Напоминание

"Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения".


Автор: Баранова Надежда Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 32"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения".
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Отчет по теме самообразования «Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения». Учитель начальных классов Н. Н. Баранова
На протяжении пяти лет я работаю над темой «Формирование грамотного письма на уроках русского языка в условиях использования принципов личностно-ориентированного подхода». Эпиграфом для моего выступления я выбрала слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот лад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых он в состоянии творить чудеса!» Рассматриваемая мной тема очень актуальна в наше время. Грамотность - знание законов и правил русского языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Данная проблема в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Ведь грамотное письмо – это не просто движения руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность. Русское письмо, как и письмо большинства народов мира, передает содержание речи путем обозначения звуковой стороны языка условными письменными знаками – буквами на основе определенных норм, предписываемых правилами орфографии, такой вид письма носит название звукового письма .

ФОНЕТИКА
- наука о звуках речи
КАЛЛИГРАФИЯ
- искусство писать четким, правильным красивым почерком
ОРФОГРАФИЯ
– совокупность правил, устанавливающи х написание В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется связь всех сторон изучаемого языка - его фонетики, графики, словообразования, грамматики, семантики, лексики. Чтобы сформировать прочный навык грамотного письма, я перед собой поставила следующие задачи: -развитие у обучающихся фонематического слуха, произношения (фонетика); -развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия); -знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография); -проявление творческих способностей обучающихся. Таким образом, грамотное письмо условно можно разделить на три составляющие. В целом работа по формированию грамотного письма ведется по данным направлениям параллельно. Поэтому обучение грамотному письму по старым учебникам и методикам становится все более проблематичным. Следовательно, чтобы решить данную проблему, в своей практике я использую следующие принципы личностно-ориентированного подхода:
Грамотное письмо

1)
Принцип учета индивидуальных особенностей личности.
В моем классе примерно у половины обучающихся достаточно развиты одновременно визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Однако, остальные дети отдают предпочтение одной модальности. Учитывая эти индивидуальные особенности личности обучающихся, я использую методы дифференцированного подхода:
Визуальный

Аудиальный

Кинестетический
Задания на время Задания на время Временные задания Работа в группах Работа в группах Работа в одиночку Схемы, таблицы, карточки Представления, основанные на эмоциях Многократное повторение Образные представления Задания на исправление ошибок Усвоение правил и грамматических конструкций Задания на правописание Творческие задания Задание на поиск ошибок Сочинение-описание Свободный диктант Логические задания Зрительный диктант Ролевые игры Слуховой . цифровой диктант Инсценировка
2)Принцип выбора.
Педагогу целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора. На уроках русского языка дети сами выбирают формы и способы организации учебного процесса.
3) Принцип творчества и успеха.

Данный принцип позволяет определить и развивать индивидуальные способности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет способности о «сильных» сторонах своей личности.
4)Принцип доверия и поддержки.
Упор делаю на веру в ребенка, доверяю ему, поддерживаю стремление к самореализации. В моей практике используются не внешние воздействия, а внутренняя мотивация. Используя данные принципы личностно-ориентированного подхода при обучение грамотному письму, я выделяю 3 линии овладения правописанием (они взаимосвязаны)- на основе: 1. Соотнесения звука и буквы с учетом позиции звука и состава слова. 2. Запоминание буквенного состава слов, воспроизведения слов правильно без пропусков, замен, искажений. 3. Применения правил, решения грамматико-орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи. По мере накопления у обучающихся знаний по грамматике и в зависимости от класса работа по направлению «орфография» постепенно расширяется и увеличивается по объему и количеству знаний. Задания по направлению «каллиграфия» с 1 класса и далее постепенно индивидуализируется и сокращается по количеству заданий и времени проведения . Задания по направлению «фонетика» обязательны и не меняются по времени проведения. Меняется лишь содержание и уровень сложности материала.
Для формирования данного навыка на каждом уроке мы работаем по этим трем направлениям.
Распределение работы на занятии по времени.

класс

каллиграфия

фонетика

орфография
1 20 мин.- 10 мин. 7 – 10 мин. 3 – 10 мин. 2 10 -5 мин. 7 – 10 мин. 10 -20 мин. 3 5 – 3 мин. 7 – 10 мин. 20 – 25 мин. 4 3 м и н . – индивид. работа 7 – 10 мин. 25 – 30 мин. Я использую различные виды заданий по каллиграфии, фонетике, орфографии.
каллиграфия

фонетика

орфография
Раскрашивание частей рисунка с за д а нно й буквой Найди букву и назови звуки П и с ь м о с проговариванием Конструирование буквы и з п р о в о л о к и , пластилина , ниток, палочек. Найди звук в словах. П и с ь м о с комментированием. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. Что лишнее? Заучивание правил с п о м о щ ь ю и г р о в ы х приемов. Штриховка по заданию. Работа со словами , имеющими одинаковые Орфографические минутки (слово -
буквы. Обозначающие разные звуки. проверочное) Прописывание элементов букв. Рифмованные предложения и тексты. Подбор родственных слов (группы). Прописывание группы и соединений с другими буквами. Запись транскрипций звуков. Слов. Составление таблиц – алгоритмов . схем-опор. Правописание узоров без отрыва по кальке, по образцу. Запись слов по данной транскрипции. Работа по перфокартам. Прописывание буквы в сочетании с узором. Фонетический разбор. Текст с «окошечками». Правописание слогов и слов. Слуховые диктанты. Т е к с т . Н а й т и орфограммы. Правописание букв и слов с данной буквой. Артикуляционные зарядки. Текст для к р а с н о го к а р а н д а ш а ( с ошибками). П р о п и с ы в а н и е с заданиями: что лишнее? Ч т о о б щ е е ? Ч е м отличаются? Добавь до целого . составь из частей. Фонетические задачи. М и н и - д и к т а н т ы ( предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, свободный, творческий, с о б о с н о в а н и е м , свободный). Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Слоговые аукционы. Разбор слов по составу. С п и с ы в а н и е с письменного текст а- образца. Звук заблудился. Орфографические игры. Письмо образца для товарища. Чистоговорки. Орфографические задачи.
Самооценка, самоанализ. Скороговорки. Творческие работы. Используя личностно-ориентированный подход для формирования грамотного письма, мне удалось достичь положительных результатов. По диагностическим данным можно сделать следующие выводы:  Наблюдается рост показателей развития фонематического слуха и звукопроизношения; П о к а з а т е л и р а з в и т и я з в у к о п р о и з н о ш е н и я и фонематического слуха: 1 класс 2клас с -услышат разницу между правильным и неправильным произношением звуков; 69% 95% -выделяют определенный звук из цепочки звуков; 85% 98% -выделяют слог из ряда слогов; 81% 98% -определяют наличие определенного звука в словах. 84% 98%  Повышение умения правильно воспроизводить зрительный образ буквы ;  Повышение орфографической грамотности; Ошибки , допущенные в диктанте На начало года На конец 1 полугодия замена букв 24% 8% пропуск букв 20% 8% сочетания жи-ши, ча- ща, чу-щу, чн, чк. 32% 4%
з а гл а в н а я б у к в а в именах собственных 24% 4% Результаты контрольных работ
начало года

конец 1 полугодия

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

73%

92%

92%

качество

успеваемость
Благодаря использованию принципов личностно – ориентированного обучения у учащихся повысилась речевая активность , исчезли зажимы в ответах у доски, повысилась самооценка, проявился творческий потенциал учеников , новые грани их возможностей. Я считаю, что данная работа должна вестись систематически на каждом уроке, тогда цель, поставленная перед педагогом будет реализована.


В раздел образования