"Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников"
Автор: Ферапонтова Екатерина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2" Населённый пункт: г. Снежинск, Челябинская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Уважаемые родители!
Познакомьтесь
с развивающей технологией
З. Дьенеша «Логические блоки».
Логические блоки
Дьенеша
–
универсальный дидактический материал,
пособие, которое разработано для ранней
логической пропедевтики
и подготовки мышления детей
к усвоению математики.
Играя с блоками, ребенок
учится оперировать свойствами предметов, знакомится
с понятиями кодирование и декодирование
информации, работает по алгоритму и по схеме.
2
Золтан Дьенеш – венгерский теоретик и
практик так называемой «новой математики». Он
разработал
интересную
игровую
технологию.
Л о г и ч е с к и е
б л о к и
– универсальный
дидактический
материал
одно
из
пособий
Дьенеша, разработанное для ранней логической
пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки
мышления детей к усвоению математики.
Наглядность – первое условие для понимания, так как ребенок запоминает
происходящее перед глазами.
Пособие
состоит
из
48
элементов,
которые
различаются
четырьмя
свойствами
(толщиной,
цвет,
форма,
размер)
и
карточек
с
условными
обозначениями свойств.
На
карточках
условно
изображены
свойства
блоков
–
цвет,
форма,
размер,
толщина.
11
карточек
подтверждают
наличие у фигуры того или иного свойства
и
11
карточек,
которые
указывают
на
отрицание какого - либо свойства.
По собие
впервые
п о з н а ком и т
ребенка
с
понятиями
кодирование
и
декодирование информации, работа по алгоритму и по схеме. Даёт возможность
вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к
оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Блоки
Дьенеша
позволяют
моделировать
множества
с
данными
свойствами, например, создавать множества из красных блоков, квадратных
блоков
и
др.
Блоки
можно
группировать
и
классифицировать.
Постепенно
ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между
множествами.
3
В
процессе
разнообразных
действий
с
логическими
блоками
(группировка,
классификация,
сравнение,
обобщение,
кодирование,
декодирование,
работа
по
алгоритму)
дети
легко
различают
фигуры
по
свойствам, овладевают различными мыслительными умениями, важными как в
плане
предматематической
подготовки,
так
и
с
точки
зрения
общего
интеллектуального развития.
Так как мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в
процессе многократных упражнений, на занятиях мы используем следующие
игры и упражнения с блоками.
1.
Перед
ребенком
выкладывается
несколько
фигур,
которые
нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две
фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь
достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку
из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо
называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя
и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме,
толщине).
6. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же
по форме, но не такие по цвету.
7. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная,
желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая
отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером,
толщиной.
9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по
форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
4
10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по
размеру, но разные по форме и т.д.
11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
12. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой
желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
13. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним
из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку
надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет":
«Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает
вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер,
форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие
вопросы.
14.
По
аналогии
с
предыдущей
игрой
про
клад
можно
спрятать
в
коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы
узнать, что за блок лежит в коробочке.
15.
С
одной
стороны
выкладывается
3
блока,
с
другой
4.
Спросите
ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
16. Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он
может
отличаться
цветом,
формой.
Малыш
должен
объяснить,
почему
он
думает, что эта фигура лишняя.
Игра «Найди фигуру»
- Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
- "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).
- Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по
размеру и цвету).
Игра «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно
более длинную цепочку.
5
Варианты построения цепочки:
а)
чтобы
рядом
не
было
фигур
одинаковой
формы
(цвета,
размера,
толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и
размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной
формы (одинакового размера, но разного цвета).
Игра «Второй ряд»
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так,
чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы
(цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и
размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
Игра «Домино»
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей,
фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает
свой
ход.
При
отсутствии
фигуры
ход
пропускается.
Выигрывает
тот,
кто
первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному.
Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко
другой формы;
в)
фигурами
другого
цвета
и
формы
(цвета
и
размера,
размера
и
толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же
по размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Игра «Раздели фигуры»
6
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите
детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались
все красные фигуры.
Более сложный вариант этой игры: Разделите фигуры так, чтобы у мишки
оказались все синие, а у зайки все квадратные. Предлагаются другие варианты
заданий. Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все треугольные, а у
зайки-все
большие;
мишке
достались
все
маленькие,
а
зайке
-
все
прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.
Важно, чтобы все блоки в данных играх были в поле зрения играющих,
это
обеспечит
опору
на
непосредственное
восприятие
свойств
блока
при
решении задачи. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и
развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.
Блоки убирают в коробку или под салфетку.
Таким образом, игры с логическими блоками З. Дьнеша являются не
только
интересными
и
увлекательными
для
дошкольников,
но
и
помогают
подготовить мышление ребенка к освоению математики и информатики.
7