Напоминание

Формирование общих компетенций через повышение интереса к математике


Автор: Васильева Елена Константиновна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: УСПО "Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих компетенций через повышение интереса к математике
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование общих компетенций через повышение

интереса к математике
Васильева Е.К. УСПО “Якутский торго-экономический колледж потребительской кооперации” Компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Специалист, обладающий общими компетенциями ОК1 и ОК8 (ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации), умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии. Если студент, опираясь на собственный опыт и самостоятельно “добывает” знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности. Основная задача работы преподавателя колледжа – дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, но и создать у студента установку на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни. Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в мотивации, которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор. Задача преподавателя: студентов занимающихся по принуждению, а именно студентов которых «заставляют родители», или занимающихся из-за страха наказания или соблазна награды (оценки), заинтересовать и увлечь за получением положительных эмоций при успешном решении математических задач. И данный момент в работе преподавателя колледжа является самым сложным и трудно решаемой проблемой. Немаловажной причиной является то, что в программах слабо выражена профессиональная направленность, недостаточно нацелены на развитие интуиции, воображения. Имеется перекос в сторону обоснования абстрактных разделов математики в ущерб глубокому изучению основных разделов школьной математики, хотя бы таких, как проценты, пропорции. Учебные пособия переполнены второстепенным материалом, имеющим чисто теоретическое значение. В связи с этим преподавателю необходимо кроме основного материала ввести сведения из истории математики, практико-ориентированные задачи. Существенно повышает интерес к математике применение технологии гуманитаризации математики. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, т.е.материал становится
более понятным, близким студенту, идет усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении математике акцент необходимо ставить на общее развитие студента, а именно на развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного. Второй немаловажный момент в развитии у студентов интереса к математике это доведение преподавания до «полезных результатов», т.е. ответить на вопрос любого студента «зачем мы изучаем математику, где она нам пригодится в жизни». С логической точки зрения не следует преподавать какой-нибудь раздел, если не предполагается ознакомить студентов с его главной сущностью или довести до уровня, начиная с которого этот раздел дает хотя бы скромные результаты. Согласно рассуждению студентов, не следует преподавать математический анализ, если в программе нет понятия интеграла. Основным недостатком математической подготовки будущих специалистов является формализм в знаниях: не все умеют приводить примеры, применять соответствующую теорию к решению предложенных задач, выходить за рамки узкого круга стандартных задач, математических понятий или утверждений. Изучая впервые какой-нибудь раздел математики, студент не может получить о нем окончательное представление, которое на всю жизнь пребудет неизменным. Это представление будет пополняться подробностями и переосмысливаться. Поэтому преподаватель не должен ставить целью сообщить как можно больше деталей. Повторение, которым занят студент при подготовке к экзаменам, существенно отличается от первого изучения, потому что здесь он знает заранее весь курс. Следующая проблема в формировании интереса к математике у студентов считаю правильная и своевременная постановка проблемы. Бывает понимание на разных уровнях. Вначале темы есть ясность от недостатка понимания, когда студент «скользит» по поверхности, не замечая никаких проблем и никаких трудностей. Он вполне удовлетворен работой на уроке, ему все кажется вполне понятно и пропадает всякий интерес к дальнейшему изучению темы. Всякое углубление в вопрос влечет за собой исчезновение первоначальной ясности. Появляются неразрешимые (на первый взгляд) вопросы, возникают противоречия и сомнения – первый признак успеха в формировании интереса к теме. Один из мотивов к повышению интереса к изучению математики это принцип посильных трудностей. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у студентов привычки работать с напряжением и преодолевать трудности. Для эффективного осуществления формирования интереса надо учитывать особенности мышления каждого студента, свойства его памяти, характера. Студент, будучи не в силах овладеть материалом, заменяет его видимостью: зазубривает недостаточно понятный материал, что делает «знания» неприменимыми, непрочными,
