Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А.Ахматовой Реквием
Автор: Залиханова Лейля Таусултановна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ "СОШ" с.Терскол Населённый пункт: с.Терскол Эльбрусского района Кабардино-Балкарской республики Наименование материала: Методическая разработка Тема: Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А.Ахматовой Реквием Раздел: полное образование
Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме Анны
Ахматовой «Реквием».
Я – голос ваш, жар вашего дыхания,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетания,-
Ведь все равно я с вами до конца.
«Многим»
Цель урока
:1) показать учащимся, что это не только трагическая исповедь о
личном, но и реквием страшным страницам истории;
2) пробудить интерес уч-ся к страницам истории;
3) воспитать чувство гражданской ответственности за
происходящее вокруг нас.
Оборудование
: стенгазета, иллюстрации учащихся к поэме, портреты Анны
Ахматовой, грампластинки.
Запись на доске:
Поэма – один из видов лиро – этического жанра; основные черты – наличие
развернутого сюжета и развитие образа лирического героя.
Реквием – католическое богослужение по умершим; траурное музыкальное
произведение.
Эпиграф – цитаты, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные
раскрыть художественный замысел автора.
Словарь:
«Черные Маруси» - тюремные машины.
Кресты – пересыльная тюрьма в Ленинграде.
Ежовщина – Ежов Николай Иванович – нарком внутренних дел СССР (1936 –
38гг.) был одним из главных исполнителей массовых репрессий; в 1940 г. – Арест,
расстрел. (За не обоснованные репрессии против советского народа).
План лекции
1.
30 – е годы – время тяжких испытаний в жизни народа.
2.
Построение поэмы (архитектоника).
3.
Использование традиции народной поэзии и русской классики в поэме
«Реквием».
4.
Художественные приемы, используемые Анной Ахматовой.
5.
Использование библейских мотивов.
6.
«Реквием» - главное творческое достижение Анны Ахматовой в30 – е годы.
Форма проведения:
а) чтение и анализ поэмы вслед за автором.
б) лекция учителя с элементами беседы о музыкальном жанре.
I.
Прослушивание «Реквиема»
(начало пьесы, Моцарт)
Вступительное слово учителя
В основу сюжета «Реквием» положены трагические события 30–х годов, всю
тяжесть которых Ахматова разделила со своим народом. ( Аресты Льва Гумилева
– 1935; 1938гг.; Пунина …).
Но содержание «Реквиема» не сводимо к семейной трагедии. Это трагедия целого
народа (балкарского в том числе). Но прежде чем говорить о поэме, давайте
поговорим о том времени, которое изображено в поэме.
Почему мы говорим о таком большом промежутке времени (30-е годы) и
связываем его с трагедией народа, говорим о черной полосе в жизни народа?
(Ответы учащихся, вспомните историю).
А вот что пишет Лидия Чуковская в «Воспоминаниях об Анне Ахматовой»:
(см.стр. 101 – пособие для учителя).
Давайте попробуем прочитать и проанализировать эту поэму вслед за автором.
I . Начнем с «Эпиграфа». (Чтение главы). Он перекликается с другим
стихотворением, написанным еще в 1922 г. «Многим»:
Я – голос ваш, жар вашего дыхания,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетания,-
Ведь все равно я с вами до конца.
И в стихах «Многим», и в «Эпиграфе» прослеживается один мотив - единство с
народом, общее народное горе.
- Это трагедия только Ахматовой?
(ответы учащихся)
Вывод №1: Значит, ее жизнь – отражение судьбы народной.
«Эпиграф» - первый ключ, открывающий поэму.
II.
«Вместо предисловия».
Чтение отрывка.
-
Какие вопросы у вас возникли при чтении отрывка?
Возможные вопросы: - ежовщина?
- почему под частями поэмы стоят разные даты?
В этом, казалось бы чисто информационном отрывке зримо вырисовывается
эпоха.
-
По каким приметам можно судить об эпохе?
Обратите внимание на саму лексику (не узнали, а «опознали», губы у женщины
«голубые» не от холода, а от холода и нервного истощения, все говорят только
шепотом, на ухо).
Анна Ахматова, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех
сразу.
Предисловие к поэме – второй ключ, он помогает понять, что поэма написана
как когда – то «Реквием» Моцарта, «по заказу». Женщина просит Ахматову об
этом, как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды.
II.
Построение поэмы (архитектоника).
Она состоит из 10-ти стихотворений прозаического предисловия, Посвящения,
Вступления и двухчастного эпилога. Включенное в «Реквием» «Распятие» так же
состоит из двух частей и эпиграфа, который мы уже разобрали.
-
Что обращает на себя внимание?
а) Разные даты под стихотворениями
Ответ: «Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы. Все даты (кроме
«Эпиграфа» и «Вместо предисловия») связаны у Ахматовой с трагическими
пиками горестных событии тех лет: аресты сына, вынесение приговора, дни
отчаяния.
III.
« Посвящение»
1.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
2.
Сообщение учащихся (о «Посвящении» и о поэме «Путем всея земли» - их
глубокая родственность).
?
1. Какое горе имела в виду А. Ахматова в «Посвящении»?
2.О чем или о ком идет речь в «Посвящении»?
3.
Почему в поэме появляется мотив одиночества? (ото всех уже отделена…)
Анна Ахматова оберегала от подозрении своих знакомых, друзей.
Учитель напоминает учащимся день ареста Мандельштама. (Ахматова
присутствует при аресте).
Ахматова писала: Пришли с обыском, было очень тихо. За стеной у Кирсанова
играла гавайская гитара.
