Напоминание

Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.


Автор: Нагибина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Буровичок"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных

способностей дошкольников
. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Л.С.Выготский подчеркивает, что развитие коммуникативных способностей произходит в неразрывной связи с общим психическим развитием: развитием познавательной сферы, саморегуляции, речи. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. « Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно- ролевой игры». Для ребенка роль-это его игровая позиция, всякая роль содержит свои правила поведения, а подчинение этим правилам важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры» В. С Мухина считает , что «…в старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которые берут на себя другие дети, с помощью ролевых диалогов устанавливается игровое взаимодействие». Роль в игре выступает своего рода образцом коммуникативного поведения для ребенка. В играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношения детей. Исследования, проведенные А.П Усовой выявили этапы становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства «…уровень неорганизованного поведения Одиночные игры, игры рядом, кратковременное и длительное общение» В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. В условиях игрового общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения и общения по
отношению к другим людям. Приспосабливать эти нормы к конкретным ситуациям и использовать для выражения своих мыслей и чувств речь. Как указывает М.И. Лисина, взрослый в этом общении выполняет различные функции: он организатор. Координатор и исполнитель вспомогательных либо ведущих ролей. Взрослый является для ребенка образцом подражания, на основе поведения которого у ребенка формируются собственные образцы поведения. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости. Доброты, взаимопомощи – всего того. Что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать. Что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. Д.В.Менджерицкая отмечает также, что в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща ,оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственность за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость .В процессе развития игры ребенок переходит от простых ,элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. Обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были. А.П.Усова считает, что в ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно,сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. М.И.Лисина отмечает. Что в процессе игры между детьми складываются два вида отношений :
- отношения, которые определяются содержанием игры (дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры ( по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; С цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя): -реальные отношения, которые проявляются по поводу игры( сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил). Сюжетно – ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Сюжетно – ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, роль сюжетно – ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно – ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке. Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы, посвященной данной проблеме, рассмотрение понятий и различных структур коммуникативных способностей не дают однозначного представления о сущности и строении коммуникативных способностей. Каждый из представленных нами подходов в большей или меньшей степени имеет свои достоинства и недостатки в определении структуры коммуникативных способностей. При этом общим для всех авторов является представление структуры коммуникативных способностей в виде иерархии блоков,
находящихся в комплексном единстве, исходя из той регулирующей роли, которую они выполняют в общении. Коммуникативные способности по своей сути выступают результатом коммуникативной деятельности, которая представляет собой сложный акт, состоящий из нескольких компонентов. Развитие этих способностей дошкольником в игре происходит через проживание игровой роли, получение нового опыта социального взаимодействия. Роль сюжетно – ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных спо собно стей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.


В раздел образования