Физкультминутки на уроках - элемент здоровьесберегающих технологий
Автор: Дронова Наталья Юрьевна Должность: преподаватель музыки Учебное заведение: Пермское суворовское военное училище Населённый пункт: пгт. Звездный Пермского края Наименование материала: Презентация Тема: Физкультминутки на уроках - элемент здоровьесберегающих технологий Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЙ»
Преподаватель музыки
Пермского СВУ
Дронова Наталья Юрьевна
С состоянием здоровья связана и успешность
обучения.
Всё это требует внимательного отношения к
организации школьной жизни:
создание оптимальных гигиенических, экологических
и других условий, обеспечение организации
образовательного процесса, предотвращающей
формирование у обучающихся состояний переутомления.
Традиционно считается, что основная задача
школы – дать необходимое образование,
не менее важная задача - сохранить в процессе
обучения здоровье детей.
Урок
–
основная
форма
учебного
труда школьников. За период обучения
в
школе
каждый
ученик
проходит
через 10 000 уроков. Естественно, что
и
п с и х и ч е с ко е ,
и
ф и з и ч е с ко е
состояние
школьника
напрямую
зависит от того, насколько грамотно
эти
уроки
были
сконструированы.
Все общеобразовательные уроки в школе
должны включать физкультурные
“минутки” (1-2 минуты) и физкультурные
паузы (3-4 минуты)
Проводятся эти формы физкультурно-
оздоровительных занятий в классе в
период утомления детей на уроках , за
исключением контрольных работ и
некоторых практических занятий.
Следует открыть окно, ослабить
стесняющую одежду (пояс, пуговицы).
Комплексы физкультурных минуток
подбираются в зависимости от вида
урока, его содержания. Упражнения
должны быть разнообразны, так как
однообразие снижает интерес к ним, а
следовательно, их результативность.
- обеспечивают активный отдых учащихся,
- переключают внимание с одного вида деятельности на
другой,
- помогают ликвидировать застойные явления в органах и
системах, вызываемые продолжительным сидением за
партой ,
- улучшают обменные процессы,
способствуют повышению внимания и активности детей
на последующем этапе урока. Перерыв в работе
необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц
туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.
Физкультурные минутки или
физкультпаузы
Физкультурная минутка представляет
собой небольшой комплекс физических
упражнений.
ФМ способствует снятию локального
утомления.
Упражнения составлены так, чтобы при их
выполнении были охвачены различные
группы мышц.
Снятие утомления
Обеспечение активного отдыха
Повышение умственной работоспособности
учащихся
Значение физкультминуток
Поводятся на начальном этапе утомления (на 12-20 минуте, в
зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и
сложности учебного материала).
Для младших школьников наиболее целесообразно проведение
физкультминуток между 15-20 минутами.
Упражнения
должны
быть
занимательны,
знакомы
и
интересны учащимся, просты в своем выполнении.
Комплексы
упражнений
должны
быть
разными
по
содержанию и форме.
Требования к организации
и проведению физкультминуток
Физкультминутки включают упражнения на разные
группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
Во
время
проведения
физкультминуток
учащиеся
могут
сидеть
за
партой
или
стоять
около
ее,
находиться у классной доски или в проходах между
партами,
стоять
в
кругу,
врассыпную,
в
парах,
тройках, в группах.
Для
каждого
класса
необходимо
выработать
2-3
условных
вербально-поведенче ских
з н а к а ,
позволяющих
быстрее
и
эффективнее
переключать
школьников в другой режим деятельности.
Должен
:
Владеть двигательной культурой и
образно показывать упражнения.
Уметь сочетать движения с
музыкальным ритмом.
Знать основы терминологии физических
упражнений.
Рекомендации для учителя
ФМ общего воздействия
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
ФМ для снятия общего или локального утомления
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
ФМ для снятия утомления с туловища и ног
ФМ для снятия зрительного утомления
Комплексы упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Физкультминутка для снятия
утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с
чередованием напряжения и
расслабления отдельных мышечных
групп плечевого пояса и рук, улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение.
Упражнения для снятия утомления
с плечевого пояса и рук
«
«Рывки руками»
«Сжимание
кисти в
кулак»
Наклоны и повороты головы оказывают
механическое воздействие на стенки шейных
кровеносных сосудов, повышают их эластичность,
раздражают вестибулярный аппарат вызывают
расширение кровеносных сосудов головного мозга.
Дыхательные упражнения, особенно дыхание через
нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это
усиливает мозговое кровообращение, повышает его
интенсивность и облегчает умственную
деятельность.
Физкультминутка для улучшения
мозгового кровообращения
«Наклоны головы»
Вперед – назад
Вправо – влево
Упражнения для улучшения
мозгового кровообращения
Упражнение для снятия напряжения
с мышц туловища
«Наклоны в
сторону»
«Вращение глазами»
по часовой стрелке
против часовой стрелки
Упражнения для глаз
с использованием игровых заданий
творческие физкультминутки
веселые физкультминутки
музыкальные физкультминутки
тематические физкультминутки
стихотворные
Формы проведения
выполнять
6 – 8
раз
)
Гимнастика для глаз
Упражнения для шейного отдела
позвоночника
Упражнения для верхнего грудного отдела
позвоночника
Физкультминутки
для старшеклассников
Разогреть ладони энергичным потиранием.
Указательными пальцами осуществлять
вкручивающие движения по часовой и против
часовой стрелки – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним
краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Аутомануальный комплекс (массаж)
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Потягивание ушных раковин сверху вниз.
• Потягивание ушных раковин снизу вверх.
• Потягивание ушных раковин назад.
• Потягивание ушных раковин вперёд.
• Потягивание ушных раковин в стороны.
• Круговые движения по часовой стрелке.
• Круговые движения против часовой стрелки.
Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с
умеренной силой.
Массаж ушных раковин
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и
против часовой стрелки.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
• Упражнение на аккомодацию.
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий
глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный
выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и
открываем глаза.
Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Скольжение подбородком по грудине вниз.
• «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
• Наклоны головы вправо-влево.
• «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой
оси, проходящей через нос и затылок.
• «Сова»: поворот головы вправо-влево.
• «Тыква»: круговые движения головой в одну и
другую сторону.
Упражнения для шейного отдела
позвоночника
Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок
к груди; плечи назад, голову назад.
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять
положение рук.
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
• Круговые движения плечами вперёд и назад.
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание
позвоночника.
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
Упражнения для верхнего грудного
отдела позвоночника
Физкультурная пауза (ФП) - повышает
двигательную активность, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и мышечной систем, снимает
общее утомление, повышает умственную
работоспособность.
Комплексы упражнений