аккордеон в качестве неотъемлемого компонента эстрадных танцевальных составов первоочерёдную роль в нашей стране обретает уже в 1930 е годы. Правда, после 1948 года, в русле активно развернувшейся кампании по «борьбе с космополитизмом» как инструмент явно иностранного происхождения он исчезает с концертной эстрады и обучение на нём перестаёт преподаваться в музыкальных 11
училищах и школах, однако после 1953 года постепенно «реабилитируется» и на эстрадной сцене, и в педагогическом процессе. Рис. 9. Оркестр Л. Утесова Вначале аккордеонисты выступают с отдельными сольными номерами в составе эстрадных оркестров, но на рубеже 1940-1950-х годов инструмент всё больше выдвигается в качестве сольного. Уже в это время, всё большую популярность на концертной сцене получают аккордеонисты Михаил Макаров(1931-1983), Эдуард Газаров (р.1936) и ряд иных, выступавших также и с собственными миниатюрами – Юрий Шахнов.(1918-1991)- пианист, в последствии- солист-аккордеонист,композитор. Советские музыканты, главным образом баянисты, начали принимать участие в международных конкурсах аккордеонистов с 1958 года постоянно, становясь их лауреатами. 12

РАЗВИТИЕ КАМЕРНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
В 1960 – 1970-е годы в нашей стране становится отчетливо заметным становление профессионально-академического искусства игры на аккордеоне. С 1960-х годов в любительстве, в начальном звене музыкального образования он даже получает большую, нежели баян, массовость и поэтому наравне с баяном всё чаще включается в профессиональный учебный процесс. Если в отечественных музыкальных школах обучение на аккордеоне становится очень активным уже в 1960-е годы, то на отделениях народных инструментов музыкальных училищ и особенно на соответствующих факультетах вузов аккордеон в качестве полноправного появляется лишь с середины 1970- х годов. Советские аккордеонисты, общаясь не только с баянистами, но и контактируя в рамках общего учебного плана, характерного для всего академического музыкального исполнительства, с коллегами «классических» специальностей – пианистами, скрипачами, виолончелистами и т.п. – при исполнении высокохудожественного академического репертуара всё более понимали ограниченность своего клавишного инструмента. И прежде всего, из-за отсутствия выборной клавиатуры, которая стала получать всё большее распространение на различных моделях баянов, предназначенных для профессионального обучения. Первым в нашей стране ощутил эту ограниченность Юрий Петрович Дранга (р.1947). Заметным для развития академического исполнительства на аккордеоне оказался 1974 год, когда Ю.П. Дранга (рис. 10), тогда еще студент Ростовского государственного музыкально-педагогического института по классу В.А. Семёнова на инструменте, в котором была вмонтирована готово-выборная клавиатура, блестяще исполнил в Большом зале филармонии Ростова-на=Дону обширную программу из двух отделений. Включавшую музыку И.С. Баха, Д. Шостаковича, О.Шмидта, «Цыганские напевы» П.Сарасате, наряду с оригинальными сочинениями Г. Бреме «Паганинианой» и «Дивертисментом». Мастерская интерпретация аккордеонистом этого уже опробованного баянистами репертуара убедила слушателей в полноправности, а не периферийности аккордеона в академической концертной сфере. Подтверждением тому стало и полученное Ю. Дрангой в 1975 году звание лауреата Международного конкурса, первое у советских 13
аккордеонистов. Оно было завоёвано артистом на XXVIII Международном конкурсе «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (ГДР). Рис. 10. Ю. Дранга Вскоре начинается и широкое освоение готово-выборных аккордеонов студентами советских музыкальных вузов и училищ, а также концертными исполнителями. Одним из таких музыкантов, является Юрий Викторович Брусенцов (рис. 11) (г.р.1951). С его именем связано формирование одной из ведущих академических школ аккордеонного исполнительства как на концертной эстраде, так и в системе высшего музыкального образования. Вплоть до сегодняшнего дня он играет много концертов, им воспитано около сотни высококвалифицированных музыкантов, в том числе, лауреатов и дипломантов самых престижных международных конкурсов, созданы содержательные научно- методические работы по вопросам аккордеонного искусства. 14
Рис. 11. Ю.В. Брусенцов Тем ни менее поиски новых конструкций аккордеона продолжается. Интересное новшество предложил петербуржский аккордеонист, педагог и методист Николай Александрович Кравцов (рис. 12) (г.р.1943). Он создал систему правой клавиатуры, которая значительно расширяет возможности аккордеона в передаче сложной и разветвлённой музыкальной ткани. Правда, пока что эта клавиатура в реальную практику исполнительства входит явно недостаточно активно: ведь традиционная клавиатура привлекает многочисленных сторонников именно своей схожестью с фортепианной. Перспективным для академического искусства выглядит также конструирование донецким аккордеонистом и педагогом Эдуардом Александровичем Борисенко современного варианта аккордеона с двумя мануалами (рис. 13). 15
Рис. 12. Н.А. Кравцов 16
Рис. 13. Схема двухмануального аккордеона. 1,2) Полукорпусы с деками. 3) Мех. 4) Гриф. 5) Основная клавиатура. 6) Дублирующий мануал И всё же сдвиги в совершенствовании академического аккордеонного искусства были связаны с заметным повышением художественного уровня самого исполнительства. Можно отметить ряд зарубежных исполнителей: нидерландская аккордеонистка Мини Деккерс, японская аккордеонистка Мие Мики, Владо Чухрано из Словакии, немецкого аккордеониста Стефана Хуссонга. Юрген Ганцлер – композитор, исполнитель. Принимает участие в конкурсах, обладатель Первой премии на национальном состязании баянистов-аккордеонистов ГДР в номинации «сольное академическое исполнение». В 1985 и 1986-призер Международных конкурсов «Дни гармоники» в Клингентале- в качестве участника аккордеонного дуэта .с 1978 преподаёт в берлинской .академии музыки им. Эйслера. С 1983 по 1990 – член конкурсного комитета Центрального общества баянистов и аккордеонистов ГДР.В 1996 году возглавил жюри XXXIII Международного конкурса баянистов-аккордеонистов в Клингентале, его сюиты для баяна и аккордеона « 17
Образы» были обязательными на клингентальских конкурсах 1987 и 1996 годов. Польский аккордеонист, Влодзимеж Леха Пухновский, деятельность которого выходит за рамки Польши. На протяжении ряда лет он был не только председателем Польской ассоциации баянистов и аккордеонистов, но и вице-президентом Международной конфедерации баянистов и аккордеонистов, профессором Международных курсов преподавателей баяна и аккордеона в Троссингене, членом Американского музыкального общества. Польский композитор- аккордеонист, Анджей Кшановский, концертировал по многим городам Польши и за рубежом. В 1984-1988 преподавал класс аккордеона в Германии, читал курс современной аккордеонной музыки в Дармштадт. Лауреат стипендии им. В. Лютославского (1986), стипендиат Шотландского Совета искусств (1988). Его произведения были обязательными на международных конкурсах баянистов и аккордеонистов – в Лодзи, Париже, в небольших государствах Сан-Марино и Андорра. Основная сфера интересов – инструментальная музыка. В настоящее время наблюдается феноменальный по своей интенсивности рост аккордеонного искусства в Китае. В последние десятилетия ярко проявляют себя в творчестве для аккордеона также композиторы Японии. Инструмент еще в 1950-е годы получает большое распространение в стране. В 1955 году была создана Японская ассоциация аккордеонистов. К настоящему времени она охватывает более 600 преподавателей аккордеонных классов из самых различных городов страны. В качестве важнейших целей объединения- активизация музыкального обучения, совершенствование