Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Автор: Нагибина Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №7 "Буровичок" Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных
способностей дошкольников .
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл
человеческой
деятельности,
начинает
понимать
и
ориентироваться
в
причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих
отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
Л.С.Выготский
подчеркивает,
что
развитие
коммуникативных
способностей
произходит
в
неразрывной
связи
с
общим
психическим
развитием: развитием познавательной сферы,
саморегуляции,
речи. Игра
стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты
реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его
действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению
подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию
произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением,
подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре, а
затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).
Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он
берет. « Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-
ролевой
игры».
Для
ребенка
роль-это
его
игровая
позиция,
всякая
роль
содержит свои правила поведения, а подчинение этим правилам важнейшим
элементом сюжетно-ролевой игры» В. С Мухина считает , что «…в старшем
дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица,
роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которые берут на
себя другие дети, с помощью ролевых диалогов устанавливается игровое
взаимодействие».
Роль
в
игре
выступает
своего
рода
образцом
коммуникативного поведения для ребенка.
В
играх
складываются
благоприятные
условия
для
формирования
взаимоотношения детей. Исследования, проведенные А.П Усовой выявили
этапы
становления
таких
взаимоотношений
на
протяжении
дошкольного
детства «…уровень неорганизованного поведения Одиночные игры, игры
рядом, кратковременное и длительное общение»
В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях.
Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей.
В
условиях
игрового
общения
ребенок
сталкивается
с
необходимостью
применять
на
практике
усвоенные
нормы
поведения
и
общения
по
отношению к другим людям. Приспосабливать эти нормы к конкретным
ситуациям и использовать для выражения своих мыслей и чувств речь.
Как
указывает
М.И.
Лисина,
взрослый
в
этом
общении
выполняет
различные
функции:
он
организатор.
Координатор
и
исполнитель
вспомогательных
либо
ведущих
ролей.
Взрослый
является
для
ребенка
образцом подражания, на основе поведения которого у ребенка формируются
собственные
образцы
поведения.
В
игре,
созданной
под
руководством
воспитателя,
создается
новая
жизненная
ситуация,
в
которой
ребенок
стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в
общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно
в
результате
воспитательного
воздействия
у
детей
формируется
умение
распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.
Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей
общительности, чуткости, отзывчивости. Доброты, взаимопомощи – всего
того. Что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать. Что воспитание
в игре есть школа навыков культурного общения.
Д.В.Менджерицкая
отмечает
также,
что
в
игре
эффективно
воспитывается умение жить и действовать сообща ,оказывать помощь друг
другу, развивается чувство коллективизма, ответственность за свои действия.
Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется
эгоизм,
агрессивность,
замкнутость
.В
процессе
развития
игры
ребенок
переходит
от
простых
,элементарных,
готовых
сюжетов
к
сложным,
самостоятельно
придуманных,
охватывающим
практически
все
сферы
действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с
ними.
Обходиться
без
многочисленных
игровых
атрибутов,
овладевает
правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
А.П.Усова считает, что в ролевых играх дети вступают в разнообразные
контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность
строить свои взаимоотношения в значительной мере
самостоятельно,сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь
считаться с ними в совместной деятельности.
М.И.Лисина отмечает. Что в процессе игры между детьми складываются
два вида отношений :
- отношения, которые определяются содержанием игры (дети слушаются
родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры ( по сигналу
цапля
выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля
неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; С цаплей,
поймавшей лягушку, спорить нельзя):
-реальные отношения, которые проявляются по поводу игры( сговор на
игру,
распределение
ролей,
выход
из
конфликта,
возникшего
между
играющими, установление правил).
Сюжетно – ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку
она
в
значительной
степени
определяет
выбор
языковых
средств,
способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать
общение детей в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая
игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями
диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане
ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Сюжетно
–
ролевая
игра
формирует
у
дошкольников
способность
сыграть
роль
другого
человека,
увидеть
себя
с
позиции
партнера
по
общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого
поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои
поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Таким
образом,
роль
сюжетно
–
ролевой
игры
в
формировании
и
развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с
другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и
проведении
коллективных
сюжетно
–
ролевых
игр
особое
значение
приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от
его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является
поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
Таким
образом,
анализ
психолого
–
педагогической
литературы,
посвященной данной проблеме, рассмотрение понятий и различных структур
коммуникативных
способностей
не
дают
однозначного
представления
о
сущности
и
строении
коммуникативных
способностей.
Каждый
из
представленных нами подходов в большей или меньшей степени имеет свои
достоинства
и
недостатки
в
определении
структуры
коммуникативных
способностей. При этом общим для всех авторов является представление
структуры
коммуникативных
способностей
в
виде
иерархии
блоков,
находящихся в комплексном единстве, исходя из той регулирующей роли,
которую они выполняют в общении.
Коммуникативные способности по своей сути выступают результатом
коммуникативной деятельности, которая представляет собой сложный акт,
состоящий
из
нескольких
компонентов.
Развитие
этих
способностей
дошкольником в игре происходит через проживание игровой роли, получение
нового опыта социального взаимодействия. Роль сюжетно – ролевой игры в
формировании
и
развитии
коммуникативных
спо собно стей
и
взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.