"Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Автор: Фёдорова Лариса Павловна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18, МКДОУ № 9 "Колокольчик" Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ" Раздел: начальное образование
Фёдорова Лариса Павловна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 18
учитель – логопед
89659028051
lara-fedorova-72.@mail
Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с
ОВЗ
Развитие
современного
общества
предъявляет
новые
требования
к
построению
образовательного
процесса.
Введение
в
действие
ФГОС
предполагает
развитие
школы
как
новой
образовательной
системы,
ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Одно
из
требований
к
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования:
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) -
это
комплекс
учебно-методиче ских
материалов,
техниче ских
и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм
и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов
учреждений образования (администрации, педагогов, специалистов), а также
для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
В настоящее время использование информационно – коммуникационных
технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, и детей с
нарушением интеллекта.
Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается
с
опорой
на
зрительный
контроль,
что
позволяет
задействовать
сохранные
анализаторы
и
дает
возможность
создания
эффективный
компенсаторных
механизмов;
-
дифференцированный
подход
к
обучению
-
содержит
различные
по
сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной
настройки;
-
объективность
–
позволяет
зафиксировать
начальные
данные
состояния
корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.
Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса, решаются
следующие задачи:
1.
Повышение
качества
образовательной
и
коррекционно
-
развивающей
работы с обучающимися с ОВЗ;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных
личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и
коррекция вторичных отклонений.
3.
Формирование
мотивации
и
поддержание
интереса
во
время
логопедического занятия.
4. Приобретение обучающимися практических навыков работы с компьютером.
Современные
информационные
технологии
являются
перспективным
средством коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими
нарушения
речи.
Ещё
К.Д.
Ушинский
заметил:
«Детская
природа
требует
наглядности».
Отмечаются преимущества
ИКТ
перед
традиционными
средствами
обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее.
2.
Движения,
звук,
анимация
надолго
привлекает
внимание
детей
и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию
памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления
детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая,
моторная.
4.
Слайд-шоу
и
видеофрагменты
позволяет
показать
те
моменты
из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или
сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение
звуков природы; работу транспорта и т. д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской
деятельности,
включая
и
поиск
в
сети
Интернет
самостоятельно или вместе с родителями.
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности.
Преодоление
системного
речевого
недоразвития,
как
правило,
имеет
длительную
и
сложную
динамику.
Для
повышения
эффективности
логопедических
занятий
используется
двуполушарный
подход
к
обучению,
когда
словесные
методы
сочетаются
со
зрительными.
Каждый
слайд
презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую
задействовать
правое
полушарие,
более
развитое
у
детей
с
речевыми
проблемами.
Поэтому,
применение
в
коррекционно
-
образовательном
процессе
специализированных
компьютерных
технологий,
у чи т ы ва ющи х
закономерности
и
особенности
развития
детей
с
СНР
предотвращает
утомление,
поддерживает
у
детей
с
различной
речевой
патологией
познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы
в
целом,
позволяет
улучшить
процесс
обучения
грамоте,
предупредить
появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Эффективность
компьютеризации
обучения
в
образовательных
учреждениях
зависит
как
от
качества
применяемых
педагогических
программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в
коррекционном процессе.
Так презентационные материалы можно применять для:
развития речевого дыхания (логопедический тренажёр «Дельфа»);
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи
(логотренажёры,
презентации
по
автоматизации
звуков,
видеоуроки,
артикуляционные упражнения);
дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия,
развития
элементарных
и
сложных
форм
фонематического
анализа
и
синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
С
помощью
мультимедийных
презентаций
проводятся
физминутки
и
зрительная гимнастика.
Мероприятия с использованием компьютерных технологий проводятся с
обязательным
соблюдением
следующих
условий
для
сбережения
здоровья
ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 20 мин.
В
заключение
хочу
отметить,
то
использование
информационных
технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно
эффективным,
открывает
новые
возможности
образования
не
только
для
ребёнка, но и для самого педагога.
Таким
образом,
электронные
ресурсы
делают
процесс
коррекции
речи
более
эффективным
и
динамичным,
по
сравнению
с
традиционными
методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной
форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию,
что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали
информационно-коммуникационные
технологии,
заменить
живого
общения
педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы:
1. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь
как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. —
№ 1.с.47-5
2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски,
подходы //Дефектология. 1994. — № 5.
3.
Лизунова
Л.Р.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий в логопедической работе.
4.
Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»,
журнал «Логопед», 2011, № 3.
5.
Машбиц
Е.
И.
Психолого-педагогические
проблемы
компьютеризации
обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
6. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития
операциональных
и
потребностно-мотивационных
компонентов
интеллекта
учащихся.