"Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Автор: Кузова Ирина Викторовна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ ДС "Рябинка" Населённый пункт: город Радужный, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: "Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
Сообщение для участников городского методического объединения
творческой группы педагогов по физическому развитию
«Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в
приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с
требованиями ФГОС ДО»
Подготовила:
Кузова И.В.
инструктор по
физической культуре
Радужный 17 г.
Основным
фактором,
влияющим
на
результативность
работы
в
направлении
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей
является
тесное
взаимодействие
с
семьей,
которое
осуществляется
на
основе
тщательного
анализа
и
планирования
работы,
имеющего комплексный характер.
Современные
условия
деятельности
дошкольных
учреждений
выдвигают
взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение
педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания
и
доверия
(Е.П.
Арнаутова,
О.Л.Зверева,
В.П.Дуброва
и
др.).
Родители
являются
основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними
просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине
многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск
таких
форм
и
методов
работы,
которые
позволяют
учесть
актуальные
потребности
родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Общая цель взаимодействия с семьями воспитанников в 2015-2016 учебном году
состояла
в
том,
чтобы
повысить
степень
активности
(вовлеченности)
семьи
в
образовательный процесс. Данная цель достигалась в процессе решения ряда задач, одной
из которых являлась задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Работа с семьями воспитанников осуществлялась с учетом ряда принципов:
1.
Открытость детского сада для семьи.
2.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
3.
Создание
единой
развивающей
среды,
обеспечивающей
единые
подходы
к
развитию личности в семье и детском коллективе.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса
осуществлялась администрацией, педагогами на протяжении всего учебного года. Право
родителей
(законных
представителей) воспитанников на
ознакомление
с
ходом
и
содержанием образовательного процесса в ДОУ реализовывалось в различных формах:
индивидуальное, коллективное и наглядно-информационное информирование.
В приемных всех возрастных групп, на стендах в доступных для родителей местах
размещена информация о расписании непосредственно образовательной деятельности,
режиме пребывания детей в ДОУ, о системе закаливающих процедур, методах и средствах
педагогической
диагностики
индивидуального
развития
детей
и
другие
нормативные
документы по образовательной деятельности.
Воспитателями,
другими
педагогическими
работниками
ведется
систематическое
устное
информирование
родителей
в
форме
индивидуальных
бесед,
консультаций
о
достижениях детей, результатах мониторинга образовательной программы.
Физкультурно-оздоровительное
просвещение
также
включало
в
себя
наглядную
агитацию
(стенды,
консультации,
родительские
газеты,
информационные
проспекты,
буклеты)
о
необходимости
охраны
и
укрепления
здоровья
детей,
формирования
потребности в здоровом образе жизни.
Одной
из
форм
просвещения
родителей
стало
традиционное
оформление
ежемесячной тематической рубрики «Академия мудрых родителей». В рамках данной
рубрики педагогами МА ДОУ в течение учебного года оформлен ряд консультаций, папок-
передвижек:
инструктором по физической культуре Кузовой И.В., на тему «Воспитание основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», «Спорт для дошколят»; «Режим
дня ребенка в семье»
Байраковой З.И., воспитателем, «О профилактике плоскостопия у детей»;
Ярмухаметовой
Р.С.,
воспитателем
на
тему
«Почему
болеют
дети?
Или
об
иммунитете»;
В соответствии с планированием работы с семьей воспитателями подготовлены и
размещены в информационных уголках групп консультации:
Байраковой З.И. на тему «Роль семьи в формировании ЗОЖ»;
Ярмухаметовой Р.С., на тему «Здоровье ребенка в ваших руках»;
Байгазиной М.Ф., на тему «Движение – основа здоровья»;
Бахир Е.М., на тему «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»;
Третьяковой Е.И. на тему «Игры для здоровья»,
Панаитовой В.В., на тему «Здоровейка».
В
период
проведения
тематических
недель
с
участием
родителей
в
группах
организованы тематические фотовыставки:
«Папа,
мама,
я
–
спортивная
семья»
(инструктор
по
физической
культуре
Кузовой И.В.)
«Не боимся мы воды!» (Байгазина М.Ф., воспитатель)
В январе 2016 Смолинской С.А., воспитателем оформлен информационный стенд
«Для вас, родители!» с информацией о состоянии здоровья воспитанников ДОУ в 2015 г..
Просвещение
родителей
также
осуществлялось
посредством
ежемесячного
размещенения
информации
на
официальном
сайте
ДОУ
rad-
dou2
caduk.
ru
(консультации, памятки, буклеты, планы проведения тематических недель, аналитические
справки и фотоотчеты по итогам тематических недель).
На протяжении учебного года систематически организовывалось наблюдение и (или)
непосредственное
участие
родителей
в
различных
формах
образовательной
деятельности детей, в том числе, в культурно-досуговых, физкультурно-спортивных и
других
мероприятиях,
проводимых
в
соответствии
с
содержанием
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, планом работы ДОУ, планом
взаимодействия ДОУ с родителями на текущий учебный год.
В планы тематических недель "Неделя здоровья", "Зимняя олимпиада", "Неделя
безопасности" включено большое количество мероприятий с участием родителей.
Гармонизации
детско-родительских
отношений,
а
также
установлению
тесного
взаимодействия
педагогов
и
родителей
способствовало
проведение
разнообразных
нетрадиционных форм работы с семьями.
