Автор: Тягунова Ирина Алексеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ п..Аскиз Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район Наименование материала: учебная программа элективного курса по истории Тема: " История в лицах: Реформы и реформаторы" Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской
деятельности
позволяет
по-новому
поставить
и
разрешить
проблемы
обучения
и
воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства,
ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое
место
в
мировой
истории.
Особенно
это
актуально в современное время -
время
возрождения России.
Целью данного курса является более детальное и расширенное изучение
материалов (документов) и познавательных заданий по отечественной истории в 9 классах
и носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных
классах.
Изучение элективного курса основано на изучении курса «История России XX- начало
XXI века» автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю.Брант.
П р и
э т о м
у ч а щ и е с я
получают дополнительные знания, которые:
1)
необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для
адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
2)
востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 профильном
гуманитарном классе;
3)
способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к
выпускным экзаменам за курс основной школы;
4)
помогут подготовить учащихся к поступлению в 10 профильный (гуманитарный)
класс.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать основные задачи этого курса:
подготовить
учащихся
к
продолжению
обучения
в
10-11
профильных
классах
гуманитарного направления.
расширение и углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в результате
изучения основного курса истории России.
Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
разработана на основе программы элективных курсов по истории для 9 класса (авторы:
С.Н. Степанько, Чеботарева Н.И., издательство «Учитель» 2007 г.).
Согласно
действующему
базисному
учебному
плану
рабочая
программа
элективного курса предусматривает обучение в объеме 0,5 часов в неделю - 17 часов в
год.
Технология
учебно-познавательной
работы
при
изучении
курса
отличается
от
работы
в
обязательных
курсах,
так
как
направлена
на
формирование
позитивной
мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и
свойств.
Особое
место
здесь
отводится
внутрипредметным
связям,
нацеленным
на
просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению
полученных
знаний.
Иными
словами,
ориентирует
учащихся
на
творческий
характер
обучения.
Основные
виды
деятельности
и
методы,
используемые
на
занятиях,
которые
обеспечивают достижение поставленных целей:
1.
проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не
предполагающие однозначных ответов;
2.
задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
3.
семинарские занятия;
4.
анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки)
5.
разработка проекта и его защита;
6.
составление хрестоматий;
7.
составление карт сражений;
8.
работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями,
словарями);
9.
работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами)
10. практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
В
результате
изучения
основных
вопросов
курса
учащиеся
9
класса
должны
приобрести:
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
рассматривать
события
и
явления
с
точки
зрения
их
исторической
природы
и
принадлежности к конкретной исторической эпохе;
определять и аргументировано представлять собственное отношение к персоналиям
истории данных периодов.
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения
учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой
деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Научить обучающихся свободно ориентироваться в информационном пространстве,
участвовать в дискуссиях на исторические темы, аргументировано доказывать свою точку
зрения, умело пользоваться историческими документами, читая исторические романы
уметь отличать исторические факты от художественного вымысла автора.
Привить любовь к истории.
Содержание элективного курса
Раздел 1. Роль личности в историческом процессе. (1 час)
Структура
курса,
его
особенности.
Необходимость
и
актуальность
изучения
истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в
развитии государства.
Раздел 2. Российское реформаторство (2 часа)
Лекция «Российское реформаторство».
Семинар «Реформы и реформаторы».
Что
такое
реформа?
Кого
мы
назовем
реформатором?
Реформа
и
революция,
сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение
реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования
(2 часа)
Практическое занятие «Что такое реформа?».
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль
в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги.
Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
Раздел 4. Иван Грозный (2 часа)
Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»
Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной
рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности
Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникно-
вения и результаты.
Раздел 5. Петр I (2 часа)
Практическое занятие «Петр I: тиран или...».
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности
Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I:
человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра 1
Раздел 6. Александр II: великие реформы (2 часа)
Практическое занятие «Великие реформы».
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в.
Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и
проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Раздел 7. Последний реформатор Российской империи (2 часа)
Лекция «П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».
Личность
П.А.
Столыпина -
последнего
реформатора
Российской
империи.
Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги
реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
Викторина: Интеллектуальный лабиринт (2 часа)
Актуализация
знаний
учащихся
по
изученным
вопросам.
Групповая
работа
-
развитие коммуникативных навыков.
