Автор: Жигалова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д\с"Антошка" Населённый пункт: г. Абакан Наименование материала: Статья Тема: "Развитие творческих способностей у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у дошкольников
Интерес к детской одарённости в настоящее время очень высок, что
легко объясняется общественными потребностями.
Перед
современным
педагогом
поставлена
цель:
формировать
свободную
личность,
способную
самостоятельно
решать
возникающие
проблемы,
готовую
к
самореализации
и
творчеству.
Педагогами
и
психологами
установлено,
что
наиболее
благоприятного
периода
для
развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить [4].
В
эмоционально-личностном
становлении
ребенка
значимое
место
занимает продуктивная деятельность, охватывающая целый ряд конкретных
видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация.
Сейчас творческому развитию детей уделяется много внимания, как со
стороны
педагогов,
так
и
со
стороны
родителей.
В
нашем
учреждении
созданы
хорошие
условия
для
развития
у
детей
творческих
навыков
и
способностей. Это изостудия и творческие кружки (например "Талантливые
ручки", "Волшебная бумага" и т.д.) в группах, где дети учатся рисовать,
знакомятся с искусством, конструируют; оформлены различные выставки и
многое
другое.
Занимаясь
продуктивной
деятельностью,
ребенок
видит
плоды своего труда в виде конкретной вещи (рисунок, открытка, поделка и
пр.), которую можно демонстрировать другим, гордиться ею, которым можно
украсить группу, свою комнату или применить его в игре, а так же подарить.
И самое главное, необходимо помнить: то, что эмоционально воспринято в
детстве, запоминается на всю жизнь.
Восприятие «прекрасного» формирует у детей эстетическое чувство,
уважение
и
бережное
отношение
к
искусству.
Произведения
искусства
расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они
влияют и на формирование нравственных чувств. Совместно с педагогом-
психологом
разработан
и
реализуется
проект
«Создаем
красоту»,
цель
которого
создание
благоприятных
условий
для
раскрытия
и
развития
творческого
потенциала
и
эмоциональной
отзывчивости
у
дошкольников
средствами продуктивной деятельности.
В проекте выделены следующие развивающие компоненты [2]:
-
мотивация,
которая
рассматривается
как
ведущая
основа
любой
творческой
деятельности
дошкольников
(увлечение,
желание,
интересы,
склонности и потребности в деятельности);
- креативность предрасположенность к творчеству у воспитанников
расценивается,
как
высшее
проявление
их
активности
в
любой
сфере
познавательной деятельности.
Среди
современных
путей
художественно-эстетического
развития
детей одним из важнейших является дизайн. Освоение технологии дизайна
происходит
в
рамках
данного
проекта.
Работа
проводится
в
двух
направлениях: оформительская деятельность (детский дизайн); организация
мини-музея детского творчества.
Одним из основных компонентов содержания дизайн–деятельности
дошкольников является система адаптированных знаний в области дизайна
как вида деятельности.
Объектами
дизайн-деятельности
являются
игрушки,
сувениры,
одежда, украшения, предметы быта, интерьера и др. [3].
Очень
важно
обозначить
пространство
деятельности.
Поэтому
кружок"детский дизайн превращается в мастерскую, где целенаправленно
создаются красивые, нужные и интересные для детей вещи.
Добровольное
включение
детей
в
деятельность
предполагает
ряд
условий:
- организация рабочего пространства;
- возможность выбора цели;
-«открытый»
временной
конец
совместной
деятельно сти,
позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Чем старше дети, тем более насыщенной становится их деятельность
в кружках, направленных на развитие творчества группы; тем разнообразнее
материалы и инструменты, которыми они пользуются.
Творческий потенциал подрастающего ребенка поистине безграничен.
Он проявляется в играх, рисунках, суждениях о явлениях природы, разного
рода сочинительстве, неуемной тяге к исследовательской деятельности [1].
В воспитании ребенка дошкольного возраста особенно значима роль
семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие
члены семьи, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет
особой
нужды
обращать
внимание
на
фантазии
ребенка
и
его
любознательность. В этом они видят лишь особенности возраста.
Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка,
тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие. Большинство родителей
интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка и пытаются
помочь
в
его
раскрытии.
Главная
задача
в
воспитании
таких
детей
заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех
участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых и
интересами ребенка. И поэтому одним из направлений работы в рамках
проекта является оказание помощи родителям в определении своей позиции
по решению вопросов развития одаренности детей [4].
Стратегия
работы
педагогов
с
родителями
во спитанников
предполагает:
мониторинг
потребностей
родителей
воспитанников
в
дополнительных образовательных услугах; объединение усилий педагогов и
родителей
для
развития
способностей
детей
с
использованием
активных
форм работы (видеозаписи и компьютерные презентации из жизни группы и
детского
сада,
тематические
выпуски
газет
для
родителей,
участие
в
конкурсах
разного
уровня,
информирование
родителей
о
достигнутых
результатах, пропаганда лучшего семейного опыта и др.).
Самый
расцвет
творческих
талантов
приходится
на
дошкольное
детство.
Ни
в
каком
другом
возрасте
человек
не
познаёт
мир
с
такой
жадностью, открытостью и постоянством [3].
Действующий
в
нашем
учреждении
проект
«Создаем
красоту»
способствует: созданию благоприятных условий для обеспечения раскрытия
инт е лле ктуа льно
–
т ворч е с кого
пот е нциа ла
в о с п и т а н н и ко в ;
совершенствованию
творчества
педагогов
с
помощью
стимулирования
педагогического поиска; организации единого образовательного пространства
в учреждении и семье, обеспечивающего гармоничное развитие личности
каждого ребёнка. Список литературы:
1.
Барышева
Т.А.
Креативный
ребенок:
Диагностика
и
развитие
творческих способностей. – Ро- стов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
2.
Дьяченко
О.М.
Одаренный
ребенок.
–
М.:
Международный
образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.
3. Куревина О.А. Синтез искусств. – М.: Линка – пресс, 2003.
4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.:
Издательский центр «Акаде- мия», 1996. – 416 с.