Бахир Е.М., воспитателем, проведен круглый стол для родителей детей 2-3 лет «Как
заинтересовать ребенка физкультурой?». Кузова И.В., инструктор по физической культуре,
организовала физкультурный досуг с детьми 4-5 лет и родителями
«Вместе с папой,
вместе с мамой с физкультурой мы друзья».
В
рамках
тематической
недели
«Неделя
здоровья»
Байгазиной
М.Ф.,
воспитателем,
проведено развлечение «Советы доктора Микстуркина».
С 2013 для повышения эффективности сотрудничества с родителями в ДОУ начата
работа по изучению и внедрению в образовательный процесс нетрадиционных форм
работы с родителями, а затем и метода проектной деятельности, где педагоги, дети,
родители выступают равноправными участниками. В 2015-2016 учебном году принято
решение
продолжить
работу по профессиональному развитию педагогов ДОУ, а
именно продолжить проведение конкурса педагогического мастерства «Педагог года» и
определить в качестве 2-го этапа конкурс образовательных проектов.
Среди
проектов
разработаны
и
те,
которые
направлены
на
решение
задач
здоровьесбережения, привлечения родителей к активному участию в данной деятельности.
Это
образовательные
проекты
«Здоровый
ребенок
-
счастливый
ребенок»,
автор-
разработчик
Ярмухаметова
Р.С.,
воспитатель; « Сохраним
стопы
здоровыми»,
автор-
разработчик Кузова И.В., инструктор по физической культуре; «Здоровый малыш», автор-
разработчик
Байракова
З.И.,
воспитатель.
В
следующем,
2016-2017
учебном
году
планируется продолжить работу по разработке и реализации проектов (см. таблицу).
Таблица
№
Ф.И.О. педагога,
должность
Методическая тема
Тема
образовательного
проекта
1.
Ярмухаметова Р.С.,
воспитатель
Создание условий длясохранение и
укрепление здоровья детей, формирование
привычки к здоровому образу жизни у
детей старшего дошкольного возраста
«Здоровый
ребенок —
счастливый
ребенок»
2.
Бахир Е.М.,
воспитатель
Ф о р м и р о в а н и е основ
бе зопасно сти
собственной жизнедеятельности у детей 4-
5 лет в игровой деятельности
«Азбука
безопасности»
3.
Валишева В.Б.,
воспитатель
Формирование основ здорового образа
жизни у старших дошкольников
средствами познавательно-игровой
деятельности
"Азбука здоровья"
4.
Байракова З.И.,
воспитатель
Формирование привычки к здоровому
образу жизни и осознанного отношения к
своему здоровью у детей 4-5 лет
"Здоровый
малыш"
5.
Кузова И.В.,
инструктор по
физической культуре
Обучение
плаванию
детей
дошкольного
возраста
"Маленький
дельфиненок"
6.
Кабирова Р.Ф.,
воспитатель
Создание
условий
для
формирования
у
детей
4-5
лет
основ
здорового
образа
жизни
средствами
здоровьсберегающих
технологий
«Расту здоровым в
стране Здоровья»
7.
Санникова Е.Г.,
воспитатель
Формирование
культуры
здорового и
безопасного образа жизни у детей раннего
возраста
"Здоровячок"
8.
Толмачева А.А.,
воспитатель
Формирование представление осознанного
от н о ш е н и я
к
с в о е м у
зд о р о в ь ю
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий
" Я
р а с т у
здоровым"
Метод проектов, оказался наиболее удачной находкой цель которого - объединение
усилий
образовательного
учреждения
и
семьи
в
вопросах
воспитания,
обучения
и
развития ребенка.
Внедрение
метода
проектов
в
практику
педагогической
работы,
реализация
содержания
образовательной
программы
посредством
проектной
деятельности
предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). В частности, поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,
познавательной
и
т.д.)
рассматривается
в
Стандарте
в
качестве
условия
поддержки
индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5 ФГОС ДО).
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет
к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
В
данном
процессе
немаловажную
роль
играет
профессиональная
компетентность
педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и
личностные качества.
Долг родителей – укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить
благоприятное развитие детского организма в будущем, а родительский клуб – одна из
наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу.
Определение
проблем
и
особенностей
воспитания
и
развития
ребенка
«глазами
родителя», установление тесного контакта с семьей по вопросам физического развития,
охраны и укрепления здоровья происходило в форме сбора информации (первое общение;
беседа, наблюдение, анкетирование; экскурсии по ДОУ и группе анализ полученных
результатов, анализ типа семей).
Направления деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни на
2016-2017 учебный год:
Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, педагогам ДОУ необходимо
продолжать
осуществлять
взаимодействие
с
родителями
посредством
разнообразных,
практикориентированных
форм:
организовывать
встречи,
проводить
интервью,
анкетирование,
практикумы,
акции,
родительские
клубы,
гостиные,
круглые
столы,
мастер-классы, открытые мероприятия с участием родителей.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой
проблеме.
Главная
тенденция
–
использование активных
и
интерактивных
форм
и
методов взаимодействия.
Необходимо
продолжить
реализацию
образовательных
проектов
по
здоровьсбережению,
продолжить
проведение
тематических
недель,
увеличить
долю
мероприятий спортивно-оздоровительной направленности.