Рабочая программа внеурочной деятельности в 8 классе по культурологии "Путешествие по Великобритании" с учётом требований ФГОС
Автор: Хохлова Елена Александровна Должность: учитель английского языка, первой квалификационной категории Учебное заведение: МБУ "Гимназия №38" Населённый пункт: г.о.Тольятти Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности в 8 классе по культурологии "Путешествие по Великобритании" с учётом требований ФГОС Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №38»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Название программы « Культурология: путешествие по Великобритании»
Наименование учебного предмета английский язык
Класс 8 Б
Уровень образования основное общее образование
Учитель Хохлова Елена Александровна
Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год
Планирование составлено на основе основной образовательной программы МБУ «Гимназия №38» на 2016 -2017 учебный год
Количество часов по программе 1 час в неделю, 34 часа в год
Рабочую программу составил (а) Хохлова Елена Александровна
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
МБУ «Гимназия №38»
Заместитель директора по УВР
Директор МБУ «Гимназия №38»
Протокол №
_____________ Тихонова Л.М.
___________Мищенко Ю.С.
от «___ » __________2016 г.
«___» ________________2016 г.
«___» ______________2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
«Путешествие по Англии »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа «Путешествие по Англии» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы
организации
внеурочной
деятельности
учащихся
8-ых
классов,
которые
уже
владеют
умениями
и
навыками
устной
и
письменной
англоязычной речи, чтения и перевода в объеме, определенном программой средней школы.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между
требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный
материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной
области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни
страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству, обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них
умения
ориентироваться
в
межкультурном
общении.
Программа
внеурочной
деятельности
«Путешествие
по
Англии»
обобщает
и
систематизирует
знания
о
стране
изучаемого
языка,
полученные
в
процессе
обучения
другим
предметам.
Построенный
с
учетом
межпредметных
связей,
он
способствует
повышению
познавательной
активности
школьников,
расширению
их
коммуникативных
возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем
самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса, и является своеобразным путеводителем по Англии, содержит
интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией ее традициями и обычаями и способствует расширению
лингвострановедческой компетенции.
Цель программы внеурочной деятельности «Путешествие по Англии»:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование УУД;
– углубление и систематизация знаний по страноведению, формирование социокультурной компетенции, что позволяет обеспечить
эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Основные задачи обучения:
1.Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками ;
- формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
2 . Развивающий аспект
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве ;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
- способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим);
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Программа рассчитана на 34 урока по 1 часу в неделю для учащихся 8 классов
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков, приёмов обучения, ТСО, наглядности,
информационных технологий большого количества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет
способствовать повышению уровня социокультурной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- познавательные - умение делать анализ и отбор информации(чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными
источниками;
- регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
- коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
- формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов
страноведческого характера;
- умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных
приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя
основную, выборочную или полную информацию;
- умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
- формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
- формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной
культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой
информации.
Сроки реализации
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год в количестве 34 часов (1 час в неделю) и включает в себя все основные факты
из истории и особенности жизни Великобритании.
Формы и режим занятий
Формы занятий :
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания
будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать
материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое
другое.
На
каждом
занятии
школьники
добавляют
к
уже
усвоенным
знаниям
дополнительный
интересный
материал,
имея
дело
преимущественно
с
иноязычной
речью,
как
устной,
так
и
письменной.
Таким
образом,
данная
программа
основывается
на
«коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В
процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое
тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих
мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
итоговый
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к
себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Учебно-тематический план:
8 класс «Культурология: путешествие по Великобритании»
№ п\п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Правительство Великобритании
7 часов
2.
Образование в Великобритании
8 часов
3.
Спорт в Великобритании
9 часов
4.
Культура, традиции и обычаи Великобритании
10 часов
ИТОГО
34 часа
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются
следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять,
знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения
об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные
различия, лингвострановедение.
А так жесодержаниестрановедческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с
концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика,
английский
язык-литература,
английский
язык–
МХК
)
и
поможет
учащимся
приобрести
целостную
картину
окружающего
мира,
ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные
знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность , каждое занятие строится на использовании
разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать
интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять
участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося
и
учителя).
