Автор: Желонкина Галина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 61 "Малышок" г.Ставрополя Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: конспект Тема: "Есть в мире город, южный город" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
Тема: «Есть в мире город, южный город».
Цели. Углубление представлений о городе Ставрополе. Расширение и уточнение словаря по
теме «Родной город» (город, Ставрополь, проспект, площадь, улица, музей, река, мост,
здание,
памятник,
сад,
парк,
скульптура;
культурный,
прекрасный,
великолепный,
красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить,
восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки
словообразования).
Совершенствование
навыка
пересказа.
Совершенствование
синтаксической
стороны
речи
(сложноподчиненные
предложения;
косвенная
речь).
Автоматизация
правильного
произношения
звуков.
Развитие
связной
речи,
планирующей
функции
речи,
речевого
слуха,
памяти,
общих
речевых
навыков,
координации
речи
с
движением.
Воспитание
самостоятельности,
ответственности,
активности.
Оборудование. Наборное полотно, открытки с видами Ставрополя.
Ход занятия
Оргмомент.
Сядет тот, кто назовет ласково.
Дом - домик
Город - ...
Двор - ...
Мост- ...
Река - ...
Сад - ...
Сквер - ...
Улица - …
1. Чтение стихотворения о Ставрополе.
Логопед. Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе - Ставрополе. Вы видите
открытки с видами нашего прекрасного города. Для создания настроения я предлагаю вам
отрывок из стихотворения нашего ставропольского поэта Геннадия Фатеева.
Есть в мире город, южный город,
Частица Родины моей.
Он из полей стремится в горы,
Весь в ожерелье тополей.
Он весь теплом и светом залит,
Рекой цветов чарует нас.
Твоими, Ставрополь, глазами
Глядит Россия на Кавказ.
Это
стихотворение
мы
позже
заучим
наизусть.
Надеюсь,
что
вы
будете
говорить
красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.
Логопед. Запомнили ли вы, в каких выражениях поэт говорит о нашем городе? (Он
говорит, что… . Он пишет, что… .
Он восхищается тем, что … . Он любуется …. Он
восторгается тем, что… )
Логопед. Молодцы. Вы правильно поняли чувства поэта к нашему прекрасному городу.
2. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование навыков словообразования.]
Логопед.
Давайте
образуем
слова
из
одной
семейки
со
словом Ставрополь. Как
называют жителя Ставрополя? Ставрополец.
Логопед. Как называют жителей Ставрополя? Ставропольцы.
Логопед. Какие улицы в Ставрополе? Ставропольские.
Логопед. Как называют жительницу Ставрополя? Ставропольчанка.
Логопед. Очень хорошо! Я вами горжусь.
3. Чтение логопедом рассказа о Ставрополе.
Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.
Мы живем в городе Ставрополе. Ставрополь - один из самых больших городов на юге
России. Недалеко от Ставрополя находятся горы Кавказа. Поэтому Ставрополь называют
«воротами Кавказа». Ставрополь стоит на реке Ташла. В городе много улиц, проспектов,
площадей. Самый главный проспект города – проспект Карла Маркса. В Ставрополе много
музеев, библиотек, институтов. На всю страну славятся ставропольские предприятия.
4. Беседа по прочитанному.
Логопед. С какого предложения начинается рассказ?
Логопед. Какие горы находятся недалеко от Ставрополя?
Логопед. Поэтому как называют наш город? (Наш город называют «ворота Кавказа»).
Логопед. Как называется река, на которой основан Ставрополь?
Логопед. Чего много в нашем городе?
Логопед. Какие достопримечательности вы видите на открытках? (Я вижу... Я узнал…)
Логопед. Очень хорошо. Вы дали толковые ответы на мои вопросы.
5. Упражнение «В нашем городе». Составление распространенных предложений.
В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых,
чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.
В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых,
высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.
В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых,
высоких, старых, роскошных деревьев.
В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных,
красивых, шумных площадей.
В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, смелых,
трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.
6. Коллективное составление плана пересказа.
Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа.
Логопед. С чего вы начнете рассказ? ( Мы скажем, что мы живем в городе Ставрополе).
Логопед. О чем вы будете рассказывать дальше? (Дальше нужно сказать о том, что в
городе много улиц, проспектов, площадей).
Логопед. Как вы продолжите рассказ? (Мы расскажем, что главная река Ставрополя -
это Ташла).
Логопед. Что вы расскажете потом? (Потом нужно рассказать, что наш город называют
«ворота Кавказа»).
Логопед. Молодцы! Вы составили план рассказа.
6. Пальчиковая гимнастика «Мы по городу шагаем».
Логопед
предлагает
детям
пройти
на
ковер
и
встать
в
круг.
Приседают,
шагают
пальчиками по ковру.
Встают,
на
каждое
название
загибают
по
одному
пальчику
сначала на правой, потом на левой руке.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Площади и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
7. Повторное чтение рассказа логопедом.
Логопед
предлагает
детям
вновь
занять
стульчики
и
еще
раз
читает
рассказ,
предупредив детей о последующем пересказе.
8. Пересказ текста детьми.