Автор: Прохорова Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 17 Населённый пункт: Красногорский район, д. Путилково Наименование материала: Проект Тема: "Зимующие птицы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».
воспитатель подготовительной
группы : Прохорова С.С.
Тип проекта: творческий
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные
игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы,
просмотр видеофильмов и телепередач, с родителями изготовление вывешивание кормушек,
фотографирование с родителями зимующих птиц в Забайкалье, участие в городской
экологической акции «Поможем зимующим птицам»
Продолжительность проекта: средней продолжительности (ноябрь 2016г. – март 2017г.)
Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы,
семья.
Возраст детей: 6-7 лет.
Проблема: слабые экологические знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания
помощи птицам зимой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих
птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта:
·
развитие познавательных способностей
·
развитие творческого воображения и мышления
·
развитие коммуникативных навыков
·
совместная деятельность с родителями
Задачи исследовательской деятельности:
·
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
·
развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно,
·
формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с
использованием различных вариантов.
Линии развития личности:
·
познавательно-речевое развитие дошкольников,
·
художественно-эстетическое развитие дошкольников,
·
социально-личностное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:
·
сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах,
·
научить детей самостоятельно решать экологические задачи,
·
научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях,
·
сформировать гуманное отношение к природе,
·
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения
отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном
детстве». С.Н.Николаева.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-
речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и
взаимосвязях в природе,
- знать пять-семь видов зимующих птиц,
- иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное
воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:
- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их
свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном
труде;
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
- приобщать детей к театральному искусству;
- развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам,
- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять
возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
- совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно
оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Содержание экологического воспитания включает два направления:
- экологические знания детей,
- отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы,
необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста
может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции
разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и
трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной
литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности
детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного
учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем
птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о
зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
1. Задачи оздоровительной направленности
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой
2. Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания
- развивать экологические представления
- формировать начала экологического мировоззрения
- формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи
- учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц,
птицы распространяют семена.
- познакомить детей с Красной книгой
3. Задачи воспитательной направленности:
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать
их в трудную минуту
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- учить детей заботиться о зимующих птицах
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала
5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды
деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения
отражать это в рисунке, лепке и аппликации
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время
года
3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
5. Обогатить словарный запас детей
6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга,
приходить на выручку
8. Приобщить к совместной деятельности родителей
Раздел программы
Формы и методы работы
Познавательное развитие
Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?»
«Зимующие птицы».
Экскурсия по экологической тропе к рябиновой аллее.
Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у
кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад».
Развитие речи
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,
«Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто
как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький»,
«Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?».
Ознакомление с
художественной
литературой
Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей
нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И.
Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц»,
загадки и стихи.
Конструирование
Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление
кормушек из бросового материала».
Рисование
Занятия: «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках».
Лепка
Занятие: «Вылепи любую птицу».
Аппликация
Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока – белобока».
Театрализованная
деятельность
Экологическая сценка «Доживем до весны».
Физическое воспитание
Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет
птиц».
Опытно-исследовательская
деятельность
Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение
за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия
питания птиц зимой и летом.Ведение дневника наблюдений
прилета птиц к кормушке.
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она
голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
«Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с
уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
«Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка»
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
Наблюдения за зимующими птицами
Наблюдение за птицами поздней осень, зимой.
Цель:
- формировать представления о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Наблюдение за синицей.
Цели:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Какую пользу синицы приносят?
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Наблюдение за зимующими птицами.
Цели:
- закреплять знания о зимующих птицах;
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения:
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют зимующими?
- Чем они питаются?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
- Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются
почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около
жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам –
синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Наблюдение за вороной
Цели:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- знакомит с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями.
Цели:
- закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек
ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Наблюдение за синичкой.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них;
- учить узнавать их по внешнему виду.
Ход наблюдения:
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит синичка?
- Как передвигается и чем питается?
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
- почему синичка осталась на зимовку?
- Как люди отмечают «Синичкин» день?
