"Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения".
Автор: Баранова Надежда Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 32" Населённый пункт: г. Череповец Наименование материала: Статья Тема: "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения". Раздел: начальное образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32»
Отчет по теме самообразования
«Формирование навыков грамотного
письма на уроках русского языка в
условиях личностно-ориентированного
обучения».
Учитель
начальных классов
Н. Н. Баранова
На протяжении пяти лет я работаю над темой «Формирование грамотного
письма на уроках русского языка в условиях использования
принципов
личностно-ориентированного подхода». Эпиграфом для моего выступления я
выбрала слова И. С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот лад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками…обращайтесь
почтительно
с
этим могущественным орудием: в руках умелых он
в состоянии творить чудеса!»
Рассматриваемая мной тема очень актуальна в наше время. Грамотность
- знание законов и правил русского языка в сочетании с твердыми навыками
пользования ими в устной и письменной речи.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных
навыков грамотного письма. Данная проблема в начальных классах является
одной из ведущих в курсе русского языка. Ведь грамотное письмо – это не
просто
движения
руки,
слуховые
и
зрительные
представления,
а
особая
речевая деятельность.
Русское письмо, как и письмо большинства народов мира, передает
содержание речи путем обозначения звуковой стороны языка условными
письменными
знаками
–
буквами
на
основе
определенных
норм,
предписываемых правилами орфографии, такой вид письма носит название
звукового письма .
ФОНЕТИКА -
наука о звуках
речи
КАЛЛИГРАФИЯ -
искусство писать
четким,
правильным
красивым
почерком
ОРФОГРАФИЯ –
совокупность
правил,
устанавливающи
х написание
В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется
связь
всех
сторон
изучаемого
языка
-
его
фонетики,
графики,
словообразования, грамматики, семантики, лексики.
Чтобы
сформировать
прочный
навык
грамотного
письма,
я
перед
собой
поставила следующие задачи:
-развитие у обучающихся фонематического слуха, произношения (фонетика);
-развитие
мелкой
моторики
рук,
умение
правильно
воспроизводить
зрительный образ буквы (каллиграфия);
-знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография);
-проявление творческих способностей обучающихся.
Таким
образом,
грамотное
письмо
условно
можно
разделить
на
три
составляющие.
В целом работа по формированию грамотного письма ведется по
данным направлениям параллельно. Поэтому обучение грамотному письму
по старым учебникам и методикам становится все более проблематичным.
Следовательно,
чтобы
решить
данную
проблему,
в
своей
практике
я
использую следующие принципы личностно-ориентированного подхода:
Грамотное письмо
1) Принцип учета индивидуальных особенностей личности.
В моем классе примерно у половины обучающихся достаточно развиты
одновременно
визуальные,
аудиальные
и
кинестетические
способности.
Однако, остальные дети отдают предпочтение одной модальности. Учитывая
эти
индивидуальные
особенности
личности
обучающихся,
я
использую
методы дифференцированного подхода:
Визуальный
Аудиальный
Кинестетический
Задания на время
Задания на время
Временные задания
Работа в группах
Работа в группах
Работа в одиночку
Схемы, таблицы,
карточки
Представления,
основанные на эмоциях
Многократное
повторение
Образные
представления
Задания на исправление
ошибок
Усвоение правил и
грамматических
конструкций
Задания на
правописание
Творческие задания
Задание на поиск
ошибок
Сочинение-описание
Свободный диктант
Логические задания
Зрительный диктант
Ролевые игры
Слуховой . цифровой
диктант
Инсценировка
2)Принцип выбора.
Педагогу
целесообразно,
чтобы
обучающийся
жил,
учился
и
воспитывался в условиях постоянного выбора. На уроках русского языка дети
сами выбирают формы и способы организации учебного процесса.
3) Принцип творчества и успеха.
Данный
принцип
позволяет
определить
и
развивать
индивидуальные
способности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет способности о
«сильных» сторонах своей личности.
4)Принцип доверия и поддержки.
Упор делаю на веру в ребенка, доверяю ему, поддерживаю стремление к
самореализации. В моей практике используются не внешние воздействия, а
внутренняя мотивация.
Используя
данные
принципы
личностно-ориентированного
подхода
при
обучение грамотному письму, я выделяю 3 линии овладения правописанием
(они взаимосвязаны)- на основе:
1. Соотнесения звука и буквы с учетом позиции звука и состава слова.
2. Запоминание буквенного состава слов, воспроизведения слов правильно
без пропусков, замен, искажений.
3. Применения правил, решения грамматико-орфографических задач, знания
морфемного
состава
слов,
проговаривания
и
списывания,
записи
под
диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.
По мере накопления у обучающихся знаний по грамматике и в
зависимости от класса работа по направлению «орфография» постепенно
расширяется и увеличивается по объему и количеству знаний.
