Формирование воспитанности у учащихся в Центре творчества детей и юношества города Рославля
Автор: Сюрдо Ольга Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества" Населённый пункт: город Рославль, Смоленская область Наименование материала: из опыта работы учреждения Тема: Формирование воспитанности у учащихся в Центре творчества детей и юношества города Рославля Раздел: дополнительное образование
«Формирование воспитанности у учащихся в учреждениях дополнительного
образования» (из опыта работы учреждения)
«Формирование
воспитанности
у
учащихся
в
учреждениях
дополнительного
образования»
(из
опыта
работы
учреждения)В
Центре
творчества
реализуются:
«Воспитательная
система
«Дворик
окнами
в
детство»;
Программа
развития
организационно-массовой
деятельности
«Калейдоскоп творчества»; Подпрограмма каникулярного образовательного
отдыха «Каникулы»; Проект организации досуга детей и взрослых по месту
жительства «Весёлый дворик».
Целью
воспитательной
работы
является
создание
единого
воспитательного пространства, функционально выступающего динамической
сетью
взаимосвязанных
явлений,
событий,
отношений,
которые
содержательно характеризуют жизнедеятельность детей и взрослых в едином
воспитательном
комплексе
нашего
образовательного
учреждения.
К
достижению поставленной цели мы идём через решение ряда задач.
Одной
из
главных
задач
считаем
актуализацию
потенциальных
воспитательных ресурсов в пространстве взаимодействия педагогов, детей,
родителей,
открытого
социума.
Проектируя
и
организуя
эффективную
систему
воспитательной
работы,
в
первую
очередь,
мы
включаем
в
нее
следующие конструктивные звенья взаимодействия:
•
Центр
творчества
-
центр
духовного
становления
личности
ребёнка.
В Центре творчества создана целостная образовательная среда, которая
включает
воспитательную
и
досуговую
деятельность
через
такие
мероприятия,
как:
познавательные
мероприятия,
конкурсы,
выставки,
Фестивали, акции, флешмобы, квесты и д.р .
Педагоги
знакомят
учащихся
с
историей
и
культурой
своего
края,
с
важными событиями, праздниками и традициями в районе, области, стране,
воспитывают
духовную,
экологическую
и
нравственно-эстетическую
культуру, приобщаются к труду и здоровому образу жизни, через такие
мероприятия, как Неделя творчества «Русь православная», спортивно-
игровая
программа
«Весенние
перевертыши»,
конкурсная
программа
«Полный вперёд!», развлекательная программа «Покажи класс!», игра по
станциям «Семь ключей от творчества», спортивно - игровая программа
«Праздник здоровья», развлекательная программа «Хобби - это жизнь»,
новогодние праздники «Раз под Новый год».
Участие в конкурсах, выставках – одна из приоритетных форм
организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация
развития творческого потенциала обучающихся, требующая не только
настоящего самостоятельного творчества, но и большой работы педагогов
творческих объединений Центра творчества. Организованная конкурсная
деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес
к публичным выступлениям. Победы и участие обучающихся в конкурсах и
фестивалях являются яркими показателями качества образования. Участие в
конкурсной и выставочной деятельности формируют экологическую
культуру, воспитывают духовно богатую личность - это конкурс
совместных работ родителей и детей «Из бабушкиного сундучка», конкурс
рисунка «Русь православная», выставки творческих работ учащихся
«Пасхальное чудо», «Волшебство на Рождество» и д.р.
Приобщение детей и подростков к православной культуре, воспитание
чувства патриотизма и любви к Родине идет через активное участие
в
муниципальных
и
городских
мероприятиях,
таких
как,
литературно-
художественный конкурс «Душа по капле собирает свет», выставка работ
юных художников в церкви Казанской Божьей Матери «Пасхальная неделя».
Областных мероприятиях:
«Областной краеведческий конкурс «Рушник»
конкурс кукол « Берегиня моей семьи», областной конкурс юных вокалистов
«Детский голос Смоленщины»
Всероссийских мероприятиях: Всероссийский
конкурс
«Святые
заступники
Руси»,
II
Всероссийский
конкурс
детско-
юношеского творчества «Славься, Казачество!», Всероссийский конкурс по
ДПТ
«Россия
-
мой
дом»,
Всероссийский
«Грандиозный
пленэр
в
«Орленке».
- Центр творчества – координатор РРДОО «Ребячья республика».
Исходя из целей и задач «Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России», Рославльская районная детская
общественная организация «Ребячья республика» прививает и развивает у
ребят
трудолюбие,
бережливость,
жизненный
оптимизм,
способность
к
преодолению
трудностей
через
акцию:
«День
пожилого
человека».
Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество
перед прошлым, настоящим и будущими поколениями проходит через акции
«Память»,
«Обелиск»,
«Поздравь
ветерана»;
«Дети
во й н ы » .
Координационным Советом РРДОО «Ребячья республика» был организован
танцевальный
флешмоб
«Праздник
Победы»,
посвящённый
70-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне.
В
рамках
всероссийского
празднования
Дня
Победы
были
проведены
акции
муниципального,
областного
и
федерального
масштаба:
«Знамя
нашей
Победы»,
акция
«Добрая игрушка детям, международная миротворческая акция «Гирлянда
дружбы».
В
рамках
поддержки
таких
нравственных
устоев
семьи,
как
любовь,
взаимопомощь,
уважение
к
родителям,
забота
о
младших
и
старших,
ответственно сть
за
другого
человека
проводится
е же год н а я
благотворительная акция «Белый цветок».