Итоговое занятие (2 часа)
Защита рефератов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы
организации
учебного
процесса
направлены
на
стимулирование
познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
умение выдвинуть гипотезу;
умение делать обобщения;
умение систематизировать материал;
умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить
цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
умение
оценивать
свою
и
чужую
познавательную
и
коммуникативную
деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять
внимание
развернутым
ответам,
в
которых
проявляется
готовность
связно,
образно
излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.
Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки
знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с
ошибками и т. д.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических
личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и
личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных
людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и
отличия;
определять
и
объяснять
свое
отношение
к
наиболее
значи мым
событиям
и
личностям в истории, их оценки.
Распределение учебной нагрузки
№
п/п
Наименование
раздела
Кол-во
часов
Формы
контроля
1.
Раздел 1. Роль личности в историческом процессе
1
2.
Раздел 2. Российское реформаторство
2
3.
Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их
преобразования
2
4.
Раздел 4. Иван Грозный
2
5.
Раздел 5. Петр I
2
тестирование
6.
Раздел 6. Александр II: великие реформы
2
тестирование
7.
Р а з д е л
7 . Последний
реформатор
Российской
империи: П. А. Столыпин
2
8.
Викторина «Интеллектуальный лабиринт»
2
9.
Итоговое занятие
2
Защита
рефератов
Итого:
17 ч
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Часы
учебного
времени
Дата проведения
Примечание
по плану
фактически
1.
Раздел 1. Роль личности в историческом процессе
1
2.
Раздел 2. Российское реформаторство
2
2.1.
Российское реформаторство
1
Лекция
2.2.
Реформы и реформаторы
1
Семинар
3.
Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их
преобразования
2
3.1.
Что такое реформа?
1
Практическое занятие
3.2.
Первые
русские
реформаторы:
княгиня
Ольга
и
Владимир Святославович.
1
Лекция
4.
Раздел 4. Иван Грозный
2
4.1.
Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Гроз-
ный
1
Лекция
4.2.
Иван Грозный: человек и правитель
1
Семинар
5.
Раздел 5. Петр I
2
5.1.
Реформы Петра I
1
Лекция
5.2.
Петр I: тиран или...
1
Практическое занятие
6.
Раздел 6. Александр II: великие реформы
2
6.1.
Великие реформы
1
Практическое занятие
6.2.
Значение реформ Александра II.
1
Практическое занятие
7.
Р а зд е л
7. Последний
реформатор
Российской
империи: П. А. Столыпин
2
Семинар
7.1.
П.А. Столыпин - последний реформатор Россий-
ской империи
1
Лекция
7.2.
Аграрная реформа П.А. Столыпина
1
Семинар
8.
Викторина
2
Участие в викторине
«Интеллектуальный лабиринт»
9.
Итоговое занятие
2
Защита рефератов
ИТОГО:
17 ч
Формы и средства контроля
Тест к разделу «Петр I»
1) Окончательное оформление абсолютизма в России связывают с именем:
а) Ивана IV;
в) Екатерины II;
б) Петра I;
г) Алексея Михайловича.
2) Годы - 1700, 1709, 1721 - относятся к событиям:
а) Северной войны;
в) городских восстаний;
б) церковного раскола;
г) русско-турецких войн.
3) Какое(ие) из перечисленных событий произошло(и) раньше всех других:
а) Азовские походы;
б) окончание Северной войны;
в) Полтавская битва;
г) поражение русских войск под Нарвой.
4) Установи соответствие между событиями и датами:
а) учреждение Сената;
1) 1722 г.;
б) принятие Табеля о рангах;
2) 1711 г.;
в) учреждение Святейшего Синода; 3) 1703 г.;
г) основание Санкт-Петербурга.
4) 1714г.;
5) 1725 г.
5 )
Н и ш т а д т с к и й
м и р н ы й
д о г о в о р
( 1 7 2 1 )
Р о с с и я
п о д п и с а л а :
а) со Швецией;
в) с Турцией;
б) с Польшей;
г) с Англией.
6) Введенная Петром I воинская повинность - это...
а) рекрутская повинность;
б) всеобщая воинская обязанность;
в) стрелецкая обязанность;
г) ямская повинность.
7) О ком идет речь в тексте? Перед каким событием эти слова были сказаны?
