Напоминание

Проектная деятельность в детском саду


Автор: Иванюхина Раиса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №58
Населённый пункт: город Щелково, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации» (НОУ ДПО «БИППиПК) Кафедра «Социально-гуманитарных и естественно-прикладных дисциплин»
РЕФЕРАТ
Тема: «Проектная деятельность в детском образовательном учреждении»
Слушатель:
Иванюхина Раиса Павловна Группа: 44-Д Профессиональная переподготовка
Программа:
«Воспитатель. Психология и педагогика. Воспитательная работа». Балаково, 2016 г.

Содержание
Введение................................................................................................................... 3 1.Суть и основы метода проектов.......................................................................... 4 2. Особенности проектной деятельности в детском дошкольном учреждении.............................................................................................................. 7 Заключение.............................................................................................................14 Список использованных источников...................................................................15 2

Введение
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном российском обществе, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощение принципов обновленного содержания дошкольного образования. Модернизация содержания дошкольного образования - важный фактор развития системы национального образования в целом. Важно, чтобы учителя и воспитатели отнеслись к новым условиям не в соответствии со старыми привычками, умели оставить консервативный путь. Поэтому проектная деятельность в работе ДОУ - требование времени, направленная на обеспечение адекватности учебно-воспитательного процесса и его результатов с современными требованиями общества. Проектная деятельность стала стимулирующим фактором в развитии дошкольного образования. Дошкольные учебные заведения с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса используют специализированные программы, альтернативные методики и наследие выдающихся педагогов. Путем инновационных подходов к содержанию и форм методической деятельности, в частности, через внедрение проектного метода в деятельности дошкольного учреждения реализуются актуальные задачи роста профессионального мастерства воспитателей современных дошкольных учебных заведений. Цель работы - определить понятие проектного метода и эффективность его применения в современном ДОУ. 3

1.Суть и основы метода проектов
Современный учитель-воспитатель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. В связи с этим, метод проектов приобретает большую актуальность, поскольку призван скорректировать и обогатить учебный процесс. «Все, что узнаю, знаю, для чего мне это нужно и где, и как могу применить эти знания» - это основной тезис современного понимания метода проектов, привлекает внимание многих образовательных систем, которые стремятся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Для того чтобы показать, чем привлекателен проектный метод, следует рассмотреть определения, что же такое проект. - Проект - это осознанное, осмысленное внутреннее желание достичь определенной цели, получить результат. - Проект - это последовательная деятельность, выполняемая для достижения реальной цели и решения жизненной проблемы. (Р. Уоткинс) - Проект - это цель, принятая и усвоенная детьми, актуальная для них самодеятельность, конкретная практическая творческая деятельность, поэтапное движение к реализации цели. - Проект - метод педагогически организованного усвоения ребенком окружающей среды, звено системы воспитания в цепи развивающей личностной программы. - Проект - это любое действие, совершаемое от сердца и с определенной целью. (В. Кильпатрик) 1 . Из рассмотренных определений можем сделать вывод: 1  Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. – с.11 4
- Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности в развитии свободной личности ребенка, способности действовать самостоятельно, в соответствии с ситуацией; - Во-вторых, метод проектов отвечает современным жизненным позициям: ребенок делает с удовольствием только то, что выбрал и ему интересно; - В-третьих, иногда знания, полученные детьми остаются теорией, а цель метода проекта - научить применять исследуемую теорию на практике для решения конкретных задач в реальной жизни; - В-четвертых, индивидуальный темп деятельности над проектом обеспечивает ребенку реализацию собственных возможностей по ее уровнем развития. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации учителя, воспитателя их прогрессивной методики обучения и развития детей 2 . Метод проектов возник в начале ХХ века в Америке и был разработан выдающимся американским философом и педагогом Джоном Дьюи сначала как метод проблем. 2  Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. – с.18 5
Термин «метод проектов» первым ввел Уильям Херд Килпатрик (последователь Дж. Дьюи) в 1918 году. Тогда был провозглашен принцип «обучение через деятельность», «все из жизни, все для жизни». В 1905 году в России под руководством русского педагога С. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно внедрять проектные методы в практике преподавания. На современном этапе есть несколько предложений описания метода проекта для использования в дошкольных учреждениях: - Доктора психологических наук, профессора Николая Веракса (Россия) в работе «Проектная деятельность дошкольников» 3 ; - Кандидата педагогических наук Елены Евдокимовой (Россия) в работе «Технология проектирования в ДОУ» 4 и другие. Ученые, работающие над этой проблемой, едины во мнении: образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а на логике деятельности и удобного планировать проект по содержанию деятельности. 3  Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. 4  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 6

2.

