Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Автор: Ягодовская Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22" Населённый пункт: Ставропольский край, село Надежда Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности. Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста в театральной деятельности
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду — это организованный педагогический
процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных
способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из
закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти
действительно творческие личности. А самая главная задача — воспитать людей
неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются
в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует
на
воображение
ребенка
словом,
действием,
изобразительным
искусством.
Она
позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает
умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов
в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно
детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста,
несомненно,
велика.
Даже
самые
маленькие
с
удовольствием
включаются
в
творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может
служить
свидетельством
подлинной
эстетической
зрелости.
Дети
немножко
волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать
в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию,
направить ее в творческое русло.
Решая
задачу
последовательного
и
постепенного
развития
творческих
способностей в театрализованной деятельности, педагогу рекомендуется:
1.
Во
2-й
младшей
группе
формировать
у
детей
простейшие
образно-
выразительные умения (в частности — умение имитировать характерные движения
животных).
2.
В
средней
группе
обучать
элементам
художественно-
образных
средств
(интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские
умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче
художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать
героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность
выразить себя, показать свои способности.
Н. А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
—
на
первом
этапе
выдвигается
задача,
при
решении
которой
дети
активно
подражают способам действий;
— задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые
стимулируются
уже
лишь
косвенным
образом;
создание
простейших
примеров
творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
—
на
третьем
этапе
ставится
задача,
требующая
от
детей
самостоятельных
действий без применения образцов.
Чтобы
привить
детям
любовь
и
интерес
к
музыке
и
театрализованной
деятельности,
необходимо
использовать
яркие,
выразительные
произведения,
рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально
для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще
не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так
важно
воспитывать
детей
на
шедеврах
мирового
искусства
(П.
Чайковский,
С.
Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ...), расширять представления детей о музыке
разных времен и народов.
Изучая
проблему
развития
творческих
способностей,
П.
Б.
Ермолаева
предлагает следующие рекомендации:
-— внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности
детей;
—
изменить
внутренний
настрой
по
отношению
к
каждому
ребенку
(видеть
потенциальные творческие способности в каждом);
— формирование достаточно высокой самооценки;
— воспитание педагогом своей креативности.
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том,
что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в
самом процессе творчества. Важно не то, что создает дети, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.