исполнительского мастерства, широкая организация концертов и конкурсных состязаний, издание бюллетеня « Аккордеонист», всемерная пропаганда аккордеонного искусства. Всё это не могло не вызвать появления ряда талантливых исполнителей. Прежде всего среди них следует упомянуть Мие Мики, имя которой в наши дни пользуется широкой популярностью в самых различных странах мира. Юджи Такахаши - композитор, пишет ансамблевые пьесы для аккордеона и виолончели. Сегмент присутствия клавишного аккордеона в сфере отечественного профессионального академического исполнительства весьма невелик. Репертуар музыкантов этого направления состоит в основном из популярных классических произведений, оригинальных сочинений, главным образом, зарубежных авторов. Но на 18
сегодняшний день, Российские композиторы всё делают, чтобы восполнить недостающий материал. Пишется много музыки для учебного и концертного исполнения детей. Это такие композиторы как: Ушенин, Беляев, Бажилин и др. Современная музыка для западных систем кнопочного аккордеона зачастую оказывается сложной для адекватного воспроизведения на инструментах клавишного типа. Стремлением к преодолению подобной ограниченности в значительной мере объясняется широкая распространенность ансамблевого исполнительства на аккордеоне, особенно в области популярной массовой музыки, где наряду с сольным музицированием привычными формами бытования инструмента становятся дуэты, квартеты, квинтеты. 19

КОНКУРСЫ И ПОБЕДИТЕЛИ
О постоянных и прочных успехах отечественной исполнительской аккордеонной школы свидетельствует присуждение самых высоких мест на конкурсах «Кубок мира» (рис. 14). Рис. 14. Таблица победителей конкурса «Кубок мира» К этому следует добавить также информацию о постоянных победах отечественных аккордеонистов и на многих других самых престижных конкурсах. Среди них итальянский «Приз Кастельфидардо», конкурс « Трофей мира», проходящий в различных странах, « Гран При» во Франции. Большой авторитет завоевали организуемые с 1990 года и проходящие через каждые пять лет международные конкурсы баянистов и аккордеонистов в Москве, ставшие наиболее престижным состязанием в изучаемой области. 20
Также нужно отметить рост мастерства исполнителей зарубежных стран. Аккордеонисты Владо Чухран, Раймунд Какони и Иван Коваль из Чехославакии и многие другии. В области массового развития зарубежного исполнительства на аккордеоне лидирующее место занимает Германия. Достаточно сказать, что в Германии около 3500 оркестров и ансамблей. 21

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА
Широко известно в последние десятилетия ХХ века творчество С. Данилина, В. Ковтуна, Ю. Пешкова, Я. Табачника, Л. Шляконите, дуэтов Э. Габниса и Г. Савкова, Г. Гусаровой и О. Капитановой (под рук. А. Мирека), квинтета под руководством Р. Свячкевичюса и др. Творчество всем известных нам аккордеонистов, также заслуживает большого внимания. Валерий Ковтун (рис. 15) является лауреатом конкурса исполнителей на народных инструментах – 1977 г., конкурса народного творчества «Радуга» - 1982 г., лауреатом фестивалей «Сопот-89» и «Песня-90». В 1990 г. Валерий Ковтун получил звание «Заслуженный артист России», а в 1996 г. – «Народный артист России». В 2007 г. был удостоен Государственной премии и награжден орденом «Дружбы народов». В репертуар Валерия Ковтуна входят обработки и аранжировки многих популярных классических и джазовых произведений отечественных и зарубежных авторов. Исполняет музыку из собственного сочинения. Написал музыку к мюзиклу «Доктор Живаго». Всего он сочинил более 50 композиций. 22
