"Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей"
Автор: Яшкина Наталья Александровна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, Тюменская область г.Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: "Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей" Раздел: дополнительное образование
дополнительного образования детей.
Н.А.Яшкина, методист
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Дом детского творчества»
г.Нефтеюганск.
В
период
глубоких
социально-экономических
изменений
в
России,
когда
происходит
переоценка
всей
системы
общественных
отношений,
существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной
особенностью
нашего
времени
является
активизация
инновационных
процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы:
предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение,
иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании
инновационных процессов в системе образования.
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования,
как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного
образования,
частью
общей
системы
образования,
выступает
как
необходимое
звено,
обеспечивающее
развитие
личности
и
ее
раннюю
профессиональную ориентацию.
Ценность
дополнительного
образования
детей
состоит
в
том,
что
оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации
знаний
и
навыков,
стимулирует
познавательную
мотивацию
обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети
могут
развивать
свои
потенциальные
способности,
адаптироваться
в
современном обществе и получают возможность полноценной организации
свободного времени.
Ведущей
тенденцией
обновления
системы
дополнительного
образования
детей
становится
включение
педагога
в
инновационную
деятельность,
которая
является
доминирующим
качеством
учреждения.
В
контексте
инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль
педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная
деятельность
педагога
дополнительного
образования
становится обязательным компонентом личной педагогической системы и
приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает
переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы
традиционной
исполнительской
деятельности
и
смену
ее
на
проблемно-
поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и
создающую
условия
для
самосовершенствования
личности.
В
педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом
знании,
изменении
образовательных
и
социальных
функции
педагога.
Вышеизложенно е
определяет
актуа льно сть
выбранной
т е м ы
исследовательской
работы.
Цель
-
рассмотреть
использование
инновационных технологии в системе дополнительного образования детей
дома детского творчества. Достижение сформулированной цели потребовало
постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;
- направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей;
-содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе.
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования
это:
-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как
условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения
качества
образовательного
процесса,
повышения
эффективности
профориентационной работы;
-развитие
межрегиональных
и
международных
проектов
как
средство
повышения
открытости
образования,
знакомства
воспитанников
со
сверстниками
из
других
регионов
стран,
развития
соревновательности,
патриотизма,
гордости
за
результаты
собственной
деятельности
и,
как
следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности,
умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
-ра зв ит ие
информа ционно-коммуника ционны х
т ехнологий
и
телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как
путь
повышения
доступности
образования,
развития
цифровой
культуры
учащихся
и
обеспечения
современного
уровня
обе спеченно сти
общеобразовательных программ компьютерными технологиями;
-преемственность общеобразовательных программ разного уровня, создание
непрерывных
учебных
циклов
от
начальной
мотивации
учащихся
до
серьезной предпрофессиональной подготовки;
-обновление
содержания
образования
с
учетом
новых
направлений,
возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и
др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
-развитие
комплексной
информационной
системы
дополнительного
образования
на
основе
специализированного
интернет-порта ла,
моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими
системную информацию по всем направлениям развития дополнительного
образования;
-развитие
интегрированных
образовательных
технологий
–
проектно-
исследовательской
деятельности,
игровой
технологии,
личностно-
ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они
традиционно не применялись;
-анализ
и
выявление
возможной
социально
востребованной
тематики
творческих,
проектных
и
исследовательских
работ
учащихся
в
социуме,
территориальных
сообществах
(районах)
с
включением
их
в
тематику
общеобразовательных программ дополнительного образования;
-системное
использование
психологической
ауры
различных
профессий
(романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей:
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно
усложняется
деятельность
по
разработке
содержания
и
технологии
деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она
требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме
того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные
требования к качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является
то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной
фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка –
его активность, избирательность, креативность.
Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение
поддержать
ребенка
в
его
деятельности,
способствовать
его
успешному
продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь
освоить разнообразную информацию.
В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи
опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют
в современном дополнительном образовании более активных и интересных
взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе
обучения,
где
преобладает
как
бы
обобщенная
связь
педагога
со
всеми
детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности
в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога,
его чувствительность к новому, открытость.
Рассмотрим на примере инновационную деятельность нашего учреждения.
Здесь деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в
практику
деятельности
объединений
современных
педагогических
технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач,
которые заявляет педагогический коллектив.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно
через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами
дома детского творчества внедряются в практику инновационные технологии
такие как:
1 . Педагогические
технологии
на
основе
личностно-ориентированного
подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. );
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Проблемное обучение;
-
Технология
индивидуального
обучения
(индивидуальный
подход,
индивидуализация обучения, метод проектов);
2. Технологии дифференциации и индивидуализации.
3 . Внутригрупповая
дифференциация
через
использование
педагогических
мастерских.
4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и
личностно-значимую деятельность.
Сегодня
не
вызывает
сомнений
огромное
значение
в
инновационной
деятельности
метода
проектов.
Проектная
деятельность
внедряется
в
объединения
технической
и
художественной
направленности.
В
процессе
организации
исследовательской
деятельности
учащихся
педагог
особое
внимание
уделяет
формированию
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
развитию
умения
определять
возможные
методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формированию
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению
поставленной
задачи,
с
использованием
различных
вариантов;
развитию
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной
беседы
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в
работе с учащимися разного возраста, начиная с дошкольников, включать в
него различные методики и технологии.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для
нашего учреждения и апробировалась нами только в течение последних трех
лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Учащиеся, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно
применяют
сенсорные
ощущения
в
решении
практических
задач;
-осознают
себя
субъектом
понимающим
(что
известно,
что
нет,
каким
образом можно узнать);
-способны
общаться
в
детском
коллективе
по
поводу
обсуждения
совместного плана действий;
-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его
уникальность, красоту, универсальность.
Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности
проектный метод:
-проявляют
способность
к
самостоятельному
творческому
планированию
всего воспитательно-образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и
запросов учащихся;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
-реализуют
свои
творческие
умения
(в
изобразительной,
литературной,
музыкальной деятельности).
Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений
дома детского творчества:
-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом
родителей;
-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в
детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;
-смогли реализовать свои творческие способности.
В практике нашего учреждения используются следующие виды проектов:
-исследовательские проекты: учащиеся работают над созданием моделей и
экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде проекта;
-ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированные
проекты:
дети
собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
-творческие
проекты
(оформление
результата
в
виде
детского
праздника,
детского дизайна, например «Театральная неделя» или «Мы готовимся к
юбилею» и др.).
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего
воспитательно-образовательного
процесса
способствует
внесению
новых
идей
в
разработку
содержания
и
методов
обучения
и
воспитания,
позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Поиск
и
освоение
новых
инноваций,
способствующих
качественным
изменениям
в
деятельности.
Многими
исследователями
развитие
дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной
разработки
и
создания,
внедрения
и
освоения,
распространения
и
стабилизации
новшеств,
обуславливающими
его
качественно
новое
состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного
образования
обусловлена
уровнем
развития
общества
и
продиктована
уровнем
инновационности
общего
школьного
образования.
Другими
словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в
изменениях и возможность их реализации.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют
сущность
формирования
учреждения
дополнительного
образования:
положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях
дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень
педагогов
дополнительного
образования,
создают
лучшие
условия
для
духовного
развития
воспитанников,
позволяют
осуществить
личностно-
ориентированный подход к ним.