Напоминание

"Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО"


Автор: Кузова Ирина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Рябинка"
Населённый пункт: город Радужный, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

Сообщение для участников городского методического объединения

творческой группы педагогов по физическому развитию

«Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, в

приобщении детей к здоровому образу жизни в соответствии с

требованиями ФГОС ДО»

Подготовила:

Кузова И.В.

инструктор по

физической культуре

Радужный 17 г.

Основным фактором, влияющим на результативность работы в направлении сохранения и укрепления здоровья детей является тесное взаимодействие с семьей, которое осуществляется на основе тщательного анализа и планирования работы, имеющего комплексный характер. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Общая цель взаимодействия с семьями воспитанников в 2015-2016 учебном году состояла в том, чтобы повысить степень активности (вовлеченности) семьи в образовательный процесс. Данная цель достигалась в процессе решения ряда задач, одной из которых являлась задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Работа с семьями воспитанников осуществлялась с учетом ряда принципов: 1. Открытость детского сада для семьи. 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. 3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса осуществлялась администрацией, педагогами на протяжении всего учебного года. Право родителей (законных представителей) воспитанников на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса в ДОУ реализовывалось в различных формах: индивидуальное, коллективное и наглядно-информационное информирование. В приемных всех возрастных групп, на стендах в доступных для родителей местах размещена информация о расписании непосредственно образовательной деятельности, режиме пребывания детей в ДОУ, о системе закаливающих процедур, методах и средствах педагогической диагностики индивидуального развития детей и другие нормативные документы по образовательной деятельности. Воспитателями, другими педагогическими работниками ведется систематическое устное информирование родителей в форме индивидуальных бесед, консультаций о достижениях детей, результатах мониторинга образовательной программы. Физкультурно-оздоровительное просвещение также включало в себя наглядную агитацию (стенды, консультации, родительские газеты, информационные проспекты, буклеты) о необходимости охраны и укрепления здоровья детей, формирования потребности в здоровом образе жизни. Одной из форм просвещения родителей стало традиционное оформление ежемесячной тематической рубрики «Академия мудрых родителей». В рамках данной рубрики педагогами МА ДОУ в течение учебного года оформлен ряд консультаций, папок- передвижек:
 инструктором по физической культуре Кузовой И.В., на тему «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», «Спорт для дошколят»; «Режим дня ребенка в семье»  Байраковой З.И., воспитателем, «О профилактике плоскостопия у детей»;  Ярмухаметовой Р.С., воспитателем на тему «Почему болеют дети? Или об иммунитете»; В соответствии с планированием работы с семьей воспитателями подготовлены и размещены в информационных уголках групп консультации:  Байраковой З.И. на тему «Роль семьи в формировании ЗОЖ»;  Ярмухаметовой Р.С., на тему «Здоровье ребенка в ваших руках»;  Байгазиной М.Ф., на тему «Движение – основа здоровья»;  Бахир Е.М., на тему «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»;  Третьяковой Е.И. на тему «Игры для здоровья»,  Панаитовой В.В., на тему «Здоровейка». В период проведения тематических недель с участием родителей в группах организованы тематические фотовыставки:  «Папа, мама, я – спортивная семья» (инструктор по физической культуре Кузовой И.В.)  «Не боимся мы воды!» (Байгазина М.Ф., воспитатель) В январе 2016 Смолинской С.А., воспитателем оформлен информационный стенд «Для вас, родители!» с информацией о состоянии здоровья воспитанников ДОУ в 2015 г.. Просвещение родителей также осуществлялось посредством ежемесячного размещенения информации на официальном сайте ДОУ rad- dou2 caduk. ru (консультации, памятки, буклеты, планы проведения тематических недель, аналитические справки и фотоотчеты по итогам тематических недель). На протяжении учебного года систематически организовывалось наблюдение и (или) непосредственное участие родителей в различных формах образовательной деятельности детей, в том числе, в культурно-досуговых, физкультурно-спортивных и других мероприятиях, проводимых в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планом работы ДОУ, планом взаимодействия ДОУ с родителями на текущий учебный год. В планы тематических недель "Неделя здоровья", "Зимняя олимпиада", "Неделя безопасности" включено большое количество мероприятий с участием родителей. Гармонизации детско-родительских отношений, а также установлению тесного взаимодействия педагогов и родителей способствовало проведение разнообразных нетрадиционных форм работы с семьями. Бахир Е.М., воспитателем, проведен круглый стол для родителей детей 2-3 лет «Как заинтересовать ребенка физкультурой?». Кузова И.В., инструктор по физической культуре, организовала физкультурный досуг с детьми 4-5 лет и родителями «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы друзья». В рамках тематической недели «Неделя здоровья» Байгазиной М.Ф., воспитателем, проведено развлечение «Советы доктора Микстуркина». С 2013 для повышения эффективности сотрудничества с родителями в ДОУ начата работа по изучению и внедрению в образовательный процесс нетрадиционных форм работы с родителями, а затем и метода проектной деятельности, где педагоги, дети, родители выступают равноправными участниками. В 2015-2016 учебном году принято
решение продолжить работу по профессиональному развитию педагогов ДОУ, а именно продолжить проведение конкурса педагогического мастерства «Педагог года» и определить в качестве 2-го этапа конкурс образовательных проектов. Среди проектов разработаны и те, которые направлены на решение задач здоровьесбережения, привлечения родителей к активному участию в данной деятельности. Это образовательные проекты «Здоровый ребенок - счастливый ребенок», автор- разработчик Ярмухаметова Р.С., воспитатель;
«
Сохраним стопы здоровыми», автор- разработчик Кузова И.В., инструктор по физической культуре; «Здоровый малыш», автор- разработчик Байракова З.И., воспитатель. В следующем, 2016-2017 учебном году планируется продолжить работу по разработке и реализации проектов (см. таблицу).
Таблица