Рис. 15. В. Ковтун Пётр Дранга (рис. 16) в 1996 году стал лауреатом VI Московского открытого конкурса аккордеонистов, в октябре того же года стал лауреатом Международного конкурса аккордеонистов в Кастельфидардо, Италия. В 1997 году участвовал в 13 Международном фестивале в Санкт-Петербурге. В 1998 году выступил на Международном фестивале в Пекине (КНР). В том же году стал лауреатом Международного конкурса аккордеонистов в Испании (Астурия). В 1999 году получил звание лауреата на VII Московском открытом конкурсе В январе 2000 года — лауреат 1 Всероссийского конкурса музыкантов «Новые имена». В ноябре 2004 года начал сольные выступления. Рис. 16. П. Дранга Никита Власов (рис. 17) (аккордеон) – лауреат международных конкурсов, преподаватель ННГК им. М.И. Глинки. В десять лет Никита дал концерт в Италии, который был внесён в книгу "Лучших концертов Рима". В 2002-м в Нью-Йорке ему вручили одну из самых престижных премий среди аккордеонистов - "Золотой аккордеон". В 2005 году Никита Власов выступал перед королевой Нидерландов Беатрикс и президентом России Владимиром Путиным на экономическом форуме в Гааге, и его имя было включено в энциклопедию "Одарённые дети России". 23
Рис. 17. Н. Власов Сергей Осокин (рис. 18) являлся стипендиатом международного фонда «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», солистом Московской государственной академической филармонии. Участник 19 международных фестивалей и конкурсов. C 2006 года — преподаватель МГИМ им. А.Г. Шнитке. Член жюри международных конкурсов. 24
Рис. 18. С. Осокин Александр Поелуев (рис. 19) в 1997, 2000 гг. стал двукратным победителем Всероссийского конкурса аккордеонистов и баянистов в г. Белгороде. В 2002 году - победителем на международном конкурсе аккордеонистов и баянистов “Кубок мира”, проходившем в Копенгагене (Дания), выиграв соревнование сразу в двух категориях. В 2005 стал лауреатом международного конкурса в Детройте (США). В 2006 году получил I премию на первом международном конкурсе «Шанхайская весна» в Шанхае (Китай). Александр гастролирует по всему миру. В настоящее время А. Поелуев активно концертирует, принимает участие в работе жюри международных конкурсов аккордеонистов и баянистов, проводит мастер-классы, а также является арт-директором Международного Фестиваля «Аккордеон Плюс» в г. Ростове-на-Дону. 25
Рис. 19. А. Поелуев Лучшие отечественные аккордеонисты наших дней успешно выводят инструмент для воплощения самых серьёзных и масштабных музыкальных образов – Мария Власова, Евгений Кочетов, Александр Поелуев, Сергей Осокин, Павел Мангасарян и др. Исполнительство на аккордеоне показывает, что музыка ярко выраженной песенно- танцевальной жанровой первоосновы, транскрипции народных мелодий, джазовые импровизации, по-прежнему, составляют тот сущностный пласт, который наиболее тесно связан с широкими общеевропейскими традициями массового музицирования, со всем комплексом интонационно-содержательных инструментальных свойств, которые определяли и будут определять его ценность и своеобразие, роль и место аккордеона в отечественной и мировой музыкальной культуре, в системе современной художественной коммуникации. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в заключении хотелось бы представить вашему вниманию видеоролик с проведением конкурса «Кубок мира». Впервые в России в 1916 году в сентябре прошел в городе Ростов-на- Дону. Наши баянисты и аккордеонисты собрали 11 лауреатских мест, из которых 5 первых. Золото главной категории- Александр Комельков, серебро – Никита Власов, бронза – Павел Масюк. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. 2. Аверин В. А. Учебное пособие по курсу «История исполнительства на народных инструментах» - Красноярск, 2002. 3. Баранов С. Премьер джазового аккордеона. Акко-курьер, 1991 №3. 4. Басурманов А. П. Баянное и аккордеонное искусство. Справочник. – М.,2003. 5. Борисенко Э.А. Клавишный аккордеон: сегодня и завтра…? – Донецк, 1998. 6. Мирек А. М. Аккордеон XXI века. Народник, 2004, №2 7. muzofeelakkordeon.php 8. hohnershowdocs2 9. s://ru.wikisource/wiki/ЭСБЕ/Аккордион 10. accordionsindex/squ/ru_squ_98_07_17.shtml 28


В раздел образования