Автор: Ферапонтова Екатерина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2" Населённый пункт: г.Снежинск, Челябинская область Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: "Развитие логического мышления у детей 5-7 лет" Раздел: дошкольное образование
«Развитие логического мышления у детей 5-7 лет»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к
детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги
хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Умение добывать знания, самому оперировать ими, самостоятельно мыслить
обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место
занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей
готовности
ребенка
к
успешному
обучению
является
развитие
интеллектуально-познавательных способностей. В основе интеллекта лежит
развитое
мышление.
А
процесс
развития
мышления
заключается
в
формировании умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез,
сериация, классификация). Часто бывает так, что читающий, считающий и
пишущий
ребенок,
начиная
учиться,
испытывают
затруднения
при
выполнении
заданий
на
логическое
мышление.
Поэтому
в
дошкольном
возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать,
анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки
предметов, развить познавательную активность.
Ведущей
деятельностью
у
дошкольников
является
игровая
деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе
которых
дети
исследуют
проблемные
ситуации,
выявляют
существенные
признаки
и
отношения,
соревнуются,
делают
«открытия».
В
ходе
игры
осуществляется
личностно-ориентированное
взаимодействие
взрослого
с
ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не
замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с
игрушками и картинками, карточками и схемами.
Начиная с самых первых занятий, детям нужно предлагать задания,
допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур
лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные
фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все
остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные
фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов –
верные.
Но
вариант
может
быть
и
неверным,
тогда
он
обсуждается,
исправляется.
Такой
подход
раскрепощает
детей,
снимает
у
них
страх
допустить ошибку.
Игровые
упражнения
на
нахождение
пропущенной
в
ряду
фигуры
формируют
умение
устанавливать
простейшие
закономерности
(порядок
чередования фигур по цвету, форме, размеру).
Особое внимание нужно уделять формированию умения группировать
предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум. Это
могут быть различные объекты живой и неживой природы, предметы быта,
виды транспорта.
И г р а «Сравнилки»
направлена
на
развитие
умения
выделять
в
сравниваемых
объектах
признаки
сходства
и
различия.
Вам
необходимо
подобрать
пары
различных
картинок
или
же
пары
слов,
обозначающих
изображенные на них предметы или явления.
Например:
роза и тюльпан;
заяц и волк;
сосна и каштан;
холодильник и пылесос;
тетрадь и книга;
клюшка и ракетка;
рыбы и птицы;
море и океан;
человек и обезьяна.
Назовите ребёнку одну из пар и попросите определить, чем похожи и
чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно
больше признаков (или свойств), отличия и сходства.
Задание в игре становится сложнее, если нужно сравнивать сложные и
менее известные ребёнку понятия. Значительно легче сравнивать реальные
предметы, чем понятия, их обозначающие. То есть, если продемонстрировать
ребенку настоящую клюшку и ракетку, ему будет сравнить их гораздо легче,
чем просто произнесенные слова «клюшка» и «ракетка».
Один из вариантов игры «Сравнилки» - это игра «Найди отличия» .
Нужно сравнить две на первый взгляд похожих картинки. Отличий может
быть пять и более.
Игра «Зачем и почему?»
С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете
стимулировать развитие не только логического мышления дошкольника, но и
его общей эрудиции. Вы задаете вопрос, а ребёнок должен на него логично
ответить. Вопросы должны быть трех типов:
1) на предположение, угадывание, додумывание;
2) на выяснение причины или смысла происходящих событий;
3) на принятие решения и планирование своих действий.
Например, вопросы первого типа:
- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в магазин?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен зонт?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскалённой сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли
все, что мы должны сделать.
- Рома пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить
лучше всего?
- В очереди за печеньем Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? А как поступить
лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?
Для того, чтобы ребенок научился логично ставить вопросы, делать
правильные умозаключения, предложите поиграть в игру «Да - нет» . Игра
называется так потому, что ведущий может отвечать на вопрос только «да»
или «нет». Я загадаю предмет, а вы отгадайте его, задавая мне вопросы о нем.
Таким
образом,
при
использовании
различных
логических
игр
на
занятиях, у ребенка развивается умение обобщать, отбирать необходимую
информацию, видеть общее в единичном явлении, отражать наиболее общие
существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и
время,
количество
и
качество,
причина
и
следствие,
логическое
и
вариативное мышление. У них увеличился объем памяти и внимания. Развита
речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
Учителя
школ
отмечают,
что
у
воспитанников
ДОУ,
в
которых
проводилась
работа
по
развитию
логического
мышления,
сформирована
способность
свободно
ориентироваться
в
логических
взаимосвязях,
отношениях, есть чувство уверенности в себе и своих успехах.
Литература:
1. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных
умений у старших дошкольников. – Елец, 2000.
2. Брант Л. Развиваем интеллект. – Спб.: Питер-пресс, 1997.
3. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение,
1996.
4.
Логика.
Математика.
Конструирование
и
ИЗО:
Сборник
практических
материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г. Жукова.- М.:
АРКТИ, 2007.