Автор: Гааг Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №51 Населённый пункт: город Оренбург Наименование материала: конспект Тема: "Что лучше: бумага или ткань?" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Цель: Обобщить представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей устанавливать отношения между материалом, из
которого изготовлен предмет и способом использования предмета. Расширять и
активизировать словарь детей по данной теме.
Развивающие: Развивать
у
детей
познавательный
интерес
к
окружающим
предметам, внимание, память, мелкую моторику.
В о с п и т ат е л ь н ы е : В о с п и т ы ват ь
и н т е р е с
к
э к с п е р и м е н т и р о в а н и ю ,
доброжелательность
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми,
чувство
взаимопомощи.
Работа
над
словарем: Бумага,
ткань,
гладкая,
твердая,
шуршит,
мятая,
увеличительное стекло.
Оборудование и наглядные материалы: Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла
Маша,
сделанная
из
бумаги;
образцы
бумаги
и
ткани;
лупы
по
кол-ву
детей;
ножницы; емкости с водой; мыло; утюг, бумажные и тканевые платья – силуэты, мел.
Ход занятия
В.: - Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д.: - Добрый день и добрый час,
Мы приветствуем всех вас!
В.: - А ещё к нам в гости пришли две куклы Маша и Даша.
Посмотрите на них и скажите, из какого материала они сделаны. (Одна кукла – из
бумаги, другая – из ткани.)Они лучшие подруги и поэтому всегда и везде ходят
вместе.
Но сегодня, покупая платья в магазине, они поспорили – какой наряд лучше? Платье
из бумаги или платье из ткани?
В.: - Дети, поможем Маше и Даше выяснить какими качествами обладает ткань и
какими бумага?
Д.: - Да!
В.: - Но для того чтобы помочь им мы и сами должны многое узнать о бумаге и
ткани.
У
меня
для
вас
сюрприз:
сейчас
мы
вместе
с
куклами
отправимся
в
мастерскую. Пожалуйста,
проходите и рассаживайтесь, но руками пока ничего не трогайте.
Договорились? (Да!). (Дети рассаживаются по местам).
В.: - Дети посмотрите на столе так много предметов:
это
салфетки
из
бумаги,
салфетки
из
ткани,
платья
из
бумаги
и
ткани,
лупы,
ножницы, вода в чашах, мыло, мел, бумажные полотенца.
Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно
очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.
В.: - А сейчас возьмите в правую руку салфетку из ткани, а в левую салфетку из
бумаги, и потрите их пальчиками.
А теперь закройте глазки и «запомните», какая на ощупь бумага, и какая ткань.
(Ткань - мягкая, теплая. Бумага - жесткая, холодная.)
В.: - А теперь следующий эксперимент, у меня в руках стекло. Оно не простое, а
стекло,
которое
может
увеличивать
предметы.
Посмотрите,
как
увеличивается
лепесток у цветка на этой
картинке. Это стекло называется увеличительное, или лупа. Давайте повторим
его название: лупа(дети повторяют за воспитателем).
В.: - Сейчас мы с вами возьмем лупу и рассмотрим сначала ткань: что мы видим?
(Ниточки, белый цвет).
В.: - Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань.
А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней?
(Не видим ниточек).
В.: - Правильно, когда мы смотрим на бумагу через лупу, ниточек мы не видим.
В.: - Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Д.: - Да!
В.: - Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Сидим тихо - тихо и берем сначала салфетку из бумаги, вот так и начинаем мять. Что
вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).
В.: - Правильно она шуршит.
Положите салфетку из бумаги и возьмите салфетку из ткани и давайте, послушаем, а
разговаривает ли ткань? Начинаем все вместе мять салфетку из ткани. Что мы
слышим? (Ничего).
В.: - Правильно салфетка из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
В.: - Ребята, посмотрите какие наши салфетки стали мятые, давайте попробуем их
расправить, сначала разглаживаем руками салфетку из бумаги. Что у вас получается?
Д.: - Не получается разгладить.
В.: - Да, вы правы, салфетка из бумаги у нас настолько мятая, что она не
распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли салфетка из ткани, если
будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Расскажите, что вы видите?
Д.: - Она выпрямляется.
В.: - Правильно, салфетка из ткани распрямляется при разглаживании.
В.: - А теперь давайте попробуем разорвать пополам салфетки. Что мы видим?
Д.: - Салфетка из бумаги порвалась легко, а салфетка из ткани не рвётся.
В.: - Правильно, чтобы разорвать ткань нужно приложить усилия или разрезать
ножницами.
(Дети разрезают ткань пополам).
Воспитатель обобщает: -Бумага рвется и режется, а ткань лучше резать ножницами.
В.: - А кто мне скажет, если куклы все-таки порвут свои платья, что им можно
посоветовать?
(Ответы детей)
В.: - Всё верно! Бумагу можно склеить, а ткань сшить.
А теперь нам пора отдохнуть, так как мы с вами уже достаточно потрудились.
Выходите все на ковёр ко мне.
Физкультминутка „Мы стираем“
Мы стираем, мы стираем,
Раз, два, три - руками трём.
А потом мы прополощем,
Сильно-сильно отожмём,
А потом вот так встряхнём
И прищепочки возьмём.
Высохнут платья,
Мы их погладим,
И наших кукол
Мы в платья нарядим!
В: - Ну, а теперь продолжим наш очередной эксперимент. Ребята, если Маша и Даша
испачкают свои платья и решат их постирать, что с ними будет. Давайте проверим!
Возьмите мелок любого цвета и нарисуйте им на платье из бумаги и на платье из
ткани. Положите мелки на место. Возьмите платье из ткани, намочите и намыльте
его кусочком мыла. Положите мыло в мыльницы, а платье потрите двумя руками,
сполосните, отожмите, посмотрите отстиралось пятно?
Д: - Да!
В: - А теперь проделайте тоже самое с платьем из бумаги. Что мы видим? (Ответы
детей)
В: Действительно платье из ткани намокло и с него отстиралось пятно. А платье из
бумаги размокло и порвалось.
Дети делают вывод: платье из бумаги придется выбросить, платье из ткани можно
высушить и погладить. Воспитатель разглаживает утюгом платье из ткани.
В.: - Маша и Даша, теперь вы поняли, какими свойствами обладают бумага и ткань?
Ребята, давайте еще раз для кукол повторим:
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
Не состоит из ниток Состоит из ниток
Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков
При разглаживании При разглаживании
Не распрямляется Распрямляется
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
В: - А еще дорогие наши гостьи Маша и Даша наши ребята в случае ссоры мирятся
при помощи „Мирилок“ и сейчас они вас научат!
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
В: - Ребята посмотрите, за то, что мы с вами смогли помирить подруг Машу и Дашу,
они нам дарят новую Дид. игру, которая называется „Что из чего сделано?“
Давайте поблагодарим за подарок и попрощаемся с нашими гостями.
Д: - Спасибо! Досвидания!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №51 Г. ОРЕНБУРГА»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательная»
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Возрастная группа: общеразвивающая группа с 3 до 4 лет №4
Подготовила:
Гааг Н.В
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ №51
2016