"Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями профессионального образования"
Автор: Бурмакина Наталья Викторовна Должность: учитель, учитель - дефектолог Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 Населённый пункт: город Канск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями профессионального образования" Раздел: среднее образование
«Организация работы с обучающимися с нарушением интеллекта по
профессиональному самоопределению и взаимодействию с учреждениями
профессионального образования» .
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду,
труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет,
то лень делает труд ненавистным.
(Гельвеций К.)
Социальные, организационные, экономические условия сложились так, что наша
школа
на
протяжении
нескольких
лет
обучает
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (нарушение интеллекта). Сегодня в школе 543 ученика, из них
144 обучающихся с ОВЗ. В школе работают 44 педагога, из них 24 работают, в том числе
с обучающимися с ОВЗ, 10 педагогов только с обучающимися с нарушением интеллекта.
В
настоящее
время
возникает
проблема
в
выборе
профессии
не
только
нормально
развивающихся школьников, но и лиц с нарушением интеллекта. В силу личностных
особенностей,
выпускникам
данной
категории
очень
сложно
сориентироваться
в
условиях современного рынка труда. Поэтому мне бы
хотелось проанализировать её
через призму приобретенного опыта, делая акцент на организации профессиональной
подготовки обучающихся с ОВЗ.
Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей
школе.
Она предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на
понимание
объективных
условий,
в
которых
будет
осуществляться
его
трудовая
деятельность.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни
каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое
место в жизни. Работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в
получении знаний и умений обучающихся, их профессиональному самоопределению.
Моя педагогическая деятельность с обучающимися, имеющими нарушения в развитии
началась с 2009 г, в 4 в классе. С первых дней работы я поняла, что мне необходимо
учитывать их психофизические особенности, уровень учебной подготовки, состояние
здоровья,
а
также
способности
и
склонности,
которые
будут
в
дальнейшем
способствовать профессиональному определению.
Для этого я решила, что основной
упор необходимо направить на организованную трудовую деятельность. К одной из
таких
деятельностей
относится:
ежедневное
выполнение
общественно-трудовых
поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о порученном деле,
воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает
организаторские способности, но это оказалась не так то просто, так как у некоторых
детей были не сформированы элементарные трудовые навыки. Собственным примером
на протяжении достаточно длительного времени мне пришлось учить их подметать пол,
вытирать пыль, мыть доску и т д.
Начиная с 5-го класса,
в
нашей школе проходит летняя трудовая практика и это
действительно
живое
творческое
дело,
где
проявляются
лучшие
качества
личности
обучающегося, через посадку и уход за цветами на школьной клумбе, помощь в уборке и
благоустройстве
территории
и
помещений
школы.
Каждый
классный
руководитель
трудится вместе с ребятами на своём участке,
тем самым
проявляется личная и
коллективная ответственность за результаты своего труда,
чувство товарищества и
взаимовыручки
во
имя
общего
дела.
Все
эти
качества
играют
важное
значение
в
дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников с ОВЗ.
Немаловажное значение в профессиональном определении имеет взаимодействие
классного
руководителя
и
учителя
трудового
обучения.
Это
сотрудничество
даёт
возможность
проследить
способности
обучающегося
к
предложенному
трудовому
профилю. Так творческие работы обучающихся моего класса в 2014 г. участвовали в
выставке
декоративно-прикладного
искусства,
технического
творчества
среди
общеобразовательных
учреждений
муниципальных
образований
восточной
зоны
Красноярского края и г. Красноярска, где результатом участия стали призовые места. А
участником
краевого конкурса «Лучший по профессии» среди общеобразовательных
учреждений Красноярского края был обучающийся моего класса, занявший 3-е место в
зональном туре.
Помимо
стандартных
мероприятий
по
профориентации
хотелось
бы
уделить
особое
внимание
сотрудничеству
с
нашими
выпускниками
Канского
техникума
отраслевых технологий и сельского хозяйства. В 8 классе наиболее востребованной для
нас формой в профессиональном ориентировании стало посещение на базе техникума
профессиональных проб по направлениям – элементы формирования холодных закусок,
выполнение декоративной шкатулки, изготовление мягкой игрушки ручным способом,
облицовка поверхности глазуированной керамической плиткой и т.д. При посещении
техникума
обучающиеся
знакомились
с
традициями
учреждения,
с
жизнью
их
сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха.
Благодаря совместной
с техникумом профориентационной деятельности у меня
была возможность
максимально полно познакомить ребят с рабочими профессиями,
воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. По окончании 9-го
класса «Канским техникумом
были предложены следующие специальности – пекарь,
кухонный работник, швея, слесарь по ремонту автомобиля, облицовщик- плиточник,
резчик по дереву.
