Напоминание

"Развитие творческих способностей у дошкольников"


Автор: Жигалова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\с"Антошка"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей у дошкольников Интерес к детской одарённости в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями. Перед современным педагогом поставлена цель: формировать свободную личность, способную самостоятельно решать возникающие проблемы, готовую к самореализации и творчеству. Педагогами и психологами установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить [4]. В эмоционально-личностном становлении ребенка значимое место занимает продуктивная деятельность, охватывающая целый ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация. Сейчас творческому развитию детей уделяется много внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В нашем учреждении созданы хорошие условия для развития у детей творческих навыков и способностей. Это изостудия и творческие кружки (например "Талантливые ручки", "Волшебная бумага" и т.д.) в группах, где дети учатся рисовать, знакомятся с искусством, конструируют; оформлены различные выставки и многое другое. Занимаясь продуктивной деятельностью, ребенок видит плоды своего труда в виде конкретной вещи (рисунок, открытка, поделка и пр.), которую можно демонстрировать другим, гордиться ею, которым можно украсить группу, свою комнату или применить его в игре, а так же подарить. И самое главное, необходимо помнить: то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие «прекрасного» формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств. Совместно с педагогом- психологом разработан и реализуется проект «Создаем красоту», цель которого создание благоприятных условий для раскрытия и развития творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами продуктивной деятельности. В проекте выделены следующие развивающие компоненты [2]: - мотивация, которая рассматривается как ведущая основа любой творческой деятельности дошкольников (увлечение, желание, интересы, склонности и потребности в деятельности);
- креативность предрасположенность к творчеству у воспитанников расценивается, как высшее проявление их активности в любой сфере познавательной деятельности. Среди современных путей художественно-эстетического развития детей одним из важнейших является дизайн. Освоение технологии дизайна происходит в рамках данного проекта. Работа проводится в двух направлениях: оформительская деятельность (детский дизайн); организация мини-музея детского творчества. Одним из основных компонентов содержания дизайн–деятельности дошкольников является система адаптированных знаний в области дизайна как вида деятельности. Объектами дизайн-деятельности являются игрушки, сувениры, одежда, украшения, предметы быта, интерьера и др. [3]. Очень важно обозначить пространство деятельности. Поэтому кружок"детский дизайн превращается в мастерскую, где целенаправленно создаются красивые, нужные и интересные для детей вещи. Добровольное включение детей в деятельность предполагает ряд условий: - организация рабочего пространства; - возможность выбора цели; -«открытый» временной конец совместной деятельно сти, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе. Чем старше дети, тем более насыщенной становится их деятельность в кружках, направленных на развитие творчества группы; тем разнообразнее материалы и инструменты, которыми они пользуются. Творческий потенциал подрастающего ребенка поистине безграничен. Он проявляется в играх, рисунках, суждениях о явлениях природы, разного рода сочинительстве, неуемной тяге к исследовательской деятельности [1]. В воспитании ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие члены семьи, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка и его любознательность. В этом они видят лишь особенности возраста.
Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие. Большинство родителей интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка и пытаются помочь в его раскрытии. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых и интересами ребенка. И поэтому одним из направлений работы в рамках проекта является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одаренности детей [4]. Стратегия работы педагогов с родителями во спитанников предполагает: мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах; объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей с использованием активных форм работы (видеозаписи и компьютерные презентации из жизни группы и детского сада, тематические выпуски газет для родителей, участие в конкурсах разного уровня, информирование родителей о достигнутых результатах, пропаганда лучшего семейного опыта и др.). Самый расцвет творческих талантов приходится на дошкольное детство. Ни в каком другом возрасте человек не познаёт мир с такой жадностью, открытостью и постоянством [3]. Действующий в нашем учреждении проект «Создаем красоту» способствует: созданию благоприятных условий для обеспечения раскрытия инт е лле ктуа льно – т ворч е с кого пот е нциа ла в о с п и т а н н и ко в ; совершенствованию творчества педагогов с помощью стимулирования педагогического поиска; организации единого образовательного пространства в учреждении и семье, обеспечивающего гармоничное развитие личности каждого ребёнка. Список литературы: 1. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ро- стов н/Д: Феникс, 2004. – 416с. 2. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с. 3. Куревина О.А. Синтез искусств. – М.: Линка – пресс, 2003. 4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Издательский центр «Акаде- мия», 1996. – 416 с.


В раздел образования