•
Центр творчества и семья
Работа с семьёй ориентирована не только на формирование у родителей
позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает
семью
как
полноправного
субъекта
организации
учебно-воспитательного
процесса. Центр творчества и семья рассматриваются как два социальных
института,
от
согласованных
действий
которых,
зависит
эффективность
процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей.
По результатам анкетирования учащихся и их родителей, было выявлено,
что
родителям
необходима
помощь
в
формировании
грамотного
взаимодействия
с
детьми
в
совместной
деятельности.
У
детей
высокая
потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в
проведении различных мероприятий.
В рамках работы с родителями используются различные коллективные,
групповые и индивидуальные формы взаимодействия, которые строятся на
принципах
партнерства,
конструктивно
творческой,
созидательной
деятельности.
Основные задачи в сфере взаимодействия с родителями:
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника,
создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества;
•
привлечение родителей к управлению и поддержке воспитательного
процесса;
возрождение национальных обычаев и семейных традиций и внедрение
их в совместную культурно - досуговую деятельность.
В
творческих
объединениях
Центра
творчества
обучаются
дети
дошкольного и младшего школьного возраста, что составляет более 30% от
общего числа учащихся. Дошкольный
и младший школьный возраст
–
важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к
уважению и пониманию других людей.
При проведении совместных организационно-массовых и досуговых
мероприятий таких, как «Мир семейных увлечений», «Супербабушка»,
«Моя семья», «Ты мне жизнь подарила», «Я, как папа», «Рождественские
Святки», «Широкая Масленица», «Свет веры», «Папа, Мама, Я – спортивная
семья!» большое внимание уделяется таким понятиям, как «Родина»,
«Отечество» «Добро», «Семья». То, что ребенок с детских лет приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни.
3.
Центр
творчества
и
образовательные
учреждения
Рославльского
района.
За
80
лет
существования
в
Центре
развития
творчества
детей
и
юношества
сложились
устойчивые
партнерские
связи,
традиции
и
способы
взаимодействия
с
образовательными
учреждениями
Рославльского
района.
Накоплен
огромный
опыт
не
только
образовательной,
но
и
в
воспитательной
деятельности.
Партнерское
взаимодействие
Центра
и
общеобразовательных
учреждений
района
направлено
на
реализацию
требований
нового
образовательного
стандарта. С каждым из городских учреждений образования ежегодно
заключается «Договор о коллективном сотрудничестве в образовательном
процессе» между МБУДО «ЦРТДиЮ» и образовательном учреждением.
Конференции, конкурсы, выставки, концерты, общественные акции,
культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники –
это далеко не весь спектр организуемых форм воспитательной работы.
Остановлюсь на некоторых из них:
Проведение
традиционного
муниципального
фестиваля
детского
самодеятельного
творчества
«Радуга»
способствует
формированию
и
развитию
духовно-нравственных,
патриотических
качеств
личности
учащихся.
В
фестивале
ежегодно
участвуют
более
1450
детей
из
31
образовательного учреждения города и района
С целью патриотического и духовно-нравственного воспитания
подростков и молодежи, возможностей взаимодействия первичных
детских общественных объединений Рославльской районной детской
общественной организации «Ребячья республика» на уровне
муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области
5 мая 2016 года Центром творчества был проведён муниципальный
детско-юношеский квест «От неизвестных и до знаменитых, сразить
которых годы не вольны…» В Квесте приняли участие команды детских
объединений из 20-ти общеобразовательных учреждений города и района.
4.Центр творчества и открытый социум
Наша
воспитательная
система
–
это
открытая
система.
Мы
стремимся
консолидировать
социальные
институты
вокруг
решения
задач,
которые
решаем.
Внешние
связи
нашего
учреждения
достаточно
широки
и
разнообразны.
Схема социального партнерства представлена на презентации . Остановлюсь
на некоторых из них:
Религиозные организации города Рославля: с цельюформирования и
развития у детей и подростков духовных ценностей, воспитания доброты,
чуткости, сострадания, толерантности к живущим рядом пожилым людям
проводятся совместные с Храмом в честь Казанской иконы Божьей
Материи и Храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы
благотворительные Акции, в рамках «Пасхальных дней милосердия»
«Белый цветок»,
«Подарок от всей души», выездные концерты « Дни добра
и радости» в Дома милосердия деревня Студенец, деревня Петровичи
Шумяческого района, деревня Никольское.
Учреждения по оказанию социальной помощи в городе Рославль: Центром
творчества
совместно
с
учреждениями
по
оказанию
социальной
помощи
были
проведены
следующие
мероприятия:
«Свет
веры»-
конкурсная
программа
с участием замещающий семей»; конкурсно-развлекательная
программа,
посвященная
Дню
защиты
детей»;
Благотворительная
Акция
«Добрая игрушка детям».
Проведенные
мероприятия
были
направлены
на
формирование
особой
значимости
семьи
в
воспитании
подрастающего
поколения,
доброго,
внимательного отношения членов семьи друг к другу, привития гордости и
уважения к семейным традициям.
Мониторинг
Анализ уровня воспитанности обучающихся творческих объединений
ЦРТДиЮ за последние 3 года свидетельствует о положительной динамике
ситуативно-позитивных
отношений
учащихся
к
Семье,
Отечеству,
Земле,
Миру, Культуре, Знаниям, к своему Духовному Я .
Вывод: Сложившая в учреждении система воспитательной работы
способствует формированию
у детей внутренней системы ценностей,
отношений, высоких духовно-нравственных качеств, патриотических
чувств и любви к своей семье, Родине.