Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем.
Автор: Шуговитова Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 204 Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: статья Тема: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем. Раздел: дошкольное образование
УДК
Шуговитова О.В. Shugovitova O.V.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №204
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития
воспитанников» города Кемерово.
"Kindergarten generally developing form with the implementation of the priority activities
of artistic and aesthetic direction of the development of pupils" of the city of Kemerovo.
Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством
ознакомления с родным краем.
The development of preschool children concepts of native land through acquaintance
with native land.
Аннотация:
Ак туальность
темы
определяется
проблемой
становления
у
дошкольников
ценностного
отношения
к
родной
стране,
стоящим
перед
отечественным дошкольным образованием.
Ключевые слова: малая Родина, родной край.
Abstract: the relevance of the topic is determined by the problem of formation in preschool
children value attitude to the native country facing domestic preschool education.
Keywords: small homeland, native land.
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным
дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников
ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как
показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является
важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым
компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои
потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе
ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ
гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств
являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение
принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре,
формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны,
родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания
патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам,
знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного
интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности,
местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются
для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного
отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни
родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном
образовательном учреждении.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому, настоящему,
ко всему человечеству.
В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании
получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и
социальным институтам.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к
истории, культуре, социальной жизни родного края, связано с изучением механизмов
социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком
самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира
предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как
общество сегодня предъявляет новые требования социальному статусу каждого
человека, требует от него целесообразности и полезности приложение сил и
максимально полная личностное развитие.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об
окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять
полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир
взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему
понять окружающую действительность.
Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является
ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут.
Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми в быту, так
и на занятиях.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими
социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с
любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -
к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают
речь детей. Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо было
подобрать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны
характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к
матери, к Родине
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной
связи с семьей. Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать
себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в
семейное дело.
В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте
его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с
вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и
защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или
дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми,
умеющими уважать себя и других.
Список литературы
1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для
реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» - М.АРКТИ, 2008
– 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-
патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов.
ДОУ //Авт.- сот. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008 – 205с.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по
патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под редакцией Л.А.Кондрыкинской – М.:ТЦ
Сфера, 2009 – 192с.
4. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей
(программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная
культура») / Авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова,
И.А.щербакова – М.:АРКТИ, 2007 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).
5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /
Под ред.Л.А.Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2008 – 192с.
6. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание
дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателя ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е.
Осипова. – М.: Скрипторий, 2008. – 104с.
7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.