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели.
Цели:
- на примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни
(питания, движения);
- воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает загадки:
Грудка ярче, чем заря,
У кого? …. (у снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели)
- Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое,
хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а
темно-серая)
- как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое
на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые
хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)
Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы
пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в
поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины).
- чем отличается снегирь от свиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель –
размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения)
- видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах
рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)
- можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды
рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые
ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором
кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой).
- знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные,
неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими
стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые,
быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее,
жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
В. Звягина
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
С. Есенин
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
В.Мирясова
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
А. Берлова
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти –
Лучше ягод не найдешь
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
окормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)
Днем молчит,
Ночью кричит.
(филин, сова)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится...
(синица).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера...
(снегирь).
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(дятел)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым...
(снегирем).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми!
Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и
развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном,
хлебом!»
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
·
во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные
банки, коробки – лучше сделать кормушки;
·
подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут
прилетать к этому времени;
·
кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы
нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
·
корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель:
Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о
приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в
окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей.
Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой.
Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой.
Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей
правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, умение
подчиняться коллективу.
Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке,
рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах,
прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: иллюстрации, изображающие различных птиц.
Ход занятия:
Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то что неизвестно».
Воспитатель:
Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В ней участвуют две команды:
«Снегири» капитан команды - Дима, и команда «Синицы» капитан команды – Катя.
1 ребенок. Приветствуем сегодня всех
Мы рады встрече с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
2 ребенок. Детей и взрослых позвала
Игра «Что? Где? Когда?»
И думаем, пройдет она
Активно и не скучно.
Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить
жюри. (вызываются члены жюри).
Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к
условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми
заданиями, которые мы приготовили для вас.
Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будут «Зимующие птицы».
Вы готовы к первому заданию?
Первое задание – разминка.
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй
команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске.
1. Угадайте, что за птица?
Всю ночь летает
Скачет по дорожке, Мышей добывает,
Собирает крошки, А станет светло -
Зимовать не улетает Спать летит в дупло.
Под карнизом обитает. (сова)
(воробей)
2. Непоседа птица эта, 2. Кто присел на толстый сук
Одного с березой цвета, И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Громко так стрекочет (дятел)
Рассказать нам что-то хочет.
(сорока)
3. Что за птица 3. Северные гости
Мороза не боится? Клюют рябины грозди
Хоть снега лежат везде, Так нарядны и ярки
У нее птенцы в гнезде. На головках – хохолки.
(клест) (свиристели)
4. Красногрудый, чернокрылый, 4. Угадай, какая птица,
Любит зернышки клевать Бойкая, задорная,
С первым снегом на рябину Ловкая, проворная,
Прилетает к нам опять. Звонко тенькает:
(снегирь) «Тень – тень!
Как прекрасен этот день!»
(синица)
Воспитатель: Разминка прошла удачно. Переходим к следующему заданию.
Теперь, дорогие знатоки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее
части вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили.
Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде:
- Чей это клюв?
- Чей это хвост?
- У какой птицы грудка такого цвета?
Следующее задание посложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и
перелетных. Перед вами птицы и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны.
Кто же здесь лишний?
Следующий тур «художественный». На каждой из этих картинок художник забыл нарисовать
какую-то часть тела птицы. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее.
Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И
все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду. И наш
следующий конкурс называется: «Кого чем угостим». Вам надо к каждой птице приложить ее
любимую еду.
Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, называется так: «Найди, сосчитай и
назови птиц на этой картинке». Всем понятно задание, выполняйте.
Ребенок. Мы на игре сегодня
Славно время провели,
А теперь жюри попросим,
Чтоб итоги подвели.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Воспитатель:
И вот закончилась игра
Но мы надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней и дружней.
«Доживем до весны»
Действующие лица:
Воробей,
Синица
Сорока
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
2. Программа «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова
3. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»,
«Учитель» , Волгоград 2008г.»
3. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева,
Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
5. Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА»,
2006г.
6. Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.