Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Прохорова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 17
Населённый пункт: Красногорский район, д. Путилково
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

воспитатель подготовительной

группы : Прохорова С.С.

Тип проекта: творческий Вид: групповой Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, с родителями изготовление вывешивание кормушек, фотографирование с родителями зимующих птиц в Забайкалье, участие в городской экологической акции «Поможем зимующим птицам» Продолжительность проекта: средней продолжительности (ноябрь 2016г. – март 2017г.) Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья. Возраст детей: 6-7 лет. Проблема: слабые экологические знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе. Задачи проекта: · развитие познавательных способностей · развитие творческого воображения и мышления · развитие коммуникативных навыков · совместная деятельность с родителями Задачи исследовательской деятельности: · формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, · развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно, · формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов. Линии развития личности: · познавательно-речевое развитие дошкольников, · художественно-эстетическое развитие дошкольников, · социально-личностное развитие дошкольников. Ожидаемый результат: · сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах, · научить детей самостоятельно решать экологические задачи, · научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях, · сформировать гуманное отношение к природе, · развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно- речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, - знать пять-семь видов зимующих птиц, - иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно: - развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - приобщать детей к театральному искусству; - развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам, - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. Содержание экологического воспитания включает два направления: - экологические знания детей, - отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.

Цель экологического проекта:
формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе. 1. Задачи оздоровительной направленности - учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой 2. Задачи образовательной направленности: - формировать элементарные экологические знания - развивать экологические представления - формировать начала экологического мировоззрения - формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи - учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях - учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: а) познакомить детей с особенностями жизни птиц б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. - познакомить детей с Красной книгой 3. Задачи воспитательной направленности: - продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы - формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам - воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту 4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями: - учить детей заботиться о зимующих птицах - учить делать кормушку для птиц из бросового материала 5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности: - развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах 2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года 3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой 4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи 5. Обогатить словарный запас детей 6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи 7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку 8. Приобщить к совместной деятельности родителей
Раздел программы Формы и методы работы Познавательное развитие Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы». Экскурсия по экологической тропе к рябиновой аллее. Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний». Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад». Развитие речи Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели». Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?». Ознакомление с художественной литературой Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Конструирование Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление кормушек из бросового материала». Рисование Занятия: «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках». Лепка Занятие: «Вылепи любую птицу». Аппликация Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока – белобока». Театрализованная деятельность Экологическая сценка «Доживем до весны». Физическое воспитание Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц». Опытно-исследовательская деятельность Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом.Ведение дневника наблюдений
прилета птиц к кормушке.
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
«Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями. Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
«Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка»
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего. «День наступает – все оживает», Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка».

Наблюдения за зимующими птицами

Наблюдение за птицами поздней осень, зимой.
Цель: - формировать представления о жизни птиц зимой; - воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы. - Каких птиц вы видите зимой около своего дома? - Почему они прилетают к жилью человека? - Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - Почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? - Какой корм они охотнее поедают? - Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? - Есть ли кормушка возле вашего дома?
Наблюдение за синицей.
Цели: - продолжать вызывать интерес к пернатым - знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень-тень! Как хорош весенний день!» (синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. - Что это за птица? - Как она выглядит и какого она цвета? - Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? - Чем питаются синицы? - Как люди заботятся о них? - Какую пользу синицы приносят? - Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Наблюдение за зимующими птицами.
Цели: - закреплять знания о зимующих птицах; - формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; - воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения: Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы. - Каких птиц называют зимующими? - Чем они питаются? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? - Как человек может помочь зимующим птицам? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Наблюдение за вороной
Цели: - расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; - воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона) - Кто это, как зовут эту птицу? - В чем особенности ее внешнего вида? - Где она живет? - Чем питается? - Есть ли у нее враги? Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем.
Цели: - формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; - знакомит с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. - Как выглядит снегирь? - Чем питается? - Где зимует? - Как человек заботится о нем? - почему снегирь прилетел к нам зимовать? Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (снегирь) Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями.

