"Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения"
Автор: Вилисова Вера Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Пермский край, Октябрьский район, птг.Сарс Наименование материала: Статья Тема: "Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения" Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного
движения»
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и
детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое
внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся,
ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д.
Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного,
дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого
интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и
зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и
подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-
транспортное
происшествие».
Ребенку
все
интересно
на
улице,
и
он
стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей
части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии
от проходящего транспорта – это большая опасность.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного
движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей
части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят
ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные
знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.
Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах
и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до
школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен
запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные
ребенком,
впоследствии
становятся
нормой
поведения,
а
их
соблюдение – потребностью человека.
Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о
правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность
уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как
чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей
опасности.
Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся»
читать
сигналы
светофора
и
регулировщика,
знакомятся
со
значением
дорожных знаков и
запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с
правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует
помнить,
что
эта
работа
тесно
связана
с
развитием
ориентировки
в
пространстве
и
предполагает
формирование
таких
качеств
личности,
как
внимание,
ответственность
за
свое
поведение,
уверенность
в
своих
действиях.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры
поведения
на
улице
следует
проводить
в
соответствии
с
реализацией
программных
требований
в
комплексе
всего
воспитательно
–
образовательного
процесса,
не
допуская
перегрузки
детей
излишней
информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать
все доступные формы и методы работы. В первую очередь - обогащение
пространственной предметно – развивающей среды
Создание уголка безопасности
Использование
дидактических
игр,
настольно-печатных
игр,
сюжетно-
ролевых игр. А также иллюстративный материал.
Оформление уголка изобразительной деятельности,
Интеграция во всех образовательных областях,
Целевые прогулки,
Экскурсии,
Индивидуальная работа,
Организация выставок книг и литературы для детей в книжном уголке,
Беседы,
Обсуждение ситуаций,
Заучивание стихотворений,
Чтение художественной литературы,
Наблюдения и т.д.
Эту работу должны совместно проводить воспитатель – родитель – ребенок.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем
случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово,
систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности
и
в
течение
всего
года.
Для
этого
педагоги
дошкольного
образования
должны
быть
обеспечены
современными,
научно
обоснованными,
педагогически
грамотными
учебно-методическими
разработками
и
наглядными
средствами
обучения,
разработанными
на
основе
новых
педагогических технологий.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил
дорожного
движения
с
родителями
должна
проводиться
определенная
работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания,
анкетирование,
привлечение
родителей
для
изготовления
атрибутов
и
участие в мероприятиях и праздниках в ДОУ.
Частыми
гостями
детского
сада
должны
стать
сотрудники
Госавтоинспекции,
которые
не
только
рассказывают
детям
о
правилах
дорожного
движения,
становятся
участниками
игр
на
специально
расчерченной
площадке
на
территории
детского
сада,
но
и
проводят
консультации для родителей и дают свои рекомендации им.
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит
практическое
применение,
и
соблюдение
детьми
правил
дорожного
движения.
Литература
1.
Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.
2.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного
движения. Пособие для воспитателя дет. Сада.
3.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с
правилами дорожного движения: для работы с детьми 3 – 7 лет.