Автор: Вернигора Майя Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Погореловская СОШ" Населённый пункт: Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка Наименование материала: Методическая разработка Тема: Мастер - класс. Практическая работа "Пирамида" Раздел: начальное образование
Практическая работа « Пирамида»
Добрый день, коллеги!
Сегодня
мы
проведём
мастер-класс,
который
продемонстрирует
практическую направленность на уроках математики
Основная цель - развитие у учащихся внутренней потребности в знаниях,
умения из приобретать из различных источников и творчески использовать на
практике.
Задачи:
1.Работать с каждым учеником в «зоне ближайшего развития».
2.Выработать систему форм, методов и приёмов обучения .
3. Активизировать познавательную деятельность учащихся путём
формирования устойчивого познавательного интереса.
4. Научить основным учебным действиям для самостоятельного
приобретения знаний.
5.Повысить качественный уровень подготовки учащихся к обучению
в основной школе.
Педагогические задачи:
1..Создать условия для знакомства с понятием «пирамида»
2.Способствовать
формированию
умеий
различать
пирамиду,
как
пространственнуу фигуру.
3.
Показывать
вершину
,
,основания
вершину,
основания
.грани
и
ребра
пирамиды.
Планируемые результаты.
Предметные:
Познакомится с понятием « Пирамида как пространственная фигура».
Научится
различать
пирамиду,
как
пространственную
фигуру,
показывать
вершину, основание, грани , ребра пирамиды.
Метопредметные:
Познавательные : понимают знаки, символы , модели, схемы ,ориентируются на
возможные
разнообразие
способов
решения
учебной
задачи
,
осуществляют
анализ объектов с целью выявления их признаков .
Регулятивные : планируют , контролируют и оценивают учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы, формируют собственное мнение и
позицию.
Личностные
: в
совместной
деятельности
определяют
цели
и
функции
участников , способы взаимодействия .
Формы работы : фронтальная (совместное выполнение задания ),групповая,
индивидуальная.
1
Приемы работы : проблемно сообщающий ( с опорой на наглядность), метод
самоорганизации познавательной работы на всех этапах.
Дидактические
средства:
проектор,
экран,
презентация,
многогранники
,
развертки призмы . листы лабораторной работы.
Актуализация опорных знаний
Перед вами на столе стоят
фигуры (куб, параллелепипед, конус, цилиндр,
пирамида)
С какими фигурами мы уже знакомы? ( куб, параллелепипед)
Как они называются? ( многогранники)
Рассмотрим их строение.
1.
Вершины
2.
Ребра
3.
Грани
Кто знает как называется новая фигура ?( Пирамида )
Найдите в толковом словаре определение
Определение :
Пирамида – многогранник , основание которого многоугольник ,а остальные
грани – треугольники , имеющие общую вершину. По числу углов основания
различают пирамиды треугольные . четырех угольные и
т.д.
Какой многогранник сегодня будем изучать ?
( пирамида)
В мире интересного.
Одним из чудес света по праву считается пирамида Хеопса, построенная
в Древнем Египте в первой половине
III тысячелетия до н. э. В те
времена она была самым высоким сооружением в мире. Изначально
высота пирамиды равна 146 метров 60 сантиметров, сторона квадратного
основания равна около 230 метров
Пирамида Хеопса сложена более чем 2 млн 300 тыс. каменных блоков
Общей массой свыше 6 млн . тонн.
Форма пирамиды используется при строительстве.
Приведите примеры.
Возьмите модель пирамиды и рассмотрите ее поверхность.
Объясните , почему пирамида является многогранником .
Есть ли у пирамиды вершина, ребра . грани. Что есть у пирамиды еще?
( Основание)
А
теперь
выполняем
лабораторную
работу
.
Распределяемся
по
четыре
человека . У каждого из вас есть лист с заданиями , прочитайте внимательно и
выполните .
Выполнение самостоятельно лабораторной работы.
Подведение итогов.
Каждый из вас изготовил из различных материалов пирамиду.
Поднимите вверх свои многогранники.
Покажите друг другу вершину ребра пирамиды, грани , основание.
2
Что вы узнали нового на занятии?
Чему научились?
Знайте если вы каждый день будете чему-то учится новому полезному, значит
этот день прожит не зря.
У каждой пирамиды есть вершина , я желаю чтобы и в вашей жизни
была вершина которую вы покорите.Спасибо всем за активное участие,работу
на занятии.
3
4
( Внутренняя
дифференциация
– организация учебного процесса,
при
которой
индивидуальные
особенности
учащихся
учитываются
в
условиях
организации учебной деятельности на уроке.
Внутренняя дифференциация может быть
по уровню интеллектуального развития (русский язык, математика);
по познавательным интересам (окружающий мир);
по творческим задаткам (литературное чтение, технология) )
А также групповые, индивидуальные формы работы и такие приёмы, как
«Верю-не верю», «Инсерт», «Таблица «толстых» и тонких ответов», «Древо
предсказаний»,
«Круги
по
воде»,
«Отсроченная
догадка»,
«Перепутанные
логические цепочки» и другие.
5
И
на
последнем
этапе
подводятся
итоги,
выявляется
результативность
работы (анализ контрольных работ и анкетирования).
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников,
обладающих одинаковым набором способностей, умений.
Кроме этого каждый ребёнок ещё по-своему воспринимает окружающий
мир.
Дифференциация в обучении и состоит в том, чтобы учитывать тем или
иным образом эту разницу.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что «…каждый умен и талантлив по-
своему. Надо только создать условия для развитияталантов и способностей».
И
я
сейчас
попытаюсь
вам
доказать
необходимость
и
важность
дифференцированного
подхода
в
обучении
для
создания
таких
условий
на
примере использования некоторых приёмов из своей педагогической практики.