Ф.И.О. педагога,

должность

Методическая тема

Тема

образовательного

проекта
1. Ярмухаметова Р.С., воспитатель Создание условий длясохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста «Здоровый ребенок — счастливый ребенок» 2. Бахир Е.М., воспитатель Ф о р м и р о в а н и е основ бе зопасно сти собственной жизнедеятельности у детей 4- 5 лет в игровой деятельности «Азбука безопасности» 3. Валишева В.Б., воспитатель Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников средствами познавательно-игровой деятельности "Азбука здоровья" 4. Байракова З.И., воспитатель Формирование привычки к здоровому образу жизни и осознанного отношения к своему здоровью у детей 4-5 лет "Здоровый малыш" 5. Кузова И.В., инструктор по физической культуре Обучение плаванию детей дошкольного возраста "Маленький дельфиненок" 6. Кабирова Р.Ф., воспитатель Создание условий для формирования у детей 4-5 лет основ здорового образа жизни средствами здоровьсберегающих технологий «Расту здоровым в стране Здоровья» 7. Санникова Е.Г., воспитатель Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей раннего возраста "Здоровячок" 8. Толмачева А.А., воспитатель Формирование представление осознанного от н о ш е н и я к с в о е м у зд о р о в ь ю с использованием здоровьесберегающих технологий " Я р а с т у здоровым"

Метод проектов,
оказался наиболее удачной находкой цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5 ФГОС ДО). Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества. Долг родителей – укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а родительский клуб – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу. Определение проблем и особенностей воспитания и развития ребенка «глазами родителя», установление тесного контакта с семьей по вопросам физического развития, охраны и укрепления здоровья происходило в форме сбора информации (первое общение; беседа, наблюдение, анкетирование; экскурсии по ДОУ и группе анализ полученных результатов, анализ типа семей).
Направления деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни на

2016-2017 учебный год:
Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, педагогам ДОУ необходимо продолжать осуществлять взаимодействие с родителями посредством разнообразных, практикориентированных форм: организовывать встречи, проводить интервью, анкетирование, практикумы, акции, родительские клубы, гостиные, круглые столы, мастер-классы, открытые мероприятия с участием родителей. Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Необходимо продолжить реализацию образовательных проектов по здоровьсбережению, продолжить проведение тематических недель, увеличить долю мероприятий спортивно-оздоровительной направленности.


В раздел образования