После получения свидетельств об обучении
учащиеся совместно с родителями
были
направлены
в
техникум
для
сдачи
документов
и
так
как
Канский
техникум
отраслевых
технологий
и
сельского
хозяйства
единственное
профессиональное
учреждение для выпускников, обучающихся по адаптированной программе с лёгкой
степенью умственной отсталости, многие ребята не смогли подать документы из-за
ограниченного количества мест. Но им было предложено получить профобразование в
Георгиевском
филиале
КГБПОУ
«Канского
техникума
отраслевых
технологий
и
сельского хозяйства» и КГБПОУ « Боготольском техникуме транспорта». Таким образом
15 выпускников моего класса были распределены следующим образом: 1- облицовщик-
плиточник, 1-кухонный работник, 4- пекаря, 6 - слесарей по ремонту автомобиля -
продолжили профобучеие
в «Канском техникуме отраслевых технологий и сельского
хозяйства»; 1- слесарь по ремонту сельскохозяйственного транспорта в Георгиевском
филиале
Канского техникума;
3-штукатура-маляра в Боготольском техникуме
транспорта.
С одним из выпускников моего класса возникли трудности в профессиональном выборе
в силу искаженных и завышенных представлений о собственных возможностях( что
свойственно
для
обучающихся
с
нарушением
в
развитии):
после
получения
свидетельства
об
обучении
он
решил,
что
дальнейшее
своё
обучение
он
должен
продолжить
в
более
перспективном
учебном
заведении,
а
не
на
уровне
техникума.
Родители
адекватно
понимали,
по
какой
программе
обучается
их
ребёнок
и
его
перспективы на будущее, но, идя на поводу пытались устроить сына в учреждение по его
запросу. Для этого они неоднократно были в центре диагностики и консультирования ( с
просьбой
снятия
вида
обучения),
в
управлении
образования,
где
им
была
оказана
консультативная
помощь,
в
центре
занятости
(ему
хотелось
быть
барменом,
программистом),
в
профучреждениях
г.
Красноярска,
но
финансовое
положение
родителей не позволяло ему там обучаться. Благодаря поддержке педагогов и психолога
нашей
школы
нам
удалось
его
переубедить
и
устроить
обучаться
в
КГБПОУ
«Боготольский
техникум
транспорта»
по
специальности
штукатур-маляр,
что
противоречило запросам самого выпускника.
На сегодняшний день я очень тесно поддерживаю связь с выпускниками своего
класса,
часть
ребят
успешно
овладевает
не
только
выбранной
профессией,
но
и
дополнительными профилями, такими как «официант» и «сушист». Всё это служит
подтверждением того, что работа классного руководителя, оказывается эффективной и
направлена на формирование достойной ориентации в различных ситуациях жизненного
и профессионального самоопределения выпускников.
С начала учебного года моя педагогическая деятельность продолжается с обучающимися
5-го класса, где с первых дней я поставила перед собой задачу – не только изучение
личности обучающихся, но привитие трудолюбия, дисциплины, стойкого интереса к
труду. Изучая обучающихся путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных
экспериментальных проб,
я выделяю положительные и отрицательные проявления
трудовых качеств обучающихся. Эффективность профессионального самоопределения
повышает межпредметные связи. Так например, на уроке литературного чтения после
знакомства со стихотворением Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть» ребята писали
сочинение по теме «Кем бы я хотел стать?», что послужило источником сведений о самом
школьнике,
его
мечтах,
стремлениях,
сомнениях
и
склонностях.
Диапазон
интересующих
их профессий был велик - от полицейского, водителя до директора
магазина и повара.
Это объясняется низкой критичностью учеников, недостаточными
знаниями,
малым
жизненным
опытом
и
несоответствием
между
их
интересами
и
осознаваемыми возможностями.
Материалы сочинений были использованы мною на
классных часах и родительских собраниях для изучения профессиональных интересов,
анализа трудностей детей, а также для знакомства с теми специальностями, которые
предлагают нам профессиональные учреждения нашего края.
По данным анкетирования, проведенного в конце декабря 2015 г. (участвовало 15
человек, 4 девочки и 11 мальчиков) продолжить обучение после окончания школы по
профилю
штукатур-маляр
хотели
бы
–
3
обучающихся,
облицовщик-плиточник-
4,
слесарь по ремонту автомобиля - 4, кухонный работник - 2, пекарь - 2.
Учащиеся 5-го класса затрудняются объяснить проявление своего
интереса к
выбору той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне
привлекательные,
но
не
существенные
стороны.
В
качестве
другого
интереса
выдвигается
желание
работать
вместе
с
родителями.
Лишь
незначительное
число
обучающихся
называет
существенные
качества
профессии
и
ее
значимость,
их
профессиональные интересы пока еще незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны.
Это и есть то направление, над которым мне предстоит трудиться в течение нескольких
лет.
В
заключении
еще
раз
хочется
подчеркнуть
необходимость
целенаправленной
профессиональной
ориентации
детей
с
нарушением
интеллекта,
как
одного
из
приоритетных
направлений
трудового
обучения.
Профессиональное
ориентирование
детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных
специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа,
несомненно, принесет положительные результаты.