Художественный прием , используемый Ахматовой в «Реквиеме» -
противопоставление двух миров, благополучия и трагедии.
IV .Вернемся опять к построению «Реквиема». После обширного «Посвящения»,
раскрывающего «адрес» поэмы, следует «Вступление», которое обращено
непосредственно к тем, кто уходит на каторгу или на расстрел. (Чтение отрывка).
Здесь же возникает образ Города, но он резко отличается от прежнего ахматовско
– блоковского Петербурга, в нем нет традиционного пушкинского великолепия, он
мрачнее того облика, который знаком нам по Некрасову или Достоевскому. Он –
город – привесок к гиганской тюрьме.
Даже Нева помертвевшая и неподвижная.
V.
«Уводили тебя на рассвете»
1.
Выразительное чтение и комментирование уч–ся.
2.
Объяснение значений слов «стрелецкие жены» , типичность судьбы
русской женщины, «черные маруси», «Кресты»…
В этом стихотворении мы видим, что Ахматова придает сцене ареста и прощания
широкий смысл, уже подготовленный «Предисловием» и «Вступлением», где речь
шла о многих сыновьях, отцах, братьях. Она пишет о детях в темной горнице, хотя
у сына не было детей. Значит , прощаясь с сыном, она имеет в виду не только
себя, но и тех, с которыми вскоре ее сведет тюремная очередь. Ведь она создавала
свой «Реквием» по просьбе безвестной женщины, по заказу.
VI. А теперь посмотрите, как в «Реквиеме» неожиданно и горестно возникает
мелодия, отдаленно напоминающая «колыбельную»:
Тихо льется тихий Дон…
(мотивы народной поэзии).
VII . Следующие три главы (выразительное чтение глав) говорит о времени, об
эпохе, когда происходили события, описанные в поэме. (III-IV-V-VI).
1)
выразительное чтение;
2)
комментирование.
Выводы : 1) горе общенародное;
2) громко звучит голос матери (олицетворение всех матерей в образе
матери).
-
Как вы понимаете последние строки VI строфы (о твоем кресте высоком…)
VIII. «Приговор ».
Выразительное чтение стихотворения учителем.
-
Какие ключевые слова вы можете отметить в этой главе? Подберите к ним
синонимы.
«Каменное слово» – страшное, тяжелое, невыносимое.
«Много дела» - прокомментировать.
«Убить память». Разве это возможно?
Вывод : Память нельзя убить. Ее хранитель – душа поэта.
VIII.
«К смерти»
Чтение стихотворения учителем.
-
1) Почему этот отрывок имеет такое название?
2) В каких словах передается готовность автора умереть? («Мне все равно
теперь…»)
Вывод: Тема этой строфы – смерть. Героине все опостылело, она зовет смерть,
ищет в ней успокоение. («Жить и хотеть жить не по какому – нибудь, по вашему –
ваш долг перед живущими». Пастернак)
IX . Чтение, комментирование. Страшный мотив безумия, бреда и полной
готовности к смерти или самоубийству звучит в следующем стихотворении « Уже
безумие крылом».
Обратить внимание на антитезу (противопоставление) – мать и казнимый сын,
которая соотносилась в сознании Ахматовой с евангельским сюжетом. Так как эта
антитеза не была лишь приметой ее личной жизни и касалась миллионов матерей
и сыновей, то и «Реквием» расширил свои рамки до общечеловеческих
масштабов.
Обратить внимание на отрицательные сравнения, которые усиливают глубину
страдания автора.
Распятие.
-
Что напоминает это слово? (Историю распятия Христа, которая напоминает
Ахматовой судьбу ее безвинно пострадавшего сына).
В этой главе Ахматова вновь обращается к библейским мотивам, которые помогут
раскрыть душевное состояние героини.
Опираясь на библейские мотивы, Ахматова переносит тему страдания матери, ее
горя, всеобщей трагедии на конец 30-х годов.
Ахматова подчеркивает святость судьбы безвинно страдающих.
Поэма не могла быть законченной и не имела бы такого значения, если бы в
«Эпилоге » автор не дал бы обобщающую картину, показав, что трагедия ее семьи
была типичной для того времени.
«Эпилог » состоит из двух частей и вновь возвращает нас к общему смыслу
«Предисловия» и «Посвящения»; здесь мы вновь видим образ тюремной очереди,
но уже более обобщенный и не столь конкретный, как в начале поэмы.
1)
Чтение I части «Эпилога»
2)
Чтение II части «Эпилога».
Вторая заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника», хорошо
известную в русской литературе по Державину и Пушкину. Но под пером
Ахматовой эта тема приобретает совершенно необычный, глубоко трагический
смысл. Можно сказать, что никогда – ни в русской, ни в мировой литературе – не
возникло столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему по его желанию
и завещанию, у Тюремной стены.
Это поистине памятник всем жертвам репрессий, замученным в 30-е и другие
страшные годы.
(Обратить внимание на использование традиций русской классической
литературы).
Судьба Ахматовой была трагична и не могла не оставить след в ее поэзии.
Трагедия ее, ее семьи и ее народа ярко отразилась в ее творчестве.
Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е годы стал
ее «Реквием».
Выводы:
1.
Более 20 лет хранила она его в своей памяти. Но опубликовав поэму (1987г.)
поэтесса еще раз доказала, что народ может быть можно убить, уничтожить,
но поставить его на колени, заставить жить по чей – либо указке нельзя.
2.
В поэме отразилась трагедия личности, семьи и народа.
3.
Поэма – реквием страшным страницам истории.
4.
Это не должно повториться.