Задания по направлению «каллиграфия»
с 1 класса и далее постепенно
индивидуализируется
и
сокращается
по
количеству
заданий
и
времени
проведения .
Задания по направлению «фонетика» обязательны и не меняются по
времени
проведения.
Меняется
лишь
содержание
и
уровень
сложности
материала.
Для формирования данного навыка на каждом уроке мы работаем по этим
трем направлениям.
Распределение работы на занятии по времени.
класс
каллиграфия
фонетика
орфография
1
20 мин.- 10 мин.
7 – 10 мин.
3 – 10 мин.
2
10 -5 мин.
7 – 10 мин.
10 -20 мин.
3
5 – 3 мин.
7 – 10 мин.
20 – 25 мин.
4
3
м и н .
–
индивид. работа
7 – 10 мин.
25 – 30 мин.
Я
использую
различные
виды
заданий
по
каллиграфии,
фонетике,
орфографии.
каллиграфия
фонетика
орфография
Раскрашивание
частей
рисунка
с
за д а нно й
буквой
Найди
букву
и
назови
звуки
П и с ь м о
с
проговариванием
Конструирование буквы
и з
п р о в о л о к и ,
пластилина
,
ниток,
палочек.
Найди звук в словах.
П и с ь м о
с
комментированием.
Поиск
буквы
в
ряду
других букв, сравнение.
Что лишнее?
Заучивание
правил
с
п о м о щ ь ю
и г р о в ы х
приемов.
Штриховка по заданию.
Работа
со
словами
,
имеющими
одинаковые
Орфографические
минутки
(слово
-
буквы.
Обозначающие
разные звуки.
проверочное)
Прописывание
элементов букв.
Рифмованные
предложения и тексты.
Подбор
родственных
слов (группы).
Прописывание группы и
соединений
с
другими
буквами.
Запись
транскрипций
звуков. Слов.
Составление
таблиц
–
алгоритмов . схем-опор.
Правописание
узоров
без отрыва по кальке, по
образцу.
Запись слов по данной
транскрипции.
Работа по перфокартам.
Прописывание
буквы
в
сочетании с узором.
Фонетический разбор.
Текст с «окошечками».
Правописание
слогов
и
слов.
Слуховые диктанты.
Т е к с т .
Н а й т и
орфограммы.
Правописание
букв
и
слов с данной буквой.
Артикуляционные
зарядки.
Текст
для
к р а с н о го
к а р а н д а ш а
( с
ошибками).
П р о п и с ы в а н и е
с
заданиями: что лишнее?
Ч т о
о б щ е е ?
Ч е м
отличаются? Добавь до
целого
.
составь
из
частей.
Фонетические задачи.
М и н и -
д и к т а н т ы
(
предупредительный,
объяснительный,
комментированный,
выборочный,
свободный,
творческий,
с
о б о с н о в а н и е м ,
свободный).
Пальчиковая
гимнастика,
гимнастика
для глаз.
Слоговые аукционы.
Разбор слов по составу.
С п и с ы в а н и е
с
письменного
текст а-
образца.
Звук заблудился.
Орфографические игры.
Письмо
образца
для
товарища.
Чистоговорки.
Орфографические
задачи.
Самооценка,
самоанализ.
Скороговорки.
Творческие работы.
Используя
личностно-ориентированный
подход
для
формирования
грамотного письма, мне удалось достичь положительных результатов. По
диагностическим данным можно сделать следующие выводы:
Наблюдается
рост
показателей
развития
фонематического
слуха
и
звукопроизношения;
П о к а з а т е л и
р а з в и т и я
з в у к о п р о и з н о ш е н и я
и
фонематического слуха:
1
класс
2клас
с
-услышат
разницу
между
правильным
и
неправильным
произношением звуков;
69%
95%
-выделяют определенный звук из цепочки звуков;
85%
98%
-выделяют слог из ряда слогов;
81%
98%
-определяют наличие определенного звука в словах.
84%
98%
Повышение
умения
правильно
воспроизводить
зрительный
образ
буквы ;
Повышение орфографической грамотности;
Ошибки , допущенные в
диктанте
На начало года
На конец 1 полугодия
замена букв
24%
8%
пропуск букв
20%
8%
сочетания жи-ши,
ча-
ща, чу-щу, чн, чк.
32%
4%
з а гл а в н а я
б у к в а
в
именах собственных
24%
4%
Результаты контрольных работ
начало года
конец 1 полугодия
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
73%
92%
92%
качество
успеваемость
Благодаря
использованию
принципов
личностно
–
ориентированного
обучения у учащихся повысилась речевая активность , исчезли зажимы в
ответах у доски, повысилась самооценка, проявился творческий потенциал
учеников , новые грани их возможностей.
Я считаю, что данная работа должна вестись систематически на
каждом уроке, тогда цель, поставленная перед педагогом будет реализована.