Напоминание

"Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями профессионального образования"


Автор: Бурмакина Наталья Викторовна
Должность: учитель, учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями профессионального образования"
Раздел: среднее образование





Назад





Бурмакина Наталья Викторовна,

МБОУ СОШ № 18 г. Канска,

учитель, работающий

по адаптированной программе

для обучающихся с ОВЗ

(нарушением интеллекта),

учитель-дефектолог,

телефон:89138323779

lara-fedorova-72@mail

«Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по

профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями

профессионального образования»
.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду,

труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет,

то лень делает труд ненавистным.
(Гельвеций К.) Социальные, организационные, экономические условия сложились так, что наша школа на протяжении нескольких лет обучает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта). Сегодня в школе 543 ученика, из них 144 обучающихся с ОВЗ. В школе работают 44 педагога, из них 24 работают, в том числе с обучающимися с ОВЗ, 10 педагогов только с обучающимися с нарушением интеллекта. В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с нарушением интеллекта. В силу личностных особенностей, выпускникам данной категории очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. Поэтому мне бы хотелось проанализировать её через призму приобретенного опыта, делая акцент на организации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ. Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений обучающихся, их профессиональному самоопределению. Моя педагогическая деятельность с обучающимися, имеющими нарушения в развитии началась с 2009 г, в 4 в классе. С первых дней работы я поняла, что мне необходимо учитывать их психофизические особенности, уровень учебной подготовки, состояние здоровья, а также способности и склонности, которые будут в дальнейшем способствовать профессиональному определению. Для этого я решила, что основной упор необходимо направить на организованную трудовую деятельность. К одной из таких деятельностей относится: ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о порученном деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности, но это оказалась не так то просто, так как у некоторых детей были не сформированы элементарные трудовые навыки. Собственным примером на протяжении достаточно длительного времени мне пришлось учить их подметать пол, вытирать пыль, мыть доску и т д.
Начиная с 5-го класса, в нашей школе проходит летняя трудовая практика и это действительно живое творческое дело, где проявляются лучшие качества личности обучающегося, через посадку и уход за цветами на школьной клумбе, помощь в уборке и благоустройстве территории и помещений школы. Каждый классный руководитель трудится вместе с ребятами на своём участке, тем самым проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников с ОВЗ. Немаловажное значение в профессиональном определении имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить способности обучающегося к предложенному трудовому профилю. Так творческие работы обучающихся моего класса в 2014 г. участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, технического творчества среди общеобразовательных учреждений муниципальных образований восточной зоны Красноярского края и г. Красноярска, где результатом участия стали призовые места. А участником краевого конкурса «Лучший по профессии» среди общеобразовательных учреждений Красноярского края был обучающийся моего класса, занявший 3-е место в зональном туре. Помимо стандартных мероприятий по профориентации хотелось бы уделить особое внимание сотрудничеству с нашими выпускниками Канского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства. В 8 классе наиболее востребованной для нас формой в профессиональном ориентировании стало посещение на базе техникума профессиональных проб по направлениям – элементы формирования холодных закусок, выполнение декоративной шкатулки, изготовление мягкой игрушки ручным способом, облицовка поверхности глазуированной керамической плиткой и т.д. При посещении техникума обучающиеся знакомились с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. Благодаря совместной с техникумом профориентационной деятельности у меня была возможность максимально полно познакомить ребят с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. По окончании 9-го класса «Канским техникумом были предложены следующие специальности – пекарь, кухонный работник, швея, слесарь по ремонту автомобиля, облицовщик- плиточник, резчик по дереву. После получения свидетельств об обучении учащиеся совместно с родителями были направлены в техникум для сдачи документов и так как Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства единственное профессиональное учреждение для выпускников, обучающихся по адаптированной программе с лёгкой степенью умственной отсталости, многие ребята не смогли подать документы из-за ограниченного количества мест. Но им было предложено получить профобразование в Георгиевском филиале КГБПОУ «Канского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства» и КГБПОУ « Боготольском техникуме транспорта». Таким образом 15 выпускников моего класса были распределены следующим образом: 1- облицовщик- плиточник, 1-кухонный работник, 4- пекаря, 6 - слесарей по ремонту автомобиля - продолжили профобучеие в «Канском техникуме отраслевых технологий и сельского хозяйства»; 1- слесарь по ремонту сельскохозяйственного транспорта в Георгиевском филиале Канского техникума; 3-штукатура-маляра в Боготольском техникуме транспорта. С одним из выпускников моего класса возникли трудности в профессиональном выборе в силу искаженных и завышенных представлений о собственных возможностях( что свойственно для обучающихся с нарушением в развитии): после получения
свидетельства об обучении он решил, что дальнейшее своё обучение он должен продолжить в более перспективном учебном заведении, а не на уровне техникума. Родители адекватно понимали, по какой программе обучается их ребёнок и его перспективы на будущее, но, идя на поводу пытались устроить сына в учреждение по его запросу. Для этого они неоднократно были в центре диагностики и консультирования ( с просьбой снятия вида обучения), в управлении образования, где им была оказана консультативная помощь, в центре занятости (ему хотелось быть барменом, программистом), в профучреждениях г. Красноярска, но финансовое положение родителей не позволяло ему там обучаться. Благодаря поддержке педагогов и психолога нашей школы нам удалось его переубедить и устроить обучаться в КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта» по специальности штукатур-маляр, что противоречило запросам самого выпускника. На сегодняшний день я очень тесно поддерживаю связь с выпускниками своего класса, часть ребят успешно овладевает не только выбранной профессией, но и дополнительными профилями, такими как «официант» и «сушист». Всё это служит подтверждением того, что работа классного руководителя, оказывается эффективной и направлена на формирование достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения выпускников. С начала учебного года моя педагогическая деятельность продолжается с обучающимися 5-го класса, где с первых дней я поставила перед собой задачу – не только изучение личности обучающихся, но привитие трудолюбия, дисциплины, стойкого интереса к труду. Изучая обучающихся путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, я выделяю положительные и отрицательные проявления трудовых качеств обучающихся. Эффективность профессионального самоопределения повышает межпредметные связи. Так например, на уроке литературного чтения после знакомства со стихотворением Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть» ребята писали сочинение по теме «Кем бы я хотел стать?», что послужило источником сведений о самом школьнике, его мечтах, стремлениях, сомнениях и склонностях. Диапазон интересующих их профессий был велик - от полицейского, водителя до директора магазина и повара. Это объясняется низкой критичностью учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Материалы сочинений были использованы мною на классных часах и родительских собраниях для изучения профессиональных интересов, анализа трудностей детей, а также для знакомства с теми специальностями, которые предлагают нам профессиональные учреждения нашего края. По данным анкетирования, проведенного в конце декабря 2015 г. (участвовало 15 человек, 4 девочки и 11 мальчиков) продолжить обучение после окончания школы по профилю штукатур-маляр хотели бы – 3 обучающихся, облицовщик-плиточник- 4, слесарь по ремонту автомобиля - 4, кухонный работник - 2, пекарь - 2. Учащиеся 5-го класса затрудняются объяснить проявление своего интереса к выбору той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого интереса выдвигается желание работать вместе с родителями. Лишь незначительное число обучающихся называет существенные качества профессии и ее значимость, их профессиональные интересы пока еще незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. Это и есть то направление, над которым мне предстоит трудиться в течение нескольких лет. В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта, как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование
детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.


В раздел образования