Автор: Коробейникова Ольга Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Зайцевская СОШ Населённый пункт: с. Зайцевка, Воронежская область, Кантемировский район Наименование материала: элективный курс Тема: "Серебряный век русской поэзии" Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа Кантемировского
муниципального района Воронежской области
Рабочая авторская программа элективного курса
по литературе для 11 класса
«Серебряный век русской поэзии»
составитель
Коробейникова
Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели курса.
3.Тематическое планирование.
4.Основное содержание.
5.Требования к умениям и навыкам.
6.Литература.
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Серебряный век русской
поэзии» предназначена для учащихся 11 класса.
Разработка программы данного курса призвана углубить знания
выпускников по теме «Русская поэзия конца 19 – начала 20 в.» , так как
школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество
представителей различных литературных течений рубежа веков.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о
творчестве поэтов Серебряного века: декадентов, «старших символистов»,
«младосимволистов», акмеистов, футуристов.
Программа поддерживает базовый школьный курс истории русской
литературы и предоставляет возможность интеграции в национальную
культуру. Связь литературы с другими видами искусства (музыкой,
живописью), предполагаемая этой программой, позволит учащимся лучше
понять, в чём состоит своеобразие культуры Русского модернизма,
поражающей обилием талантов. Данная программа насыщена
историческими, биографическими сведениями. Это повышает интерес
учащихся к личности поэта и к его творчеству.
Программа «Серебряный век русской поэзии» применима при организации
занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников к
экзамену-допуску по литературе, к ЕГЭ и вступительному экзамену в вуз.
Она предназначена для формирования знаний учащихся творчества поэтов
Серебряного века, для развития навыков анализа поэтического произведения.
Умения, выработанные в процессе изучения данного курса будут полезными
как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других
письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется проводить в первом полугодии.
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены
лекция и практикум ( анализ стихотворения), на которых учащиеся осваивают
творчество поэтов Серебряного века: читают и анализируют стихи,
обобщают информацию о литературном процессе рубежа веков.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа
рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
познакомить учащихся с сложным культурным явлением рубежа ХIХ-
ХХ веков, которая сегодня представлена крайне скупо;
сформировать представление о многообразии литературных явлений,
направлений, стилевых течений в литературе Серебряного века;
развить у старшеклассников навыки филологического прочтения
отдельных произведений и в целом творчества поэтов рубежа веков;
повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный
вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении для элективного курса «Серебряный век
русской литературы» приоритетами являются:
сравнение, сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом
и развёрнутом виде;
проведение информационно-смыслового анализа текста;
владение диалогической и монологической речью, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем в
соответствии с коммуникативной задачей.
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и
письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение
сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Серебряный век русской поэзии»
№
п/п
Название раздела. Тема занятия.
Форма
организации
занятия
Количество
часов
1-
2
3
ВВЕДЕНИЕ.
Русская культура Серебряного века.
Конец 19 – начало 20 века – эпоха противоречий и
поисков в науке и искусстве: литературе, музыке,
живописи.
Место поэзии в культуре Серебряного века. Имена
поэтов.
Лекция с
элементами
беседы.
Лекция +
сообщения
учащихся.
3часа
1 час
1 час
1
4-
5
6
7
8
9
СИМВОЛИЗМ
Символисты: отношение к миру.
Декаденты, «старшие символисты»,
«младосимволисты».
Творчество В. Брюсова.
Психологический портрет лирического героя
ранних поэтических сборников В. Брюсова.
.
Мотив трагического одиночества в творчестве
поэта.
Лекция с
элементами
беседы и анализа
стихотв.
Лекция + анализ
стихотворений.
Практикум –
анализ стихотв.
Практикум –
анализ стихотв.
Практикум –
анализ стихотв.
6 часов
2 часа
1 час
1час
1 час
1 час
10-
12
13
14
15
АКМЕИЗМ
Возникновение «Цеха поэтов» в
Петербурге.Черты итальянского Возрождения в
творчестве акмеистов.
Творчество Н. Гумилёва.
Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва.
Первые и последние сборники стихов.
Сравнительный анализ стихотворений 19-
20веков.
Лекция + анализ
стихов.