Особенности

проектной

деятельности

в

детском

дошкольном

учреждении
В детском саду проектная деятельность может быть разной по: объемом заданий, продолжительностью, характером координации и контактов, форме проведения, вида деятельности. Для четкого представления воспитателя о методе проектов, его внедрение в деятельность с дошкольниками необходимо разграничить два типа проектов: 1) проектная деятельность учителя, воспитателя, 2) методика по которой учитель, воспитатель организует проектную деятельность детей 5 . Проект учителя, воспитателя - организованная деятельность, направленная на решение актуальной проблемы, что приводит к изменению к лучшему (движение к прогрессу). Он осуществляется по сложившейся системе проектной деятельности. Структура проекта: - Постановка проблемы; - Определение цели; - Фаза разработки - составление плана; - Фаза реализации; - Фаза завершения - оценка результатов, определение перспектив развития 6 . С помощью проектов учитель, воспитатель может добиться успеха в решении многих проблем в профессиональной деятельности. Это может быть, например: обновление дидактического обеспечения учебного центра группы; организация выездного познавательно-развлекательного мероприятия; разработка и внедрение тематических планов нового 5  Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – с.21. 6  Там же, с..34 7
направления, знакомство с темой методом погружения и тому подобное. Наряду с этим темой проекта может быть организация проектной деятельности детей по определенной теме. Проект детей является составляющей проекта воспитателя, его содержанием и целью одновременно. Проектирование ребенка предусматривает сотрудничество воспитателя с ребенком в творческой деятельности по решению новых для ребенка проблем. Ученый М. Подьяков (1996) выделил два типа детской активности: 1) собственная активность ребенка, полностью определяется им; 2) активность ребенка, которая стимулируется взрослым. Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создание конечного продукта в содержательном и насыщенном взаимодействии с ребенком. Цель ребенка - найти ответы, создать конечный продукт, поставить новые вопросы. После завершения детьми проекта проект воспитателя продолжается анализом эффективно сти и недо ст атков, определяют ся п у т и совершенствования и реализация новой проблемы. Условия успешного осуществления проекта: - учет желаний и опыта участников проекта воспитателя и детей; - наличие проблемы, интригующее начало, выделение противоречия; - сотрудничество воспитателя и детей, заинтересованность воспитателя детскими проблемами, занятиями; - свобода детей в выражении собственного мнения, выборе деятельности; - наличие информационной и материальной базы; - знание методики. 8
Проблемность, противоречия обеспечивают открытость к новому, формируют склонность к самообучению и саморазвитию ребенка. Известный российский психолог Д. Фельдштейн, изучая особенности взаимоотношений мира взрослых и детей, пришел к выводу, что новые формы совместной деятельности, сотворчества позволяют находить источник не только эмоционально-насыщенных переживаний, но и развития (при сохранении индивидуальности каждого). Таким источником может стать творческий проект, суть которого - свобода участников в высказывании собственного мнения, выборе содержания и способов решения проблемы. Образовательное пространство, в котором воспитатель эффективно применяет проблемное обучение, является таким, что учит ребенка учиться. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие ребенка. Рассмотрим этапы планирования проектной деятельности детей. I- й этап. Подготовка к проекту. Постановка проблемы. II- й этап. Обсуждение проблемы, определение целей, задач, плана работы, конечного продукта. III- й этап. Работа над проектом по плану. Уточнение и коррекция плана в ходе реализации замысла. IV- й этап. Презентация продукта деятельности. V- и этап. Анализ деятельности над проектом и постановка новой проблемы 7 . Если рассматривать детскую проектную деятельность, то она имеет возрастные разграничения. До 5 лет проектную деятельность ребенка рассматривается на подражательно-исполнительском уровне (по В. Евдокимовой). Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда 7  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. – с.35 9
определить проблему, «заказываемого» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предложенные воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью с взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять. К концу пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования, который является настоящей проектной деятельностью ребенка. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделять (принимать) проблему, уточнять цель. Способны выбрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. На этом этапе активность воспитателя несколько снижается. Он не столько генерирует идеи, сколько помогает реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи. Проектная деятельность детей имеет особенности, отличат проект от продуктивной деятельности: - Необходимость анализа возможностей решения проблемной ситуации (исследование нескольких вариантов) - Наличие мотивов (реализация смысла - для чего?); - Адресный характер (для кого?) Продукта проекта. Штанько И.В. рассматривает алгоритм деятельности над проектом в 6-ть этапов 8 . Следует обратить внимание, что такое разделение является условным и ориентируется на основной вид деятельности детей. Ученый основательно описывает проект с психологической стороны взаимодействия взрослого и ребенка. Рассмотрим эти этапы и сравним их с предложенными в начале. 8  Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста// Управление дошкольным образовательным учреждением.- №4. - 2004 . – С.18-20 10
