Напоминание

"Развитие логического мышления у детей 5-7 лет"


Автор: Ферапонтова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2"
Населённый пункт: г.Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие логического мышления у детей 5-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для педагогов на тему:

«Развитие логического мышления у детей 5-7 лет»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Умение добывать знания, самому оперировать ими, самостоятельно мыслить обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. В основе интеллекта лежит развитое мышление. А процесс развития мышления заключается в формировании умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация). Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игры осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками и картинками, карточками и схемами. Начиная с самых первых занятий, детям нужно предлагать задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх допустить ошибку. Игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры формируют умение устанавливать простейшие закономерности (порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру). Особое внимание нужно уделять формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум. Это могут быть различные объекты живой и неживой природы, предметы быта, виды транспорта.
И г р а
«Сравнилки»
направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например: роза и тюльпан; заяц и волк; сосна и каштан; холодильник и пылесос; тетрадь и книга; клюшка и ракетка; рыбы и птицы; море и океан; человек и обезьяна. Назовите ребёнку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства. Задание в игре становится сложнее, если нужно сравнивать сложные и менее известные ребёнку понятия. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие. То есть, если продемонстрировать ребенку настоящую клюшку и ракетку, ему будет сравнить их гораздо легче, чем просто произнесенные слова «клюшка» и «ракетка». Один из вариантов игры «Сравнилки» - это игра
«Найди отличия»
. Нужно сравнить две на первый взгляд похожих картинки. Отличий может быть пять и более. Игра
«Зачем и почему?»
С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления дошкольника, но и его общей эрудиции. Вы задаете вопрос, а ребёнок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов: 1) на предположение, угадывание, додумывание; 2) на выяснение причины или смысла происходящих событий; 3) на принятие решения и планирование своих действий. Например, вопросы первого типа: - Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу? - … зачем эти люди пришли в магазин? - … для чего нам нужны книги? - … для чего нам нужны печки и плиты? - … для чего нам нужны ножницы? - … для чего человек спит? - … зачем нам нужен зонт? Вопросы второго типа: - Почему масло тает на раскалённой сковороде? - Почему вода в холодильнике замерзает? - Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх? Вопросы третьего типа: - Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать. - Рома пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего? - В очереди за печеньем Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть? - Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться? - Как узнать, сколько времени? Для того, чтобы ребенок научился логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения, предложите поиграть в игру
«Да - нет»
. Игра называется так потому, что ведущий может отвечать на вопрос только «да» или «нет». Я загадаю предмет, а вы отгадайте его, задавая мне вопросы о нем. Таким образом, при использовании различных логических игр на занятиях, у ребенка развивается умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление. У них увеличился объем памяти и внимания. Развита речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Учителя школ отмечают, что у воспитанников ДОУ, в которых проводилась работа по развитию логического мышления, сформирована способность свободно ориентироваться в логических взаимосвязях, отношениях, есть чувство уверенности в себе и своих успехах.
Литература:
1. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – Елец, 2000. 2. Брант Л. Развиваем интеллект. – Спб.: Питер-пресс, 1997. 3. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 1996. 4. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г. Жукова.- М.: АРКТИ, 2007.


В раздел образования