«Вот
пришел
час,
который
решит
судьбу
Отечества.
И
так
не
должны
вы
помышлять, что сражаетесь за _____, но за государство, ____ врученное, за род свой, за
Отечество, за православную веру и церковь... А поведайте, что ему жизнь не дорога,
только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Тест к разделу «Александр II: великие реформы»
1) Установи соответствие между названиями реформ и датами их проведения:
а) реформа государственного управления;
1) 1861 г.;
б) отмена крепостного права;
2) 1870 г.;
в) военная реформа;
3) 1864 г.;
г) судебная, земская, школьная.
4) 1872 г.;
5) 1874 г.
2) Отмена статей Парижского договора связана с именами:
а) Александра I, А. А. Аракчеева;
б) Александра II, А. М. Горчакова;
в) Александра III, К. П. Победоносцева;
г) Николая I, А. X. Бенкендорфа.
3) С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие:
а) кабальные холопы;
б) вольноотпущенные крестьяне;
в) временнообязанные крестьяне;
г) посессионные крестьяне.
4) Понятию «отрезки» соответствует определение:
а) в России в начале XX в. земельный участок, выделенный крестьянину взамен
отводившихся ему ранее общинных земель, располагавшихся в разных местах;
б) участки земли, отделенные от находившихся в пользовании крестьян наделов в
ходе крестьянской реформы 1861 г. и переданные помещикам;
в) сельское поселение, состоящее чаще всего из одного двора.
5) Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя императора, о смерти которого в
нем рассказано:
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на
парад в половине второго. Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва... Через
минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей. - Государь убит! - крикнул он».
Темы рефератов к итоговому занятию
1.
Роль личности в историческом процессе
2.
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга
3.
Первые русские реформаторы: Владимир Святославович
4.
Иван Грозный: человек и правитель
5.
Иван Грозный и его преобразования.
6.
Петр I: человек и правитель
7.
Личность Александра II
8.
Значение реформ Александра II.
9.
П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи
10. Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учебно-методическое обеспечение
1. Аверх, А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Антонова, Т.С., Харитонова, А.Л., Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России: ХХ
века. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2004.
4. Валишевский, К. Иван Грозный. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 432 с.: ил.
5. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История.- М.: Олимп; ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
6. Всемирная история: Энциклопедия / Под общей ред. В.М. Макаревича, И.И. Соколовой,
Г.Г. Макаревича и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 672 с.: ил.
7. Вурста, Н. И., Саяпин, В.В. Репетитор по истории России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007.
– 576 с.
8. Головатенко, А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на
гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с.
9. Захарова, Л.Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.
10. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Для школьников
ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2002. –
928 с.
11. Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992.
- 80 с.
12. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы /
А.Э. Безносов, А. А. Данилов, Л. В, Жукова и др. – М.: Дрофа, 2005. – 592 с.
13. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. – сост.
Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 2005.- 528 с.
14. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под
ред. М. Н. Зуева, А.А. Чернобаева.- М.: Высш. шк., 2001.- 479 с.
15. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. –
512 с., ил.
16. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. –
496 с., ил.
17. История
России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для
студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с.
18. История России XX века: Пособие для учителя / А.О. Чубарьян, Е. И. Пивовар, А.В.
Пыжиков и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2007. – 352 с.
19. Кириллов, В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 661 с.
20. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. – М.,
1991.
21. Кобрин, В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.
22. Кучерук, И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории
Отечества). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 68 с.
23. Литвак, Б.Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская
альтернатива. - М., 1991.
24. Лютых, А.А., Скобелкин, О.В., Тонких, В.А. История России: курс лекций. - Воронеж:
Информатор, 1993.
25. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА, М., 1998. – 592 с.
26. Павленко, Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
27. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999. - 368 с.
28. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. – 272 с.
29.
Уроки
отечественной
истории
Кирилла
и
Мефодия
до XIX в.
Мультимедийное
пособие. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий».
30. Чернова, М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007.
– 240 с.
31. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: А-К.- М.:
Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
32. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: Л-Я.- М.:
Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
33. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. ХVIII-ХIХ вв. - М.: Образование,
2003. – 640 с.
34.
Энциклопедия.
История
России
862-1917.
Электронное
пособие.
–
М.:
«Интерактивный мир», КОМИНФО.