бесполезными. Или студент ищет обходные пути - это шпаргалки, списывание и т.д. В итоге обучение не достигает цели и наносит студенту только моральный ущерб. Теряется всякий интерес к предмету или даже отвращение к нему. Студент начинает прогуливать, пропадает всякое желание дальнейшего образования. Задача преподавателя «увидеть и услышать» вовремя проблемы студента и помочь в преодолении трудностей. А именно, предлагая посильные задания, заинтересовав его тем, что он тоже может решить некоторые задачи. Сложность в работе преподавателя в том, что обучение то групповое- коллективное. В каждой группе встречаются студенты различного уровня. Требования, предъявляемые к группе в целом, должны быть посильными (но не слишком легки) для подавляющего большинства. Однако найдутся некоторые студенты, для которых эти общие требования трудны, а также и такие, для которых они очень легки. Задача преподавателя - держать в поле зрения и слабых и сильных - всех посильно загружая. По- моему, в данном случае нельзя требовать от преподавателя одинаковых результатов, для него важнее добиваться наилучших результатов, которые возможны в данной ситуации. Наиболее эффективно и результативно развитие интереса с эффектом самообразования проявляется при составлении математических задач преподавателем и студентами, где отражается систематическое применение материалов по специальности, элементов задач практической деятельности. Целесообразно давать студентам задания на составление задач, связанных с той или другой специальностью, чтобы при их решении нужно было использовать изучаемый на уроках материал. Например, предлагаются для групп специальности “товароведение и экспертиза товаров” задачи на нахождение процентного содержания вещества, расчет наибольшего и наименьшего значения количества материала. Для групп специальности “экономика и бухгалтерский учет” предлагаются задачи на определение величины дохода и возвращаемого займа, расчет прибыли, общей суммы дохода предприятия и т. д. После решения подобных задач студенты более подробно узнают об особенностях и значимости выбранной профессии, о трудностях в работе, об оплате. Так, в идеальном случае, студент по требованию преподавателя составляет и решает задачу под его контролем. Но, самостоятельное, творческое составление математических задач достигается постепенным овладением всего процесса составления в ходе выполнения специальных заданий. Обсуждение ошибок проходит интереснее, так как при этом уже решаются «новые» задачи. И тогда учебная деятельность становится желаемой, привлекательной, приносящей удовольствие от участия в ней. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Без интереса к исследуемой теме студент самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к
исследуемой теме чаще всего совпадают. Источников развития интереса можно назвать материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией, построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, что вызывает интерес у студента. Студент с высоким уровнем познавательного интереса способен самостоятельно осуществить все этапы исследования. Но для успешного исследования необходимо наличие у студента исследовательской позиции, основанная на интересе к исследуемой теме. Поэтому значительное время на индивидуальных занятиях отводится на формирование исследовательской позиции студента. Преподавателю необходимо подготовить на каждом занятии наиболее значимые вопросы, возникающие при выполнении исследовательской работы. В качестве заданий выполняемого студентом исследования могут быть предложены наборы вопросов по теме, списки подтем, подзадач для самостоятельного исследования, основные формулы для расчетов. Преподаватель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах студента, выслушивать, не перебивая, обеспечивать право студента на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами и расчетами. Задача формирования интереса к изучению математики заключается в воспитании личности студента. Организация на разных этапах занятия ситуаций и элементов по привитию интереса к дисциплине формируют такие качества, как честность и требовательность к себе, умение разумно организовывать свой труд. В целом, интерес к математическому образованию занимает одно из ведущих мест в перечне специальных качеств, которыми должен обладать бухгалтер, товаровед, технолог. Будущий специалист должен в стенах колледжа научиться составлению и применению алгоритмов решения математических задач. Тем самым отнюдь не принижается творческая линия в математике и не становится менее значительным как науки и как дисциплины в дело становления характера, мышления, а также общей культуры будущего специалиста. Это позволяет студенту занимать активную жизненную позицию: планировать, регулировать, направлять, контролировать. Интерес к математике у студентов формирует такие общие компетенции как, применение основных понятий математики, умение логически мыслить, умение анализировать и оценивать по определённым критериям изученные явления, процессы, объекты, повышение исполнительской дисциплины и организованности. Таким образом, от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень компе - тентности будущего специалиста. Обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.
Литература: 1. Буряк В.К. «Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности», 2007. 2. Харламов И.В. «Педагогика. Краткий курс», М.: Гардарики, 2001. 3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. R11; М.: Просвещение, 1999.


В раздел образования