(Приём «Отсроченная догадка», на уроке окружающего мира при изучении
темы «Вещества»)
(На столе в вазочках под колпаками стоят вещества:
соль, сахарная пудра, сода, крахмал)
Начнём работу.
Ситуация «Я - зритель». (Слайд 4)
- Перед вами стоят 4 вещества.
(Открываются колпаки над вазочками)
Внимательно посмотрите на эти вещества.
- Можете ли вы ответить («на глаз»), какие вещества перед вами?
(Ответы: нет, не все вещества можно назвать…)
Вывод: - Так и на уроках дети в силу своих индивидуальных особенностей, в
том числе и возрастных, испытывают затруднения в выполнении некоторых
видов заданий.
-
Продолжаем.
Сейчас
мы
выполним
задания
по
группам
и
попробуем
узнать, какие вещества перед нами.
(1 группа – те, у кого на столе голубые круги (Слушатели), 2 группа –
жёлтые круги (Мануологи), 3 группа – розовые круги (Дегустаторы), 4 группа –
зелёные круги (Экспериментаторы)).
Ситуация «Я - слушатель». (Слайд 5)
1 группа – (2 человека, голубые круги)
Постарайтесь по данным определениям ответить, какие вещества на столе.
(Карточка- определения)
6
… (Сода)
образующий коллоидный раствор в горячей воде.
… (Соль) – белое кристаллическое вещество, хорошо растворимо в
воде, имеет солёный вкус (хлорид Na).
…
(Сахарная
пудра)
–
вещество,
размолотое
до
пылеобразного
состояния; белое, органическое вещество, хорошо растворимо в воде,
имеет сладкий вкус.
(Ответы: …)
Вывод: -
Восприятие
определения
на
слух
также
не
даёт
полной
информации
для
точного
и
быстрого
ответа
на
вопрос.
Мы
только
можем
высказать предположения.
Ситуация «Я - мануолог». (Слайд 6)
2 группа – (4 человека, жёлтые круги).
- Вам нужно взять каждое вещество и на ощупь определить, какое вещество
у вас.
(Ответы: …)
Вывод: - Тактильное восприятие помогает изучению предмета, но тоже не
раскрывает его полностью. Да и не каждому в меру своего жизненного опыта
дано это.
Ситуация «Я - дегустатор». (Слайд 7)
3 группа – (4 человека, розовые круги).
- А вам придётся стать дегустаторами. Не бойтесь, все вещества не вредны
для здоровья. Вы должны сейчас попробовать их на вкус и определить, какое
вещество в вазочке.
(Ответы: …)
Вывод: - Конечно же, на этом этапе мы с уверенностью можем назвать
практически все вещества, так как мы уже и увидели что это, и услышали
определения, и попробовали на ощупь и вкус.
Ситуация «Я - экспериментатор». (Слайд 8)
4 группа – (2 человека, зелёные круги)
- А вашей группе нужно экспериментально (практически) доказать, что это
сода, крахмал, соль и сахар, растворив их в воде, по возможности попробовав на
вкус. Выполните задание и сделайте вывод.
(Карточка-определения)
(Ответы: …)
Вывод: - Это
7
Сода, потому что это белый порошок с солоноватым вкусом, хорошо
растворимый в воде.
Крахмал,
потому
что
это
вещество
белый,
сыпучий
порошок,
нерастворимый в воде.
Соль,
потому
что
это
белое
кристаллическое
вещество,
хорошо
растворимо в воде, имеет солёный вкус.
Сахарная пудра, потому что это вещество, белое,
размолотое до
пылеобразного состояния; хорошо растворимо в воде, имеет сладкий
вкус.
- Итак, какие вещества мы определили?
(Соду, крахмал, соль, сахарную пудру)
- В ходе такой работы каждый учащийся может приходить к определённым
выводам на каком-то этапе работы.
Дифференциация
на
уроке
помогает
сделать обучение
развивающим
применительно к каждому ученику, так как опирается на уровень
развития
каждого отдельного ученика, его индивидуальные особенности.
-Рассмотрим ещё один приём работы из моего опыта.
«Перепутанные логические цепочки»
(Карточки-цепочки)
№ 1. Расположите понятия в правильной последовательности.
Дифференциация обучения → знания → УУД →индивидуальные
особенности → диагностика → разноуровневое обучение → формы →
методы → приёмы → результаты обучения → развитие
№ 2. Расположите понятия в правильной последовательности.
Дифференциация обучения → знания → УУД →индивидуальные
особенности → диагностика → разноуровневое обучение → результаты
обучения → развитие
(Ответ:
№ 1. Дифференциация обучения → диагностика → индивидуальные
особенности → разноуровневое обучение → формы → методы →
приёмы → знания → УУД → результаты обучения → развитие
№ 2. Дифференциация обучения → диагностика → индивидуальные
особенности → разноуровневое обучение → знания → УУД → результаты
обучения → развитие)
-
Выстраивая
эти
логические
цепочки,
мы
пришли
к
выводу,
что
дифференциация обучения способствует развитию каждого ребёнка.
Наш мастер-класс подходит к концу. Я надеюсь, что он чем-то был вам
полезен, что вы в своей работе будете использовать такие же приёмы.
8
Перед нами пустой сосуд. Наполните его радугой ваших достижений на
занятии – пересыпьте из стаканчиков разноцветную крупу в вазу по цветам
радуги, сказав при этом,
где бы вы применили знания, полученные на этом
занятии.
(Слайд 9 –
Радуга успеха - с музыкой )
- В народе есть поверье, что увидеть в небе радугу – к счастью. Я желаю
вам всем счастья в нашем непростом современном мире.