Автор: Солопова Людмила Андреевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 "Сосенка " с. Богучаны Населённый пункт: Красноярский край, с. Богучаны Наименование материала: Статья Тема: Игры на развитие фонематического слуха Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематического слуха
Учитель – логопед Л.А. Солопова
В настоящее время родители часто сталкиваются с проблемой,
когда детки при разговоре путают буквы и слоги, заменяют их, пропускают,
но
если
ребенка
попросить
выговорить
букву
или
слог
отдельно,
он
произносит правильно. Данное явление связано с тем, что ребенку трудно в
словах различить некоторые звуки.
В этом случае нужно развивать фонематический слух у ребенка.
Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла
сказанного. Сформированное фонематическое восприятие является залогом
чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой
лёгкости
овладения
грамматическим
строем
языка,
успешного
освоения
письма и чтения.
Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной
сформированности
фонематического
восприятия
у
вашего
ребенка,
то
первым шагом следует проверить физический слух ребёнка.
Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным
упражнениям для развития фонематического слуха.
Упражнений существует много, заниматься можно дома, на улице; главное,
проводить занятия следует в игровой форме.
Развивать фонематический слух ребенка рекомендуется начинать
еще с рождения ребенка, этому поспособствуют погремушки, музыкальные
игрушки, простые звукопроизношения.
Предлагаю Вашему вниманию полезные упражнения для развития
фонематического слуха, с помощью которых можно легко научить ребенка
правильно произносить слова.
1. Различение звуков.
Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик
звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, змея шипитт – ш – ш – ш, поезд едет
– ч – ч – ч, пчела жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый
произносит
звук,
а
ребёнок
отгадывает
кто,
его
издаёт.
Второй
вариант
ребенок повторяет за взрослым. Можно использовать картинки
2. Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например, один хлоп, пауза, два хлопка, пауза, три хлопка.
3.Различение
сходных
по
звучанию
слов. Игра:
«Верно
–
неверно»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую
букву (сапка, ворова).
Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант
произношения.
4.Хлопни в ладоши,
если услышишь слова с
звуком (С, Ш, ) . При
следующей игре меняете звуки.
5.Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки
говорит взрослый.
6. Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и
длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно
с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на),
отхлопывая
слоги.
Более
сложный
вариант:
предложить
ребёнку
самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба –
па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит
лишний, (другой) слог.