Практикум –
анализ стихов.
Практикум –
анализ стихов.
Практикум –
анализ стихов
Сравнительный
анализ стихов.
Сравнительный
анализ стихов.
6 часов
3 часа
1 час
1 час
1 час
16
ФУТУРИЗМ
Полемичность поэзии футуристов.
Анализ стихотворений Маяковского,
В. Хлебникова.
Лекция
Практикум.
1 час
1час.
17
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Трагическая судьба литературы Серебряного
века.
Беседа.
1 час
1час
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов).
Введение «Серебряный век: » (3 часа).
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков.
Условность временных рамок Серебряного века. Основные тенденции в
развитии философии, живописи, музыки, театра, литературы. Подъём
лирического искусства. Декадентство как явление в культуре Серебряного
века (декаденты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус и др).
.
Раздел 1. «Символизм» (6 часов).
Символизм как направление в искусстве. Влияние на символистов
В.С. Соловьёва. Вера в Софию, воплощение Мудрости, Добра и красоты.
Основные черты символизма. В.Я. Брюсов – лидер символистов.
Стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»,
«Предчувствие», «Первый снег», «Юному поэту», «Путь к высотам» и др.
Поэтика намёка и иносказания в лирике В. Брюсова. Лирический герой
стихотворений В. Брюсова. Стремление создать картину идеального мира,
существующего по законам вечной красоты. Понимание слова как элемента
тайнописи.
Раздел 2 «Акмеизм» (6 часов).
Основные положения манифестов Н. Гумилёва, О. Мандельштама,
С. Городецкого. «Цех поэтов». Гиперборей: ежемесячник стихов и критики.
Основные признаки акмеизма. Итальянское Возрождение в русской
литературе Серебряного века. Стихотворение Н. Гумилёва «Фра Анжелико» и
стихотворение С. Городецкого «Фра Беато Анжелико». Образ лирического
героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны».
Конкретность и вещественность образов О. Мандельштама. Стихотворения
О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой…».
«Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции
Тютчева в лирике Мандельштама.
Раздел 3 «Футуризм» (1 час).
Основные принципы футуризма. Декларация «Пощёчина общественному
вкусу».
Словотворчество И. Северянина, В. Хлебникова. Стихотворения поэтов-
футуристов (по выбору).
.
Результат:
В результате изучения курса «Серебряный век русской поэзии» учащиеся
должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства Серебряного века;
основные факты жизни и творчества поэтов Серебряного века;
основные черты литературных направлений Серебряного века;
основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;
уметь:
анализировать и интерпретировать произведения поэтов рубежа веков,
используя сведения по истории и теории литературы;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века;
аргументированно формулировать своё отношение к поэзии
Серебряного века;
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;
определения своего круга чтения по русской литературе.
Формы контроля: презентация, реферат, сценарий литературного вечера.
Литература.
1.Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1996.
2.Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления// Первое
сентября. Литература, 1997, № 21/ июнь.
3. Брюсов В.Я. «О искусстве».
4.Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1998.
5.Михеева С.А. Серебряный век русской поэзии (К постановке вопроса в
школе) // « И век серебряный, как месяц молодой» Калининград, 1990.
6. Мандельштам О. «Silentium».
7.Островский Г. Рассказы о русской живописи. М., 1983.
8.Русские художники от «А» до «Я». М., 1996.
9.Тютчев Ф.И. «Silentium».
10. Ходасевич В. Стихотворения. М., 1989.
11.Эстетика: Словарь/ под ред. Беляева А.А. М., 1989.
12.Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов// Айхенвальд Ю. Силуэты русских
писателей. М., 1994.
13.Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК
«Культура», 1996.
14.Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.:
Наука, 1984.
1. Репродукции полотен В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина,
М. Врубеля; музыкальные композиции С. Рахманинова, А. Скрябина.
2.
Репродукции полотен Леонардо да Винчи «Джаконда», Микеланджело
«Корзина с фруктами»; репродукции картин фра Беато Анжелико.
3.Репродукции полотен К. Малевича «Крестьянка», В. Кандинский
«Композиция», «Арабы», «Доминирующая кривая», М. Шагала «Прогулка».
Интернет
-
ресурсы
.