Напоминание

" История в лицах: Реформы и реформаторы"


Автор: Тягунова Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ п..Аскиз
Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район
Наименование материала: учебная программа элективного курса по истории
Тема: " История в лицах: Реформы и реформаторы"
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время - время возрождения России. Целью данного курса является более детальное и расширенное изучение материалов (документов) и познавательных заданий по отечественной истории в 9 классах и носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных классах. Изучение элективного курса основано на изучении курса «История России XX- начало XXI века» автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю.Брант. П р и э т о м у ч а щ и е с я получают дополнительные знания, которые: 1) необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей; 2) востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 профильном гуманитарном классе; 3) способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы; 4) помогут подготовить учащихся к поступлению в 10 профильный (гуманитарный) класс. Исходя из поставленных целей, можно сформулировать основные задачи этого курса: подготовить учащихся к продолжению обучения в 10-11 профильных классах гуманитарного направления. расширение и углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в результате изучения основного курса истории России. Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» разработана на основе программы элективных курсов по истории для 9 класса (авторы: С.Н. Степанько, Чеботарева Н.И., издательство «Учитель» 2007 г.). Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа элективного курса предусматривает обучение в объеме 0,5 часов в неделю - 17 часов в год.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения. Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей: 1. проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов; 2. задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы; 3. семинарские занятия; 4. анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки) 5. разработка проекта и его защита; 6. составление хрестоматий; 7. составление карт сражений; 8. работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями); 9. работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами) 10. практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере. В результате изучения основных вопросов курса учащиеся 9 класса должны приобрести: Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; определять и аргументировано представлять собственное отношение к персоналиям истории данных периодов. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Научить обучающихся свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в дискуссиях на исторические темы, аргументировано доказывать свою точку
зрения, умело пользоваться историческими документами, читая исторические романы уметь отличать исторические факты от художественного вымысла автора. Привить любовь к истории. Содержание элективного курса Раздел 1. Роль личности в историческом процессе. (1 час) Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Раздел 2. Российское реформаторство (2 часа) Лекция «Российское реформаторство». Семинар «Реформы и реформаторы». Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства. Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа) Практическое занятие «Что такое реформа?». Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории. Раздел 4. Иван Грозный (2 часа) Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный» Семинар «Иван Грозный: человек и правитель». Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникно- вения и результаты. Раздел 5. Петр I (2 часа) Практическое занятие «Петр I: тиран или...».
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра 1 Раздел 6. Александр II: великие реформы (2 часа) Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II. Раздел 7. Последний реформатор Российской империи (2 часа) Лекция «П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи». Личность П.А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Викторина: Интеллектуальный лабиринт (2 часа) Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков. Итоговое занятие (2 часа) Защита рефератов. Требования к уровню подготовки учащихся Формы организации учебного процесса направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как: умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения; умение выдвинуть гипотезу; умение делать обобщения; умение систематизировать материал; умение составлять доклад по теме (на основе различных источников); умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы); умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности); умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д. По окончании изучения элективного курса учащиеся должны: соотносить единичные факты и общие явления и процессы; называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия; определять и объяснять свое отношение к наиболее значи мым событиям и личностям в истории, их оценки. Распределение учебной нагрузки
№ п/п Наименование раздела Кол-во часов Формы контроля 1. Раздел 1. Роль личности в историческом процессе 1 2. Раздел 2. Российское реформаторство 2 3. Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования 2 4. Раздел 4. Иван Грозный 2 5. Раздел 5. Петр I 2 тестирование 6. Раздел 6. Александр II: великие реформы 2 тестирование 7. Р а з д е л 7 . Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин 2 8. Викторина «Интеллектуальный лабиринт» 2 9. Итоговое занятие 2 Защита рефератов Итого: 17 ч
Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Дата проведения Примечание по плану фактически 1. Раздел 1. Роль личности в историческом процессе 1 2. Раздел 2. Российское реформаторство 2 2.1. Российское реформаторство 1 Лекция 2.2. Реформы и реформаторы 1 Семинар 3. Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования 2 3.1. Что такое реформа? 1 Практическое занятие 3.2. Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. 1 Лекция 4. Раздел 4. Иван Грозный 2 4.1. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Гроз- ный 1 Лекция 4.2. Иван Грозный: человек и правитель 1 Семинар 5. Раздел 5. Петр I 2 5.1. Реформы Петра I 1 Лекция 5.2. Петр I: тиран или... 1 Практическое занятие 6. Раздел 6. Александр II: великие реформы 2 6.1. Великие реформы 1 Практическое занятие 6.2. Значение реформ Александра II. 1 Практическое занятие 7. Р а зд е л 7. Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин 2 Семинар 7.1. П.А. Столыпин - последний реформатор Россий- ской империи 1 Лекция 7.2. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1 Семинар 8. Викторина 2 Участие в викторине
