Напоминание

"Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Фёдорова Лариса Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18, МКДОУ № 9 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Фёдорова Лариса Павловна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 учитель – логопед 89659028051 lara-fedorova-72.@mail
Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с

ОВЗ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС предполагает развитие школы как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методиче ских материалов, техниче ских и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. В настоящее время использование информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, и детей с нарушением интеллекта. Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:
- интерактивность; - полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов; - дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки; - объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные. Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса, решаются следующие задачи: 1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с обучающимися с ОВЗ; 2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. 3. Формирование мотивации и поддержание интереса во время логопедического занятия. 4. Приобретение обучающимися практических навыков работы с компьютером. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Отмечаются преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения: 1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее. 2. Движения, звук, анимация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения. 5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.). 6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями. 7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, у чи т ы ва ющи х закономерности и особенности развития детей с СНР предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, позволяет улучшить процесс обучения грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Эффективность компьютеризации обучения в образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в коррекционном процессе.
Так презентационные материалы можно применять для:  развития речевого дыхания (логопедический тренажёр «Дельфа»);  автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи (логотренажёры, презентации по автоматизации звуков, видеоуроки, артикуляционные упражнения);  дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;  развития фонематического восприятия,  развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;  усвоения лексических тем;  развития навыков словообразования и словоизменения;  развития связной речи и познавательных способностей и т. д. С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика. Мероприятия с использованием компьютерных технологий проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН: - использование новых моделей компьютера; - работа с компьютером не более 2х раз в неделю; - проведение гимнастики для глаз: - работа за компьютером не более 20 мин. В заключение хочу отметить, то использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога. Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Список литературы: 1. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5 2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. 3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. 4. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3. 5. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с. 6. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.


В раздел образования