Ведущее
место
в
обучении
отводится методам поискового
и
исследовательского
характера,
которые
стимулируют
познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
олимпиады;
итоговое занятие.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесный;
наглядный;
практический;
метод контроля;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
творческий метод.
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий:
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов.
Календарно-тематическое планирование:
8 класс «Культурология: путешествие по Великобритании»
№
п\п
№
п\п
Тема
Виды
деятельности
Кол-во часов
Дата
Аудиторные
Внеаудиторные
По
плану
По
факту
Тема №1. Правительство Великобритании.
3 часа
4 часа
1.
1.
Давайте посетим парламент!
просмотр
презентации
1
2.
2.
Палата лордов.
чтение
страноведчес-
ких текстов.
1
3.
3.
Палата общин.
работа с
интернет
ресурсами.
1
4.
4.
Корона: королева Елизавета 2.
ученики
готовят
сообщения
1
5.
5.
В гостях у королевской семьи.
просмотр
презентации
1
6.
6.
В гостях у королевской семьи.
аудирование
текста .
1
7.
7.
Суды Великобритании.
учимся
составлять
монологически
е
высказывания.
1
Тема № 2. Образование в Великобритании.
4 часа
4 часа
8.
1.
Школы и обучение.
Чтение
страноведческо
го
Текста.
1
9.
2.
Оксфорд.
Аудирование
текста.
1
10.
3.
Оксфорд.
просмотр
презентации
1
11.
4.
Кэмбридж.
Написать
письмо другу о
Кэмбридже.
1
12.
5.
Кэмбридж.
Создать
презентацию
по теме.
1
13.
6.
Хастингс.
чтение
страноведчес-
ких текстов.
1
14.
7.
Экзамены и сертификаты.
аудирование
текста .
1
15.
8.
Школьная форма и форма в университетах.
работа с
интернет
ресурсами.
1
Тема №3. Спорт в Великобритании.
3 часа
6 часов
16.
1.
Футбол. Давайте поиграем!
Работа в
группах.
1
17.
2.
Крикет.
самопрезентац
ии.
1
18.
3.
Рэгби.
работа с
интернет
ресурсами.
1
19.
4.
Катание на лошадях.
Составляем
диалоги.
1
20.
5.
Парусный вид спорта.
чтение
страноведчес-
ких текстов.
1
21.
6.
Теннис.
использование
интернет
ресурсов.
просмотр
фильма о
Уимбильдоне.
1
22.
7.
Керлинг.
просмотр
презентаций.
1
23.
8.
Поло.
работа в
группах.
1
24.
9.
Экстремальные виды спорта.
чтение текстов
1
Тема № 4. Культура, традиции и обычаи
Великобритании.
5 часов
5 часов
25.
1.
Хэллоуин.
просмотр
презентаций.
1
26.
2.
Рождество.
создание
творческих
работ
1
27.
3.
День Святого Валентина.
изготовление
открыток с
поздравлениям
и.
1
28.
4.
Фестиваль кельтской музыки и культуры.
Прослушивани
е музыкальных
произведений.
1
29.
5.
День святого Патрика.
презентации
1
30.
6.
Уимблдонский теннисный турнир.
использование
интернет
ресурсов.
1
31.
7.
День Гая Фокса.
чтение
страноведчес-
ких текстов.
1
32.
8.
Музеи и библиотеки.
просмотр
фильма о
музеях
Лондона.
1
33.
9.
Театры.
просмотр
отрывка из
пьесы
1
34.
10.
Спектакль – концерт по традициям
Великобритании
защита
творческих
работ
1
ИТОГО
15 часов
19 часов
ИТОГО
34 часа
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Томахин Г.Д.По англоязычным странам. - М : Просвещение,1999.
Шереметьева А. В. Английский язык .Страноведческий справочник.- Саратов: Лицей , 2008.
Журнал « Speak out » -М: Глосса-Пресс,2007,2008,2009
.
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
Ощепкова В.В. , Шустелина И.И. О Британии кратко.- М: Иностранный язык, Оникс, 2000.
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая школа, 2000.
Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2005.
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы.
Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)