"Формирование у старших дошкольников представления о самом себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и об охране здоровья"
Автор: Маврина Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5 Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование у старших дошкольников представления о самом себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и об охране здоровья" Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования –
«Детский сад №1»
Тема: «Формирование у старших дошкольников представления
о самом себе и о здоровом образе жизни,
о правилах гигиены и об охране здоровья»
Выполнила:
Маврина Елена Александровна,
воспитатель, СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5
г. о. Сызрань
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие в ребёнке умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач
воспитательной
работы,
которую
должны
решать
дошкольные
образовательные
учреждения, а также родители в семейном воспитании детей. Однако зачастую этот
процесс ведётся бессистемно, отрывочно, от случая к случаю. Вполне очевидно, что успех
деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей будет во многом
зависеть от того, насколько сам ребёнок
участвует в этой деятельности – владеет
приёмами сохранения и укрепления своего здоровья, а также обладает развитым чувством
озабоченности своим здоровьем, понимает важность его сохранения и укрепления. Чтобы
ребёнок овладел даже самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего
здоровья, надо, чтобы он имел определённые знания о строении своего организма, о
функциях и значимости для жизни его частей и органов. Работая с детьми уже много лет,
я заметила, что к пяти годам дети начинают интересоваться строением своего тела,
отличиями между девочками и мальчиками. Дети задают много вопросов: «Что здесь
стучит?» (показывая на грудную клетку), «Зачем мыть руки?», «Зачем чистить зубы?»,
«Что такое микробы?», «Почему люди разные?». Чтобы ответить на вопросы детей по -
научному правильно, я стала искать литературу. Изучила книги следующих авторов:
Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-6 лет», З.А.Клепинина, Е.В.Клепилина
«Как
развивать
в
ребёнке
умение
заботиться
о
своём
здоровье»,
С.А.Козлова,
С.Е.Шукшина «Мир человека» (Я и моё тело). Разработала свою программу «Неболейка»
на
основе
парциальной
программы
«Здоровье»
В.Г.Алямовской.
Цель
программы:
«Воспитание
дошкольника
физически
здорового,
разносторонне
развитого,
инициативного
и
раскрепощённого
с
чувством
собственного
достоинства».
Начиная
работу, я ставила перед собой задачи:
- помочь ребёнку лучше узнать себя, свой организм;
- научиться бережно относиться к себе, своему здоровью, здоровью других людей;
- воспитание привычек личной гигиены.
Материал
сгруппирован
в
таком
порядке,
чтобы
ребёнок
овладел
самыми
элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы он имел
определённые знания о строении своего организма, о функции и значимости для жизни
его
частей
тела
и
органов.
Познавательная
деятельность
детей
организуется
таким
образом,
что
ребёнок
сам
«открывает»
для
себя
разного
рода
знания
и
правила
укрепления и сохранения жизни. Материал разделён на темы:
1.
«Я – человек»;
2.
«Части тела»;
3.
«Органы чувств»;
4.
«Внутренние органы»;
5.
«Здоровый образ жизни».
К каждой теме подобран дидактический материал, художественная литература (стихи,
загадки, рассказы), игровые упражнения, дидактические игры, макеты, плакаты. Эта
программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста. Сроки реализации
программы 1 год, 28 часов. С октября по май. Образовательная деятельность проводится
во
второй
половине
дня,
один
раз
в
неделю,
в
форме
совместной
деятельности,
постановки проблемных ситуаций, игровых проектов, которые могут быть использованы
как целиком, так и частями, в зависимости от форм и видов работы. Подведение итогов
реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме викторины,
с участием двух команд. Ожидаемые результаты – привычка соблюдать правила личной
гигиены,
заботиться
о
своём
организме.
Условия
реализации
Программы
дополнительного образования обеспечивает развитие воспитанников во всех основных
образовательных
областях
на
фоне
их
эмоционального
и
морально
–
нравственного
благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Для успешной реализации программы очень важную роль играет уважение педагога к
человеческому
достоинству
воспитанников,
формирование
и
поддержка
их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. В
программе
используются
формы
и
методы
работы,
соответствующие
психолого
–
возрастным и индивидуальным особенностям детей; образовательный процесс строится
на
основе
взаимодействия
взрослых
с
детьми,
ориентированного
на
интересы
и
возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
одобряется доброжелательное отношение детей друг к другу; поддерживается инициатива
и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности.