Формирование общих компетенций через повышение интереса к математике
Автор: Васильева Елена Константиновна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: УСПО "Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации" Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Формирование общих компетенций через повышение интереса к математике Раздел: среднее профессиональное
интереса к математике
Васильева Е.К.
УСПО “Якутский торго-экономический колледж
потребительской кооперации”
Компетентность
–
интегральная
характеристика
личности,
определяющая
ее
способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных
ситуациях. Специалист, обладающий общими компетенциями ОК1 и ОК8 (ОК.1. Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый
интерес. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации), умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию,
создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии. Если
студент, опираясь на собственный опыт и самостоятельно “добывает” знания в учебном
процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать
в своей будущей профессиональной деятельности.
Основная задача работы преподавателя колледжа – дать будущему специалисту
определенный
комплекс
знаний
и
умений,
но
и
создать
у
студента
установку
на
самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и
умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни.
Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса
к ней. А интерес к ней – это мощная сила в мотивации, которая заставляет учиться,
заниматься
исследовательской
деятельностью,
расширять
свой
кругозор.
Задача
преподавателя: студентов занимающихся по принуждению, а именно студентов которых
«заставляют родители», или занимающихся из-за страха наказания или соблазна награды
(оценки), заинтересовать и увлечь за получением положительных эмоций при успешном
решении
математических
задач.
И
данный
момент
в
работе
преподавателя
колледжа
является самым сложным и трудно решаемой проблемой.
Немаловажной
причиной
является
то,
что
в
программах
слабо
выражена
профессиональная
направленность,
недостаточно
нацелены
на
развитие
интуиции,
воображения. Имеется перекос в сторону обоснования абстрактных разделов математики в
ущерб глубокому изучению основных разделов школьной математики, хотя бы таких, как
проценты,
пропорции.
Учебные
пособия
переполнены
второстепенным
материалом,
имеющим чисто теоретическое значение. В связи с этим преподавателю необходимо кроме
основного материала ввести сведения из истории математики, практико-ориентированные
задачи.
Существенно
повышает
интерес
к
математике
применение
технологии
гуманитаризации математики. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи
естественно-математического
образования
с
гуманитарным,
т.е.материал
становится
более понятным, близким студенту, идет усиление практического и прикладного аспектов
в её преподавании. Это означает, что в обучении математике акцент необходимо ставить
на
общее
развитие студента,
а
именно
на
развитие
логического
мышления,
математической речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.
Второй немаловажный момент в развитии у студентов интереса к математике это
доведение
преподавания
до
«полезных
результатов»,
т.е.
ответить
на
вопрос
любого
студента «зачем мы изучаем математику, где она нам пригодится в жизни». С логической
точки зрения не следует преподавать какой-нибудь
раздел, если не предполагается
ознакомить студентов с его главной сущностью или довести до уровня, начиная с которого
этот раздел дает хотя бы скромные результаты. Согласно рассуждению студентов, не
следует преподавать математический анализ, если в программе нет понятия интеграла.
Основным
недостатком
математической
подготовки
будущих
специалистов
является
формализм
в
знаниях:
не
все
умеют
приводить
примеры,
применять
соответствующую теорию к решению предложенных задач, выходить за рамки узкого
круга стандартных задач, математических понятий или утверждений. Изучая впервые
какой-нибудь
раздел
математики,
студент
не
может
получить
о
нем
окончательное
представление, которое на всю жизнь пребудет неизменным. Это представление будет
пополняться подробностями и переосмысливаться. Поэтому преподаватель не должен
ставить целью сообщить как можно больше деталей. Повторение, которым занят студент
при подготовке к экзаменам, существенно отличается от первого изучения, потому что
здесь он знает заранее весь курс.
Следующая проблема в формировании интереса к математике у студентов считаю
правильная
и
своевременная
постановка
проблемы.
Бывает
понимание
на
разных
уровнях. Вначале темы есть ясность от недостатка понимания, когда студент «скользит»
по
поверхности,
не
замечая
никаких
проблем
и
никаких
трудностей.
Он
вполне
удовлетворен работой на уроке, ему все кажется вполне понятно и пропадает
всякий
интерес к дальнейшему изучению темы. Всякое углубление в вопрос влечет за собой
исчезновение первоначальной ясности. Появляются неразрешимые (на первый взгляд)
вопросы, возникают противоречия и сомнения – первый признак успеха в формировании
интереса к теме.
Один из мотивов к повышению интереса к изучению математики это принцип
посильных трудностей. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость
учения не вырабатывает у студентов привычки работать с напряжением и преодолевать
трудности. Для эффективного осуществления формирования интереса надо учитывать
особенности
мышления
каждого
студента,
свойства
его
памяти,
характера.
Студент,
будучи
не
в
силах
овладеть
материалом,
заменяет
его
видимостью:
зазубривает
недостаточно понятный материал, что делает «знания» неприменимыми, непрочными,
бесполезными. Или студент ищет обходные пути - это шпаргалки, списывание и т.д. В
итоге обучение не достигает цели и наносит студенту только моральный ущерб. Теряется
всякий интерес к предмету или даже отвращение к нему. Студент начинает прогуливать,
пропадает всякое желание дальнейшего образования. Задача преподавателя «увидеть и
услышать» вовремя проблемы студента и помочь в преодолении трудностей. А именно,
предлагая
посильные
задания,
заинтересовав
его
тем,
что
он
тоже
может
решить
некоторые задачи. Сложность в работе преподавателя в том, что обучение то групповое-
коллективное. В каждой группе встречаются студенты различного уровня. Требования,
предъявляемые к группе в целом, должны быть посильными (но не слишком легки) для
подавляющего
большинства.
Однако
найдутся
некоторые
студенты,
для
которых
эти
общие
требования
трудны,
а
также
и
такие,
для
которых
они
очень
легки.
Задача
преподавателя - держать в поле зрения и слабых и сильных - всех посильно загружая. По-
моему, в данном случае нельзя требовать от преподавателя одинаковых результатов, для
него важнее добиваться наилучших результатов, которые возможны в данной ситуации.
Наиболее
эффективно
и
результативно
развитие
интереса
с
эффектом
самообразования проявляется при составлении математических задач преподавателем и
студентами, где отражается систематическое применение материалов по специальности,
элементов задач практической деятельности. Целесообразно давать студентам задания на
составление задач, связанных с той или другой специальностью, чтобы при их решении
нужно было использовать изучаемый на уроках материал. Например, предлагаются для
групп
специальности
“товароведение
и
экспертиза
товаров”
задачи
на
нахождение
процентного
содержания
вещества,
расчет
наибольшего
и
наименьшего
значения
количества материала. Для групп
специальности “экономика и бухгалтерский учет”
предлагаются задачи на определение величины дохода и возвращаемого займа, расчет
прибыли, общей суммы дохода предприятия и т. д. После решения подобных задач
студенты более подробно узнают об особенностях и значимости выбранной профессии, о
трудностях
в
работе,
об
оплате.
Так,
в
идеальном
случае,
студент
по
требованию
преподавателя
составляет
и
решает
задачу
под
его
контролем.
Но,
самостоятельное,
творческое составление математических задач достигается постепенным овладением всего
процесса составления в ходе выполнения специальных заданий. Обсуждение ошибок
проходит интереснее, так как при этом уже решаются «новые» задачи. И тогда учебная
деятельность
становится
желаемой,
привлекательной,
приносящей
удовольствие
от
участия в ней.
Воспитание
творчески
думающих
специалистов
возможно
через
привлечение
студентов к научно-исследовательской работе. Без интереса к исследуемой теме студент
самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к
исследуемой теме чаще всего совпадают. Источников развития интереса можно назвать
материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с
практикой, с будущей профессией, построенный на проблемности, на противоречиях и
противоположностях,
что
вызывает
интерес
у
студента.
Студент
с
высоким
уровнем
познавательного интереса способен самостоятельно осуществить все этапы исследования.
Но
для
успешного
исследования
необходимо
наличие
у
студента
исследовательской
позиции, основанная на интересе к исследуемой теме. Поэтому значительное время на
индивидуальных
занятиях
отводится
на
формирование
исследовательской
позиции
студента. Преподавателю необходимо подготовить на каждом занятии наиболее значимые
вопросы, возникающие при выполнении исследовательской работы. В качестве заданий
выполняемого студентом исследования могут быть предложены наборы вопросов по теме,
списки подтем, подзадач для самостоятельного исследования, основные формулы для
расчетов. Преподаватель
должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах
студента, выслушивать, не перебивая, обеспечивать право студента на самостоятельное
суждение,
не
спешить
с
выводами
и
назиданиями,
с
«правильными»
ответами
и
расчетами.
Задача
формирования
интереса
к
изучению
математики
заключается
в
воспитании
личности
студента.
Организация
на
разных
этапах
занятия
ситуаций
и
элементов по привитию интереса к дисциплине формируют такие качества, как честность
и требовательность к себе, умение разумно организовывать свой труд. В целом, интерес к
математическому образованию занимает одно из ведущих мест в перечне специальных
качеств, которыми должен обладать бухгалтер, товаровед, технолог. Будущий специалист
должен в стенах колледжа научиться составлению и применению алгоритмов решения
математических задач. Тем самым отнюдь не принижается творческая линия в математике
и не становится менее значительным как науки и как дисциплины в дело становления
характера, мышления, а также общей культуры будущего специалиста. Это позволяет
студенту
занимать
активную
жизненную
позицию:
планировать,
регулировать,
направлять, контролировать.
Интерес к математике у студентов формирует такие общие компетенции как,
применение
основных
понятий
математики,
умение
логически
мыслить,
умение
анализировать и оценивать по определённым критериям изученные явления, процессы,
объекты, повышение исполнительской дисциплины и организованности.
Таким образом,
от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень компе -
тентности будущего специалиста. Обучение математике должно быть ориентировано не
столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова,
сколько на образование с помощью математики.
Литература:
1.
Буряк В.К. «Активность и самостоятельность учащихся в познавательной
деятельности», 2007.
2.
Харламов И.В. «Педагогика. Краткий курс», М.: Гардарики, 2001.
3.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. R11; М.:
Просвещение, 1999.