Цели: - закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы - Кто часто прилетает к нам на участок? - Откуда ни к нам прилетели? - Где они живут? - кто их кормит? - Что они любят клевать? - Как называется домик, где живут голуби? - Голуби перелетные или зимующие птицы?
Наблюдение за синичкой.
Цели: - формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; - учить узнавать их по внешнему виду. Ход наблюдения: Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!»- Приглашает воробей. Воспитатель задает детям вопросы. - Как выглядит синичка? - Как передвигается и чем питается? - Где зимует синичка? - Как они кричит? - Как человек заботится о ней? - почему синичка осталась на зимовку? - Как люди отмечают «Синичкин» день?
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели.
Цели: - на примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения); - воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает загадки: Грудка ярче, чем заря, У кого? …. (у снегиря) Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели) - Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая) - как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.) Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины). - чем отличается снегирь от свиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения) - видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах
рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений) - можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой). - знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).
На дворе морозище Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна не скоро. В. Звягина Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся, поплотней. С. Есенин Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо – На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится – Стайка алых снегирей Облепила деревце! Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны. Н. Рубцов Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. Барто Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца – Покормите молодца. В.Мирясова Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев
Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Красные грудки, черные спинки – Яркие птички, будто с картинки! Что-то там ищут, клюют, посмотри! Видишь? На белом снегу – снегири. А. Берлова Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Засвистели: «Свири-свир! Мы в лесу устроим пир! Пусть опали с веток листья, Шелестит осенний дождь, Мы клюем рябины кисти – Лучше ягод не найдешь ПОКОРМИТЕ ПТИЦ окормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Александр Яшин
Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Поднимет стрекот – крик! (сорока) Днем молчит, Ночью кричит. (филин, сова) Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке на месте Никак не сидится — Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордится... (синица). Серых перьев комок На морозе продрог, Скачет по дорожке, Собирает крошки. (воробей) Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее? (синичка) От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь — Раз красавец прилетел к нам, Житель севера... (снегирь). Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (дятел) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (сорока)
Днем спит, Ночью летает, Прохожих в лесу пугает. (сова) На голом суку сидит, На весь двор кричит: "Кар-кар-кар!" (ворона) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (снегирь) Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (дятел) Чик-чирик! К зернышку прыг, Клюй, не робей, Кто это? (воробей) Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем Красногрудым... (снегирем). Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели)
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!» Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила: · во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки; · подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени; · кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; · корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи. Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей. Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, умение подчиняться коллективу. Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей. Оборудование: иллюстрации, изображающие различных птиц. Ход занятия: Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то что неизвестно». Воспитатель: Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В ней участвуют две команды: «Снегири» капитан команды - Дима, и команда «Синицы» капитан команды – Катя. 1 ребенок. Приветствуем сегодня всех Мы рады встрече с вами И не случайно в этот зал Всех вместе мы собрали. 2 ребенок. Детей и взрослых позвала Игра «Что? Где? Когда?» И думаем, пройдет она Активно и не скучно. Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри. (вызываются члены жюри). Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будут «Зимующие птицы».
Вы готовы к первому заданию? Первое задание – разминка. В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске. 1. Угадайте, что за птица? Всю ночь летает Скачет по дорожке, Мышей добывает, Собирает крошки, А станет светло - Зимовать не улетает Спать летит в дупло. Под карнизом обитает. (сова) (воробей) 2. Непоседа птица эта, 2. Кто присел на толстый сук Одного с березой цвета, И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? Громко так стрекочет (дятел) Рассказать нам что-то хочет. (сорока) 3. Что за птица 3. Северные гости Мороза не боится? Клюют рябины грозди Хоть снега лежат везде, Так нарядны и ярки У нее птенцы в гнезде. На головках – хохолки. (клест) (свиристели) 4. Красногрудый, чернокрылый, 4. Угадай, какая птица, Любит зернышки клевать Бойкая, задорная, С первым снегом на рябину Ловкая, проворная, Прилетает к нам опять. Звонко тенькает: (снегирь) «Тень – тень! Как прекрасен этот день!» (синица) Воспитатель: Разминка прошла удачно. Переходим к следующему заданию. Теперь, дорогие знатоки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее части вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили. Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде: - Чей это клюв? - Чей это хвост? - У какой птицы грудка такого цвета? Следующее задание посложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами птицы и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний? Следующий тур «художественный». На каждой из этих картинок художник забыл нарисовать какую-то часть тела птицы. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее. Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду. И наш следующий конкурс называется: «Кого чем угостим». Вам надо к каждой птице приложить ее любимую еду.
Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, называется так: «Найди, сосчитай и назови птиц на этой картинке». Всем понятно задание, выполняйте. Ребенок. Мы на игре сегодня Славно время провели, А теперь жюри попросим, Чтоб итоги подвели. Жюри подводит итоги и награждает победителей. Воспитатель: И вот закончилась игра Но мы надеемся, что с ней, Вы стали чуточку умней и дружней.

«Доживем до весны»
Действующие лица: Воробей, Синица Сорока (Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья) Воробьишка! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй! Воробьишка, как дела? Ой, не терпится похвастать- Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие- Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)

Воробей:
Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет, глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята Называются юннаты. Так летим же в детский сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу- Я всю зиму есть хочу. (Все улетают). Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню (Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву До весны я доживу! А весной мы дружно вместе Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток, И снега, и холода! (Обращается к синичке) Ты со мной согласна?

Синичка:
Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно!
2. Программа «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова 3. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель» , Волгоград 2008г.» 3. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г. 4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г. 5. Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г. 6. Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.


В раздел образования