В предложенном вначале варианте выделяем этап планирования деятельности над проектом вместе с детьми, как важный момент осознания детьми смысла собственной деятельности. Потому что одна из проблем, которая возникает перед воспитателем в ходе организации проектной деятельности, становится необходимость сохранять позицию консультанта. Несоблюдение воспитателем позиции консультанта, помощника, порождает типичные ошибки: навязывание проблем и вопросов детям, единоличное планирования деятельно сти детей, чем искажает п о и с ко в о - исследовательскую природу проектной деятельности. В процессе применения проектной технологии на практике значительно сложнее выделить в деятельности над проектом информационный, репродуктивный, обобщающий этапы, так как они повторяются и переплетаются в каждой деятельности ребенка. А в проекте сочетается много разных видов деятельности. Выделим положительные моменты технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: - Изменение позиции воспитателя - с носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; - Меняется психологический климат в группе; - Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, то есть, знания нужны детям и поэтому интересны; - Дети приобретают умение рассуждать: учатся ставить цели, выбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; - Развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, содействовать - иначе цель, к которой дети хотят, не будет достигнута; 11
- Самоконтроль, сознательная дисциплинированность в группе 9 . Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка. Чтобы облегчить процесс организации проектной деятельности в дошкольном учреждении существуют определенные печатные материалы, методические рекомендации, доработки профессиональных методистов ДОУ. Ниже приведен типичный алгоритм деятельности над проектом (см. Табл.1). Таблица 1 Алгоритм деятельности над проектом Этапы Проекта Виды деятельности Виды деятельности (позиции) Деятельность педагога Деятельность детей 1 2 3 4 І. Постановка проблемы Актуализация деятельности (позиция - субъект деятельности) Идеализация (позиция теоретика) Показывает проблему, возможные противоречия в ней через активизации мысли и эмоционального состояния, чувств ребенка. Формулирует цель. Окунаются в проблему, определяют цели и содержание деятельности. ІІ. Обсуждение проблемы, определение задач Проблематизация деятельности (позиция критика) Интерпретация Порождение новой идеи (позиция креативщика) Организация системы деятельности (позиция организатора) Привлекает к поиску решения проблемы, погружая детей в игровую, сюжетную ситуацию или иным путем. Переживают за задания, высказывают мнения, планируют деятельность, составляют схемы, объединяются в группы. ІІІ. Работа над проектом Реализация (позиция исполнителя) Организует поэтапную деятельность над проектом. Предоставляет необходимую информацию. Помогает спланировать работу, организует условия деятельности (эксперимента, моделирование, исследования, изготовления продукта и речевой деятельности). Оказывает практическую помощь (при необходимости). Осуществляют задуманное. При необходимости подключают родителей. Ищут решение проблемы, собирают информацию, проводят наблюдения и опыты, выбирают необходимые материалы, проводят дидактические и другие игры, изготавливают 9  Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – с.174 12
материальный продукт. Во время работы могут вносить изменения и дополнения. IV. Презентация продукту Деятельности Институциализация (позиция оформителя) Трансляция (позиция оратора) Помогает организовать презентацию проделанной работы. Продукт деятельности готовят к презентации и презентуют его (праздники, выступления, выставки, походы). V. Анализ хода работы над проектом и постановка новой проблемы Рефлексия (позиция: субъект деятельности, критик, креативщик ...) Организует общение о ходе работы над проектом, оценку различных ситуаций. Привлекает внимание к новой проблеме связанной с предыдущей. Делятся воспоминаниями и впечатлениями. Оценивают ход работы. Определяют новую проблему. В конце проекта полезно провести самоанализ. Вопросы для самоанализа могут быть следующие: - С чего все начиналось? - Как возникла идея? - Чья это была идея? - Как другие отнеслись к ней? - Что удалось, а что нет? - Какие почувствовали проблемы? - Благодаря чему удалось их решить? - Чем больше удивило (пугало, радовало, беспокоило)? - Что дало легко? Трудно? Почему? - Какие изменения произошли в жизни вашей группы за время проекта? - Сколько детей проявили себя активными и творческими? - Свободно ли дети высказывали свои желания? Что побудило или мешало? - Какие приемы и методы были более удачными в активизации детей? 13

Заключение
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Анализируя метод проектов и проектную деятельность в детском саду можно сделать вывод, что такой подход к организации деятельности детей способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с воспитателем, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя. Поэтому активное внедрение проектной деятельности в современных ДОУ будет перспективным в ближайшее время. 14

Список использованных источников
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. – С.18-20 4. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. – С.11-15 5. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с. 6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с. 7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста// Управление дошкольным образовательным учреждением.- №4. - 2004 . – С.18-20 15


В раздел образования