«Интеллектуальный лабиринт» 9. Итоговое занятие 2 Защита рефератов ИТОГО: 17 ч
Формы и средства контроля Тест к разделу «Петр I» 1) Окончательное оформление абсолютизма в России связывают с именем: а) Ивана IV; в) Екатерины II; б) Петра I; г) Алексея Михайловича. 2) Годы - 1700, 1709, 1721 - относятся к событиям: а) Северной войны; в) городских восстаний; б) церковного раскола; г) русско-турецких войн. 3) Какое(ие) из перечисленных событий произошло(и) раньше всех других: а) Азовские походы; б) окончание Северной войны; в) Полтавская битва; г) поражение русских войск под Нарвой. 4) Установи соответствие между событиями и датами: а) учреждение Сената; 1) 1722 г.; б) принятие Табеля о рангах; 2) 1711 г.; в) учреждение Святейшего Синода; 3) 1703 г.; г) основание Санкт-Петербурга. 4) 1714г.; 5) 1725 г. 5 ) Н и ш т а д т с к и й м и р н ы й д о г о в о р ( 1 7 2 1 ) Р о с с и я п о д п и с а л а : а) со Швецией; в) с Турцией; б) с Польшей; г) с Англией. 6) Введенная Петром I воинская повинность - это... а) рекрутская повинность; б) всеобщая воинская обязанность; в) стрелецкая обязанность; г) ямская повинность. 7) О ком идет речь в тексте? Перед каким событием эти слова были сказаны? «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за _____, но за государство, ____ врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь... А поведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Тест к разделу «Александр II: великие реформы» 1) Установи соответствие между названиями реформ и датами их проведения: а) реформа государственного управления; 1) 1861 г.; б) отмена крепостного права; 2) 1870 г.; в) военная реформа; 3) 1864 г.; г) судебная, земская, школьная. 4) 1872 г.; 5) 1874 г. 2) Отмена статей Парижского договора связана с именами: а) Александра I, А. А. Аракчеева; б) Александра II, А. М. Горчакова; в) Александра III, К. П. Победоносцева; г) Николая I, А. X. Бенкендорфа. 3) С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие: а) кабальные холопы; б) вольноотпущенные крестьяне; в) временнообязанные крестьяне; г) посессионные крестьяне. 4) Понятию «отрезки» соответствует определение: а) в России в начале XX в. земельный участок, выделенный крестьянину взамен отводившихся ему ранее общинных земель, располагавшихся в разных местах; б) участки земли, отделенные от находившихся в пользовании крестьян наделов в ходе крестьянской реформы 1861 г. и переданные помещикам; в) сельское поселение, состоящее чаще всего из одного двора. 5) Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя императора, о смерти которого в нем рассказано: «Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва... Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей. - Государь убит! - крикнул он».
Темы рефератов к итоговому занятию
1.
Роль личности в историческом процессе
2.
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга
3.
Первые русские реформаторы: Владимир Святославович
4.
Иван Грозный: человек и правитель
5.
Иван Грозный и его преобразования.
6.
Петр I: человек и правитель
7.
Личность Александра II
8.
Значение реформ Александра II.
9.
П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи
10.
Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учебно-методическое обеспечение 1. Аверх, А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991. 2. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989. 3. Антонова, Т.С., Харитонова, А.Л., Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России: ХХ века. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2004. 4. Валишевский, К. Иван Грозный. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 432 с.: ил. 5. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с. 6. Всемирная история: Энциклопедия / Под общей ред. В.М. Макаревича, И.И. Соколовой, Г.Г. Макаревича и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 672 с.: ил. 7. Вурста, Н. И., Саяпин, В.В. Репетитор по истории России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с. 8. Головатенко, А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с. 9. Захарова, Л.Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7. 10. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2002. – 928 с. 11. Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992. - 80 с. 12. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А. А. Данилов, Л. В, Жукова и др. – М.: Дрофа, 2005. – 592 с. 13. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. – сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 2005.- 528 с. 14. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева, А.А. Чернобаева.- М.: Высш. шк., 2001.- 479 с. 15. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с., ил. 16. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 496 с., ил. 17. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с. 18. История России XX века: Пособие для учителя / А.О. Чубарьян, Е. И. Пивовар, А.В. Пыжиков и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2007. – 352 с.
19. Кириллов, В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 661 с. 20. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. – М., 1991. 21. Кобрин, В.Б. Иван Грозный. - М., 1989. 22. Кучерук, И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 68 с. 23. Литвак, Б.Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991. 24. Лютых, А.А., Скобелкин, О.В., Тонких, В.А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993. 25. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М., 1998. – 592 с. 26. Павленко, Н.И. Петр Великий. - М., 1990. 27. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999. - 368 с. 28. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. – 272 с. 29. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. Мультимедийное пособие. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий». 30. Чернова, М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007. – 240 с. 31. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: А-К.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с. 32. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: Л-Я.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с. 33. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. ХVIII-ХIХ вв. - М.: Образование, 2003. – 640 с. 34. Энциклопедия. История России 862-1917. Электронное пособие. – М.: «Интерактивный мир», КОМИНФО.


В раздел образования